Определение №21/22340/18 Определение о возбуждении дела № 4-14.31-201/00-21-18 в отно... от 2 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Чеченэнерго»

Старопромысловское шоссе, д. 6,

г. Грозный, 364020

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 4-14.31-201/00-21-18

об административном правонарушении

и проведении административного расследования

 

02.04.2018 г. Москва

 

Я, <.....................> , рассмотрев решение по делу № 1-10-36/00-21-17 о нарушении антимонопольного законодательства, изготовленное в полном объеме 07.02.2018, в отношении АО «Чеченэнерго» (далее - АО «Чеченэнерго») (адрес: 364020, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, д. 6; дата регистрации в качестве юридического лица: 08.05.2008, ОГРН 1082031002503, ИНН 2016081143, КПП 201401001),

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 03.10.2017 № 1289/17 возбуждено дело № 1-10-36/00-21-17 по признакам нарушения АО «Чеченэнерго» пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности).

В ходе рассмотрения дела № 1-10-36/00-21-17 Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено следующее.

АО «Чеченэнерго» в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 242 от 24.04.2015 является гарантирующим поставщиком на территории Чеченской Республики.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетики) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - это коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с Законом об электроэнергетики заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Деятельность гарантирующих поставщиков регулируется Законом об электроэнергетики, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) и иными нормативно-правовыми актами.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-36/00-21-17 в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в целях установления доминирующего положения АО «Чеченэнерго» проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электроэнергии (мощности) за 2016 год.

Согласно статье 5 Закон о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В результате Комиссией ФАС России установлено, что АО «Чеченэнерго» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики с долей 98,71 %.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения дела № 1-10-36/00-21-17 стали представленные Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 14.12.2016 № СР-02/16-5430 результаты мониторинга ценовой ситуации на розничных рынках электрической энергии, содержащие сведения о превышении АО «Чеченэнерго» допустимого уровня величины изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), установленного Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179 (далее – Правила № 1179).

В соответствии с пунктом 4 (4) Правил № 1179, величина изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) (величина изменения СВНЦ) не должна превышать 10 % от суммы средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемой за соответствующий расчетный период по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы, и произведения средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке и коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по 1-й ценовой категории (СВНЦ 1 ЦК).

      • По результатам рассмотрения материалов, представленных Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 14.12.2016 № СР-02/16-5430, установлено, что в расчетах СВНЦ 1 ЦК за октябрь 2016 года АО «Чеченэнерго» применило величину изменения СВНЦ в размере 252,69 руб/МВтч, вместо рассчитанной коммерческим оператором максимальной величины в размере 128,1 руб/МВтч, что составляет 19,7 % от СВНЦ 1 ЦК.

Таким образом, величина изменения СВНЦ, рассчитанная АО «Чеченэнерго», на 9,7 % превысила 10 % порог, установленный пунктом 4(4) Правил № 1179.

2. В рамках пояснений по делу (письмо от 20.10.2017 № СР-02/17-5429) Ассоциация «НП Совет рынка» указала, что ранее письмом от 15.11.2016  № СР-02/16-4907 в адрес ФАС России была направлена информация о несоответствии, заключающемся в высоком значении величины изменения СВНЦ, представленной АО «Чеченэнерго» в отношении сентября 2016 года.

Согласно расчету Ассоциации «НП Совет рынка» величина изменения СВНЦ не должна была превышать 131,49 руб/МВтч. В свою очередь АО «Чеченэнерго» была представлена информация о применении величины изменения СВНЦ в размере 378,93 руб/МВтч, что составляет 28,82 % от СВНЦ 1 ЦК и превышает установленный пунктом 4(4) Правил № 1179, размер допустимой 10 % корректировки (на 18,82%).

В целях проверки соответствия информации, представленной АО «Чеченэнерго» коммерческому оператору оптового рынка и выставленной потребителям первой ценовой категории, ФАС России письмом от 03.05.2017 № ЦА/29894/17 и письмом от 03.11.2017 № ВК/76492/17 направила запрос в адрес потребителей АО «Чеченэнерго» (АО «Чеченцемент», ОАО «Чеченавто») о представлении данных о СВНЦ 1 ЦК, выставленной АО «Чеченэнерго», за октябрь и сентябрь 2016 года.

ОАО «Чеченавто» (письмами от 22.05.2017 № 964 и от 03.11.2017 № ВК/76492/17) и АО «Чеченцемет» (письмом от 23.05.2017 № 133) представлены счета – фактуры, подтверждающие превышение допустимого уровня СВНЦ 1 ЦК в октября и сентябре 2016 года.

3. Из представленных Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 11.12.2017 № СР-02/17-6113 сведений видно, что АО «Чеченэнерго» систематически превышало установленный уровень величины изменения СВНЦ, как в 2015 году (в октябре), так и в 2016 году (в июне, сентябре и октябре).

В письме от 23.11.2017 № 01/18-923/2315 АО «Чеченэнерго» представило сравнение формул расчета составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, установленные Правилами № 1179 и формул, применяемых АО «Чеченэнерго».

При рассмотрении указанных данных Комиссией ФАС России было выявлено, что гарантирующий поставщик АО «Чеченэнерго» осуществлял расчет составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории в порядке, несоответствующем установленным Правилами № 1179, а именно:

- расчет СВНЦ 1 ЦК за расчетный период, не соответствует формуле 4(1) Правил № 1179;

- при расчете коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями) по первой ценовой категории использовалась формула отличная от предусмотренной пунктом 4(2) Правил № 1179;

- расчет величины изменения СВНЦ не соответствует пункту 4(4) Правил № 1179;

- расчетная (вспомогательная) величина изменения СВНЦ рассчитывалась АО «Чеченэнерго» в порядке, отличном от установленного в пункте 4(5) Правил № 1179;

- расчет СВНЦ 1 ЦК за предыдущий расчетный период не соответствует пункту 4(6) Правил № 1179;

- расчет платы за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, осуществлялся в ином порядке, нежели предусмотренном пунктом 9(1) Правил № 1179.

Таким образом, АО «Чеченэнерго» использовало методику расчета составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, отличную от установленной в Правилах № 1179.

Комиссией ФАС России, основываясь на доводах Ассоциация «НП Совет рынка», отмечено следующее:

1. Учет данных, которые относятся к предыдущим расчетным периодам, при расчете СВНЦ 1 ЦК, по иным причинам, отличных предусмотренных пунктом 88 Основных положений, не предусмотрен (письмо от 03.11.2017 № СР-02/17-5625).

      • Отсутствие каких – либо иных актов Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти, позволяющих гарантирующим поставщикам осуществлять расчет СВНЦ на электрическую энергию (мощность) и их составляющих, используемых для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, способом, отличным от установленного Основными положениями и Правилами № 1179 (письмо от 24.11.2017 № СР-02/17-5892).

Таким образом, АО «Чеченэнерго» осуществляло расчет составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории не в соответствии с действующим законодательством, а также систематически применяло размер величины изменения корректировки средневзвешенной нерегулируемой цены, превышающий допустимое значение, установленное Правилами № 1179.

Действия АО «Чеченэнерго» привели к увеличению нерегулируемой цены (ставки нерегулируемой цены) на электрическую энергию (мощность), выставляемую гарантирующим поставщиком потребителям (покупателям), не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей в 2015 году (в октябре) и в 2016 году (в июне, сентябре и октябре).

В результате действий АО «Чеченэнерго» потребители оплачивали электроэнергию (мощность) по завышенной нерегулируемой цене (ставки нерегулируемой цены), превышающей значение предельного уровня нерегулируемой цены.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетики установлено, что на розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирования ценами на розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего положения.

В соответствии со статьей 3 Закон об электроэнергетики манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность.

Согласно пункту 24 Порядка определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1164, на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, изменение нерегулируемой цены (ставки нерегулируемой цены) на электрическую энергию (мощность), выставляемую гарантирующим поставщиком потребителям (покупателям), не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) является существенным, в случае если указанная цена (ставка нерегулируемой цены) превышает значение предельного уровня нерегулируемой цены (соответствующей ставки предельного уровня нерегулируемой цены), определяемого в соответствии с Основными положениями, с учетом предусмотренной в них дифференциацией нерегулируемых цен и их предельных уровней.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Действия гарантирующего поставщика АО «Чеченэнерго», занимающего доминирующее положение, является манипулированием ценами на розничном рынке электроэнергии (мощности), выразившиеся в продаже потребителям первой ценовой категории электрической энергии (мощности) по цене (ставки нерегулируемой цены), превышающей значение предельного уровня нерегулируемой цены, что свидетельствует о существенном изменении нерегулируемой цены (ставки нерегулируемой цены) на электрическую энергию (мощность), в результате чего привело к ущемлению интересов потребителей электрической энергии (мощности) и ограничению конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, установив факты и обстоятельства дела № 1-10-36/00-21-17, решила признать в действиях АО «Чеченэнерго» нарушение пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности).

Резолютивная часть решения оглашена 24.01.2018 г. Решение по делу № 1-10-36/00-21-17 изготовлено в полном объёме 07.02.2018 г. (от 07.02.2018 № 21/7959/18).

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

    • Возбудить в отношении АО «Чеченэнерго» (место нахождения: 364020, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, д. 6; дата регистрации в качестве юридического лица: 08.05.2008, ОГРН 1082031002503, ИНН 2016081143, КПП 201401001) дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП АО «Чеченэнерго» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения и документы (надлежащим образом заверенные копии):

    • размер совокупной выручки от реализации (продажи) всех товаров (работ, услуг) АО «Чеченэнерго» за 2016 год;

    • выручка от всего объема продажи электрической энергии (мощности), купленной на оптовом рынке электроэнергии (мощности) и реализованной потребителям первой ценовой категории за 2016 год;

    • размер выручки АО «Чеченэнерго» за 2016 год от реализации электрической энергии потребителям первой ценовой категории на территории Чеченской Республики с разбивкой по услугам (сбытовая надбавка, средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), стоимость услуг инфраструктуры, стоимость услуг по передаче электрической энергии);

    • размер выручки АО «Чеченэнерго» от реализации электрической энергии за 2016 год на территории Чеченской Республики по всем категориям потребителей с разбивкой по услугам;

    • сведения о должностных лицах АО «Чеченэнерго», ответственных за расчет СВНЦ 1 ЦК и направление счетов за потребленную электроэнергию потребителям первой ценовой категории в 2015 году;

    • сведения о должностных лицах АО «Чеченэнерго», ответственных за расчет СВНЦ 1 ЦК и направление счетов за потребленную электроэнергию потребителям первой ценовой категории в 2016 году;

    • копии должностной инструкции должностных лиц, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Определения;

    • копии приказов о назначении должностных лиц на должности в АО «Чеченэнерго», указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Определения;

    • паспортные данные должностных лиц, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Определения.

В соответствии со статьей 26.10 КоАП при невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

4. Законному представителю АО «Чеченэнерго» явиться 27 апреля 2018 года в 14 часов 00 минут по адресу: 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11, этаж 5, каб. 502 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-201/00-21-18, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок представителя ОАО «Чеченэнерго» будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

<.....................>

Связанные организации

АО "Чеченэнерго"
ИНН 2016081143, ОГРН 1082031002503