Решение №10/71116/17 Решение по делу 1-15-90/00-10-17 (Министерсто тарифного регу... от 13 октября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 1-15-90/00-10-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 9 октября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2017 года.

г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела
1-15-90/00-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>,

рассмотрев дело 1-15-90/00-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (454080, Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 75) (далее - Министерство) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в уклонении от принятия решения по тарифной заявке Акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» (625023, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 5) (далее — АО «УТСК») от 07.02.2017 № ЧТС/127,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление АО «УТСК» (вх. от 16.05.2017 № 73697/17) с жалобой на действия Министерства, выразившиеся в отказе в установлении тарифа в сфере теплоснабжения для
АО «УТСК» с 01.07.2017.

Согласно имеющимся документам, материалам и сведениям АО «УТСК» письмом от 07.02.2017 № ЧТС/127 обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявлением об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию с 01.07.2017.

Порядок утверждения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установлен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила).

Согласно пункту 18 Правил предложение об установлении цен (тарифов) представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме.

Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил, является исчерпывающим.

Приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее – Регламент).

В соответствии с пунктом 11 Регламента основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 Регламента.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.

Таким образом, орган регулирования после рассмотрения предложения об установлении цен (тарифов) вправе отказать в рассмотрении и возвратить представленные документы, либо принять решение об открытии дела об установлении регулируемых цен (тарифов), по результатам рассмотрения которого будут установлены соответствующие цены (тарифы).

Согласно имеющимся документам, материалам и сведениям (вх. № 73697/17 от 16.05.2017) дело № 02/19_т-2017 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в централизованной системе теплоснабжения города Челябинска» было открыто Министерством 16.02.2017.

Протоколом Министерства от 07.03.2017 № 8 установлено, что АО «УТСК» предоставило неполный пакет документов, в связи с чем Министерство приняло решение продлить срок рассмотрения тарифной заявки.

Письмами от 17.03.2017 № ЧТС/367, от 21.03.2017 № ЧТС/377, от 27.03.2017 № ЧТС/413 АО «УТСК» в адрес Министерства направлены дополнительные обосновывающие материалы для утверждения цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжеющей организацией потребителям в централизованной системе теплоснабжения города Челябинска, в том числе подписанные АО «УТСК» договоры.

По итогам рассмотрения Министерством был сделан вывод об отсутствии оснований для принятия решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении АО «УТСК» с 01.07.2017 (протокол заседания Правления Министерства от 04.04.2017 № 14).

При этом Правилами и Регламентом возможность принятия органом регулирования такого решения не предусмотрена.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом «л» пункта 7 Правил предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется, в том числе на решения об установлении единых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, прочим теплоснабжающим организациям, тарифов на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией потребителям, прочим теплоснабжающим организациям, в отношении назначенной в установленном порядке единой теплоснабжающей организации, единой теплоснабжающей организации в случае изменения зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии с утвержденной (актуализированной) схемой теплоснабжения, а также в отношении регулируемой организации, утратившей в течение периода регулирования статус единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, действия Министерства, выразившиеся в отказе в принятии решения об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию в отношении
АО «УТСК», привели к невозможности осуществления регулируемой деятельности АО «УТСК».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая вышеизложенное, в действиях Министерства выявлены признаки ограничения конкуренции в отношении АО «УТСК».

ФАС России направило Министерству предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 16.06.2017 № ИА/40728/17 и установила срок исполнения предупреждения — 29.06.2017 года.

По состоянию на 28.07.2017 предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Министерством, исполнено не было.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 14.07.2017 № 929/17 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 1-15-90/00-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.07.2017 № 10/52775/17, заседание комиссии назначено на 17.08.2017.

17.08.2017 в ходе заседания комиссии ФАС России по делу
№ 1-15-90/00-10-17 Министерством приобщены дополнительные материалы, обосновывающие позицию Министерства, а также решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.10.2016, постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда г. Челябинска, постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А76-1776/2016, решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-32224/2016, которые по мнению Министерства, могут иметь значение при рассмотрении дела № 1-15-90/00-10-17.

В приобщенном к делу письме (исх. от 16.08.2017 № 05/3675) Министерство подтверждает тот факт, что в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного тарифного регулирования, отсутствует такое основание для принятия решения об отказе рассмотрения предложения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, как предоставление неполного пакета документов.

