Определение №02/25781/18 Определение о возбуждении административного правонарушения от 12 апреля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

<.................................>

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела

об административном правонарушении № 4-14.32-524/00-02-18

и проведении административного расследования

 

«12» апреля 2018 г. г. Москва

 

Я, начальник отдела газовой и угольной промышленности Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России А.И. Богданов, рассмотрев решение по делу № 1-16-182/00-02-16, изготовленное в полном объеме 23.05.2017, а также иные материалы дела № 1-16-182/00-02-16, в отношении генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» - <............................>,

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 6.1 Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ОАО «Газпром» от 30.11.2009 № 57 (далее – Концепция), основными этапами участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации являются, в том числе, заключение соглашения о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, разработка схемы газоснабжения и газификации региона или субъекта Российской Федерации, формирование ежегодной Программы газификации регионов Российской Федерации ОАО «Газпром», разработка планов-графиков синхронизации.

Во исполнение Концепции органами исполнительной власти Самарской области и хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ПАО «Газпром» была принята Корректировка схемы газоснабжения и газификации Ставропольского района Самарской области 2011 года, Программа развития газоснабжения и газификации Самарской области на период 2016-2020 годы, планы-графики выполнения программ.

Из материалов дела1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что между губернатором Самарской области, Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области группой лиц ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз» было заключено и реализовывалось антиконкурентное соглашение, которое не было выражено в качестве единого письменного документа, заключенного по правилам гражданского законодательства Российской Федерации. Указанное соглашение было заключено в устной форме, с нарушением норм пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Факт заключения соглашения и его последующая реализация подтверждается тем, что его участниками совместно утверждены Корректировка схемы газоснабжения 2011 года и Программа развития газоснабжения на 2016 — 2020 годы, которые являются основанием для выполнения мероприятий по проектированию и строительству газопровода-отвода и газораспределительной станции (далее — ГРС) с.п. Подстепки и распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа. Как следует из письма от 20.12.2012 № 1-29/107, губернатор Самарской области в развитие достигнутых договоренностей с ОАО «Газпром», направил согласованную скорректированную Генеральную схему газоснабжения муниципального района Ставропольский Самарской области и программу развития и газификации Самарской области на период 2012-2015 г.г. Также со стороны губернатора Самарской области в адрес ПАО «Газпром» было направлено письмо (от 30.03.2016 № 1-30/1395) с подтверждением заинтересованности Правительства Самарской области в реализации указанных мероприятий и просьбой предусмотреть объемы финансирования, достаточные для ввода объектов в эксплуатацию. Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2015 № 780 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261 «Об утверждении Схемы территориального планирования Самарской области» данным объектам придан статус объектов регионального значения Самарской области.

Хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц ОАО «Газпром» (ООО «Волжская газовая компания» (в настоящее время – ООО «Газпром газораспределение Самара»), ОАО «Газпромрегионгаз»), с 2009 года неоднократно направляли обращения в адрес ОАО «Волжская ТГК» (в настоящее время – ПАО «Т Плюс») относительно проекта по строительству дополнительного распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа от реконструируемой ГРС (письмо ООО «Волжская газовая компания» от 21.10.2009 № 2470; письмо ОАО «Газпромрегионгаз» от 20.06.2010 № 05-10/6828). Обоснования наличия объективной технической или экономической необходимости в строительстве дополнительного источника газоснабжения ТЭЦ ВАЗа указанные выше письма не содержат. Представленная в материалы дела №1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства, переписка между группой лиц ПАО «Газпром» и ПАО «Т Плюс» не подтверждает наличия со стороны потребителя действий по инициированию включения Распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа в программу газификации, финансируемую за счет средств ООО «Газпром межрегионгаз». В частности, ООО «Газпром газораспределение Самара» самостоятельно обратилось в Самарский филиал ОАО «Волжская ТГК» (в настоящее время – филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») за выдачей технических условий на подключение проектируемого газопровода в сети ТЭЦ ВАЗа (письмо от 02.04.2015 № 818) и внесением изменений в технические условия (письмо от 03.09.2015 № 2184), согласно которым просило потребителя указать необходимую ему максимальную нагрузку в размере 583,50 тыс. м3/час. Фактическое потребление газа ТЭЦ ВАЗа в указанном объеме не подтверждается материалами дела. Напротив, из информации, представленной ПАО «Т Плюс», следует, что текущий максимальный объем потребления газа на ТЭЦ ВАЗа составляет, исходя из располагаемых нагрузок, 460,00 тыс. м3/час. Осуществление мероприятий, связанных с увеличением объема газопотребления ТЭЦ ВАЗа свыше 460,00 тыс. м3/час, не планируется. Возможность потребления газа в объеме, предусмотренном проектной документацией (655,053 тыс. м3/час – по данным информации филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс», 650 400 тыс. м3/час – по данным пояснений ООО «Газпром межрегионгаз», письму филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» от 27.02.2017, исх. № 51100-08-01027), документами, имеющимися в деле, не подтверждена.

Объем в размере 583, 5 тыс. м3/час, указанный в письме от 03.09.2015 №2184, является усредненным значением по отношению к проектному и текущему максимальному объему потребления. Применение усредненного показателя расхода газа действующим законодательством не предусмотрено и не подтверждается потребителем. Как следует из материалов дела № 1-16-182/00-02-16, данная величина расхода газа определена не потребителем, исходя из планируемого объема потребления, а непосредственно группой лиц ПАО «Газпром», на основании данных технических условий на присоединение к ГРС с.п. Подстепки распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа (письмо ООО «Газпром газораспределение Самара» от 03.09.2015 № 2184).

Согласно пояснительной записке к проекту на ТЭЦ ВАЗ (пункт 12.4), расчетный максимальный расход газа на ТЭЦ при работе всех котлов на газе в максимально-зимнем режиме (при температуре наружного воздуха -30◦С и ниже) составляет 715 тыс.куб.м./час (в документе имеется внесенное от руки исправление), тогда как максимальная суммарная мощность двух ГРП составляет 600 тыс. куб.м./час. В режиме средней нагрузки за самый холодный месяц расход газа на ТЭЦ, при работе ТЭЦ только на газе, составит 590 тыс. куб.м/час, т.е. обеспечивается существующими ГРП. Как следует из письма филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» от 27.02.2017 № 51100-08-01027, максимальный проектный расход газа, потребляемый энергетическими и водогрейными котлами при единовременной работе составляет 650 400 тыс. куб.м./час, а необходимый для покрытия максимальных располагаемых нагрузок ТЭЦ ВАЗа расход газа (в т.ч. на перспективу) составляет 460 тыс. куб.м./час. В соответствии с письмом филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» от 07.11.2016 № 51100-08-05501, расход газа на целевой состав газоиспользующего оборудования ТЭЦ ВАЗа составляет 277 тыс.куб.м./час. Таким образом, данные ПАО «Газпром», ООО «Газпром межрегионгаз» и филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» относительно проектной мощности газоиспользующего оборудования противоречат друг другу и не соответствуют представленным в материалы дела документам.

ООО «СВГК» является газораспределительной организацией, осуществляющей эксплуатацию и развитие сетей газораспределения, расположенных на территории Самарской области, включая территорию городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский. Согласно уставу, основным видом деятельности ООО «СВГК» является оказание потребителям услуг по транспортировке газа по эксплуатируемым обществом газораспределительным сетям.

Транспортировка газа на территории города Тольятти и Ставропольского района осуществляется ООО «СВГК» по газораспределительным сетям, запитанным от газораспределительных станций (далее – ГРС) № 10, 19, 19А, 115, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Самара».

В частности, от газораспределительных сетей ООО «СВГК» запитан объект ТЭЦ ВАЗа, который является крупнейшим потребителем в регионе (согласно представленным сведениям, в 2015 г. объем транспортировки на ТЭЦ ВАЗа составил 1416 млн. м3 газа). Транспортировка газа на ТЭЦ ВАЗа осуществляется на основании договора, заключенного с ПАО «Т-Плюс» филиал «Самарский», от закольцованных между собой ГРС-19, 19А по двум газопроводным ниткам:

- по газопроводу высокого давления от ГРС-19 до ТЭЦ ВАЗа, Центральный район, протяженностью 6946,2 метра, год ввода в эксплуатацию - 1971;

- по газопроводу высокого давления от ГРС-19 до ТЭЦ ВАЗа, ул. Северная, Центральный район, протяженностью 7185,65 метра, год ввода в эксплуатацию – 1984.

В рамках рассмотрения дела № 1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства, было установлено, что заключение и реализация соглашения, направленного на обеспечение создания альтернативного источника газоснабжения для ТЭЦ ВАЗа, транспортировка газа по которому в настоящее время обеспечивается ООО «Средневолжская газовая компания» между органами государственной власти Самарской области и группой лиц ПАО «Газпром» не обусловлены какими-либо объективными причинами и не имеют под собой реальной технической, экономической или иной необходимости, кроме перевода потребителя ТЭЦ ВАЗа (филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») от существующей газораспределительной организации ООО «СВГК» к иной газораспределительной организации ООО «Газпром газораспределение Самара», входящей в группу лиц ПАО «Газпром».

Соглашения (договоренности) между органами исполнительной власти Самарской области и хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ПАО «Газпром», были направленны на создание нового источника газоснабжения ТЭЦ ВАЗа от ГРС с.п. Подстепки, содержатся в следующих документах:

1) корректировке схемы газоснабжения и газификации Ставропольского района Самарской области 2011 г., утвержденной губернатором Самарской области и генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз»;

2) планах-графиках синхронизации выполнения программ, в том числе план-график синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации на 2015 год Самарская область, утвержденного Губернатором Самарской области, ПАО «Газпром» и согласованного ООО «Газпром межрегионгаз»;

3) программе развития газоснабжения и газификации Самарской области на 2016-2020г.г., в настоящее время утвержденной губернатором Самарской области и Председателем правления ПАО «Газпром».

Предметом соглашения, рассматриваемого в рамках дела 1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства, является изменение существующей схемы газоснабжения Ставропольского района и городского округа Тольятти в части перевода потребителей, включая ТЭЦ ВАЗа (филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром».

Реализация заключенного соглашения в части изменения существующей схемы газоснабжения Ставропольского района и городского округа Тольятти подразумевала:

- строительство нового источника газоснабжения для потребителя ТЭЦ ВАЗа, который является крупнейшим потребителем на территории Самарской области, от ГРС с.п. Подстепки (распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа) в отсутствие реальной технической, экономической или иной необходимости;

-  передача указанного распределительного газопровода на эксплуатационное обслуживание ООО «Газпром газораспределение Самара», входящему в группу лиц ПАО «Газпром», которое будет оказывать услуги по транспортировке газа на ТЭЦ ВАЗа по этому газопроводу потребителю - филиалу «Самарский» ПАО «Т Плюс»;

- создание условий, при которых транспортировка газа будет осуществляться по газораспределительным сетям от ГРС с.п. Подстепки, эксплуатируемым в дальнейшем организациями группы лиц ПАО «Газпром» (ООО «Газпром газораспределение Самара»), а не по газораспределительным сетям от действующих ГРС-19, 19А, эксплуатируемым ООО «СВГК» (вывод из эксплуатации ГРС-19, 19А суммарной мощностью 1185,00 тыс. м3/час со строительством вместо них новой ГРС мощностью 450,00 тыс. м3/час;

Реализация заключенного соглашения в части изменения существующей схемы газоснабжения Ставропольского района и городского округа Тольятти, фактически приведет (может привести) к ограничению конкуренции на рынке газоснабжения и газификации на территории Ставропольского района и городского округа Тольятти Самарской области, в частности, к ограничению конкуренции за доступ на рынок транспортировки газа и, как следствие, к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на данном товарном рынке.

Решением по делу № 1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства, было установлено, что со стороны органов исполнительной власти Самарской области имеет место заключение и реализация соглашения с группой лиц ПАО «Газпром», ООО «Газпром межрегионгаз», направленного на создание альтернативного источника газоснабжения для ТЭЦ ВАЗа, транспортировка газа которому в настоящее время обеспечивается ООО «СВГК», и перевод потребителя ТЭЦ ВАЗа (филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром», а именно:

- строительство газопровода-отвода и ГРС с.п. Подстепки мощностью 950 000 куб.м/час;

- строительство распределительного газопровода для газоснабжения ТЭЦ ВАЗа от ГРС с.п. Подстепки до территории ТЭЦ ВАЗа, в отсутствие реальной технической, экономической или иной необходимости в выполнении указанных мероприятий. Последствием реализации имеющегося соглашения является устранение ООО «СВГК» с рынка транспортировки природного газа на объект ТЭЦ ВАЗа.

В результате рассмотрения дела № 1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства, ФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на перевод потребителей газа Ставропольского района г.о. Тольятти Самарской области от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром» (решение ФАС России от 23.05.2017 по делу №1-16-182/00-02-16).

Со стороны группы лиц в составе ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз» заключение и реализация указанного соглашения выразились в утверждении совместно с органами исполнительной власти Самарской области Корректировки схемы газоснабжения и Программы развития газоснабжения, которые являются основанием для выполнения указанных мероприятий, а также в непосредственном осуществлении при поддержке органов исполнительной власти Самарской области действий, направленных на создание альтернативного источника газоснабжения ТЭЦ ВАЗа (выполнение проектно-изыскательских работ в целях подготовки к строительству).

Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП).

Согласно части 4 статьи 14.32 КоАП заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 2.4 КоАП предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

<............................>является генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз». Решением по делу № 1-16-182/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что в 2012-м году Губернатором Самарской области <............................> совместно с Генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз» <............................> утверждена корректировка схемы газоснабжения и газификации Ставропольского района Самарской области 2011 года, а также план-график синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации на 2015 год Самарская область, утвержденного Губернатором Самарской области, ПАО «Газпром» и согласованного ООО «Газпром межрегионгаз».

Согласно статье 23.48 КоАП Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.32 КоАП.

Таким образом, в действиях (бездействии) генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» - <............................> содержатся признаки нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на перевод потребителей газа Ставропольского района и г.о. Тольятти Самарской области от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром». ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении <............................> дело об административном правонарушении по факту нарушения 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на перевод потребителей газа Ставропольского района и г.о. Тольятти Самарской области от ООО «СВГК» к газораспределительным сетям хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ПАО «Газпром». Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП.

2. Провести административное расследование.

      • В соответствии со статьей 26.10 КоАП<............................> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения, заверенные надлежащим образом:

  • копии документов и сведений, содержащих информацию о полномочиях генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» (приказ, распоряжение, протокол, копию трудового договора и должностного регламента, копию документа удостоверяющего личность (паспорт));

  • сведения об имущественном положении <............................>, обстоятельствах, смягчающих административную ответственность;

  • сведения об индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) — <............................>;

  • сведения о доходах Селезнева Кирилла Геннадьевича за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, о наличии несовершеннолетних детей, иждивенцев.

  • письменные пояснения по существу вменяемого правонарушения.

  • иные документы по существу рассматриваемого дела.

4. <............................> явиться в 14 часов 00 минут «20» апреля 2018 г. по адресу г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 309 каб. 3 этаж для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-524/00-02-18 со всеми правами, предусмотренными статьёй 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

Начальник отдела газовой

и угольной промышленности

Управления регулирования

топливно-энергетического комплекса А.И. Богданов

 

 

 

Мамин Илья Русланович + 7 499 755 23 23 (088-879)

 

Примечание:

    • 1. Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях просьба направить не позднее чем за 1 день до рассмотрения дела на адрес электронной почты mamin@fas.gov.ru.

 

 

2018-39448(1)

Связанные организации

Связанные организации не указаны