В соответствии с пунктом 22 Правил тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В выписке из протокола заседания Правления Министерства от 07.03.2017 № 8 отмечается, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенных между регулируемой организацией и потребителями. Также отмечается, что указанные договоры не представлены.

Письмами от 17.03.2017 № ЧТС/367, от 21.03.2017 № ЧТС/377, от 27.03.2017 № ЧТС/413 АО «УТСК» направлены заключенные договоры теплоснабжения с организациями, а также подписанные со стороны АО «УТСК» оферты договоров теплоснабжения.

При этом, в выписке из протокола Министерства от 04.04.2017 № 14 содержится вывод о том, что в связи с непредоставлением ранее запрошенных материалов, экспертами сделан вывод об отсутствии оснований для принятия решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении АО «УТСК» с 01.07.2017.

Однако, АО «УТСК» были представлены имеющиеся на момент рассмотрения тарифной заявки заключенные договоры.

Кроме того, необходимо отметить, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые нормы, предписывающие теплоснабжающим организациям предоставлять в тарифной заявке конкретный объем заключенных договоров теплоснабжения.

17.08.2017 в ходе заседания комиссии по делу № 1-15-90/00-10-17 Министерство пояснило, что возможность получения информации об объеме полезного отпуска тепловой энергии АО «УТСК» на период регулирования с 01.07.2017 по 31.12.2017 у Министерства отсутствовала.

В ходе рассмотрения дела № 1-15-90/00-10-17 выявлено, что постановлением Министерства от 06.06.2017 № 29/3 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «УТСК» потребителям Челябинского городского округа на период с 01.01.2018 по 31.12.2018.

При этом, в письменных пояснениях АО «УТСК», направленных письмом в адрес ФАС России (вх. 136059/17 от 05.09.2017), содержится информация о том, что к тарифной заявке об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на период регулирования с 01.01.2018 по 31.12.2018 АО «УТСК» направило идентичный пакет документов, что и к тарифной заявке об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «УТСК» на период регулирования с 01.07.2017 по 31.12.2017.

Министерством отмечено, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «УТСК» на период регулирования с 01.01.2018 по 31.12.2018, недостающую информацию об объеме полезного отпуска тепловой энергии на период регулирования, Министерством получена из схемы теплоснабжения города Челябинска, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.12.2016 № 1339 «Об утверждении схемы теплоснабжения Челябинского городского округа на период до 2032 года».

Таким образом, комиссией по делу № 1-15-90/00-10-17 сделан вывод о том, что у Министерства имелась возможность получения информации об объеме полезного отпуска тепловой энергии АО «УТСК» на период регулирования с 01.07.2017 по 31.12.2017.

По мнению комиссии ФАС России по делу № 1-15-90/00-10-17 приобщенные Министерством судебные решения не имеют отношения к рассматриваемому делу.

В рамках дела № 1-15-90/00-10-17 проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения г. Челябинска (далее — Анализ).

В рамках проведенного Анализа выявлено, что при отсутствии установленного тарифа в сфере теплоснабжения на 2017 для АО «УТСК», у
АО «УТСК» отсутствует возможность осуществлять деятельность в качестве единой теплоснабжающей организации, тем самым происходит недопущение, ограничение, устранение конкуренции, чем нарушаются законные интересы
АО «УТСК».

С учетом изложенных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приняла заключение об обстоятельствах дела № 1-15-90/00-10-17 и направила его копии лицам, участвующим в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства
и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На заключение об обстоятельствах дела № 1-15-90/00-10-17 поступили возражения Министерства (исх. от 29.09.2017 № 05/4328). Однако данные возражения Министерства не содержат каких-либо новых пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела 1-15-90/00-10-17.

По результатам рассмотрения дела № 1-15-90/00-10-17 Комиссия пришла
к выводу, что в
действиях Министерства содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в уклонении от принятия решения по тарифной заявке АО «УТСК» от 07.02.2017 № ЧТС/127, предусмотренного Правилами.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с пунктами 3.88 – 3.139 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012
№ 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Комиссия установила отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела № 1-15-90/00-10-17.

2. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (454080, Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 75) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем уклонения от принятия решения по тарифной заявке Акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» (625023, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 5) от 07.02.2017 № ЧТС/127.

3. Выдать Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны