Аналитический отчет б/н Рынок услуг электросвязи (на примере Свердловской области) от 1 декабря 2004 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Значение деятельности предприятий связи - субъектов естественных монополий и важность их государственного регулирования обусловлены их ключевой ролью в экономике и безопасности страны, в обеспечении достойного уровня жизни населения.
В соответствии с Законом «О естественных монополиях» к субъектам естественных монополий отнесены хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги общедоступной электрической связи.
В настоящее время на территории Свердловской области в соответствии с лицензиями Минсвязи России на осуществление деятельности в области электросвязи действуют 123 предприятия (оператора связи), оказывающих услуги электросвязи населению и организациям.
@@@1@@@
Концентрация этих предприятий различна - от минимальной в сельских районах области и средней в пригородной местности и районных городах до высокой в областных промышленных центрах, с высокой концентрацией предприятий и организаций и большой плотностью населения.
Наибольшая сосредоточенность операторов связи в областном центре - г. Екатеринбурге: в городе работают более 50 операторов, имеющих лицензию на право предоставления услуг связи.
Крупнейшими операторами в области электросвязи на территории Свердловской области являются:
– ОАО «Уралтелеком»;
– ОАО «Екатеринбургская телефонная сеть»;
– ОАО «Екатеринбургская междугородняя телефонная станция»;
– ОАО «Екатеринбургский телеграф» (ОАО «ЕТеЛ»).
При этом ОАО «Уралтелеком» по количеству обслуживаемых абонентов, объемам трафика и видам предоставляемых услуг является лидером на рынке электросвязи Свердловской области.
ОАО «Уралтелеком» входит в состав Ассоциации операторов, предоставляющих услуги связи посредством таксофонов, производителей оборудования, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций в области телекоммуникаций и Общественно-государственного объединения «Ассоциация документальной электросвязи».
ОАО «Екатеринбургская телефонная сеть» (ОАО «ЕТС») предоставляет услуги электросвязи и через свою телефонную сеть услуги радиотелефонной связи. ОАО «ЕТС» является присоединяющей сетью к сети электросвязи общего пользования. (СЭОП). 50 операторов связи г. Екатеринбурга присоединены к СЭОП через сеть ОАО «ЕТС». В тоже время ОАО «ЕТС» использует сетевые ресурсы у трех других операторов.
Величина затрат на подключение оператора связи к СЭОП и размер оплаты за точки подключения к сети связи составляет 14 000 рублей.
Условия подключения оператора связи к СЭОП определяются:
Правилами присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к СЭОП», утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.10.96 № 1254;
Положением о порядке присоединения сетей электросвязи к СЭОП и порядке регулирования пропуска трафика по СЭОП РФ», одобренного решением Госкомиссии по электросвязи при Минсвязи России от 25.01.95 № 107;
Техническими условиями ОАО «ЕТС» на присоединение и рядом других документов.
ОАО «ЕМТС» предоставляет услуги местной (с универсального таксофона ОАО «ЕМТС»), междугородной, международной связи, а также предоставляет в пользование магистральные и внутризоновые каналы для телефонии, передачи данных и факсимильных сообщений и доступ к сетям Интернет с оказанием услуг телематических служб. При этом оценить долю предоставляемых услуг на региональном рынке услуг связи не предоставляется возможным в связи с отсутствием информации о междугородном и международном обмене операторов связи.
На территории г. Екатеринбурга услуги междугородной и международной связи помимо ОАО «ЕМТС» с таксофонов и пунктов коллективного пользования оказывают ОАО «Уралтелеком» Свердловской области (ЦТиДС), ОАО «ЕТеЛ»), ОАО «ЕТС», ГП «Екатеринбургский почтамт». По сети общего пользования услуги междугородной и международной телефонной связи помимо ОАО «»ЕМТС» оказывают ЗАО «Глобал Один», ООО «ТелеРосс», ООО «УралРелком» и крупнейший оператор телефонной связи региона ОАО «Уралтелеком».
В настоящее время в области проходит процесс реорганизации предприятий электросвязи. В результате присоединения к ОАО «Уралтелеком» ОАО «ЕТС», ОАО «ЕМТС», ОАО «ЕтеЛ» и ОАО «УКБс» в рамках группы лиц, контролируемых ОАО «Связьинвест» будет создана четвертая по размерам телекоммуникационная компания в России. Ходатайство вышеуказанных предприятий рассматривалось МАП России и было принято решение об его удовлетворении.
Объединение позволит достичь следующих результатов:
– сокращение операционных расходов, благодаря сокращению персонала в следующих отделах: маркетинг/реклама, бухгалтерия, ценные бумаги и финансы;
– экономия на арендной плате или получение дополнительных финансовых ресурсов от продажи или сдачи в аренду недвижимости;
– сокращение необходимых инвестиционных ресурсов при координации будущего развития сети;
– в конечном счете, - повышение рыночной стоимости объединенной компании и ОАО «Связьинвест».
Присоединение (фактически объединение) этих крупнейших операторов области к ОАО «Уралтелеком» и образование единого хозяйствующего субъекта не должно привести к усилению его доминирующего положения на отдельных рынках услуг электросвязи, поскольку каждое из объединяемых предприятий связи действует на разных продуктовых территориально обособленных рынках. При этом новая компания, централизованно направляя финансовые средства и оптимально используя оборудование, сможет быстрее развиваться и обеспечивать более высокое качество связи.
За время реформирования экономики только на территории г. Екатеринбурга появилось семь новых операторов связи, которые оказывают услуги, наряду с крупными операторами, в микрорайонах города, примером является ЗАО «Уральская телефонная компания-Урал», предоставляющая услуги в жилом районе г. Екатеринбурга «Сортировочном». На данном локальном рынке кроме ЗАО «Уральская телефонная компания - Урал» работают ОАО «Екатеринбургская телефонная сеть» и ГП «Свердловская железная дорога». Доля ЗАО «Уральская телефонная компания - Урал» на локальном рынке «Сортировочном» составляет 6,2%. Существенным барьером, препятствующим ускоренному развитию небольших операторов связи, а в конечном итоге лучшему удовлетворению потребителей, является недостаток инвестиций.
Третьей наиболее многочисленной группой операторов связи на территории свердловской области являются промышленные градообразующие предприятия, получившие лицензию на оказание данного вида услуг. Зоной обслуживания этих операторов является территория самого предприятия, а также жилого рабочего поселка, где проживают работники завода. Свердловским территориальным управлением МАП России была проанализирована эта группа операторов связи на предмет выявления необходимых условий для принятия решения о включении хозяйствующих субъектов в Реестр субъектов естественных монополий в области связи (по услуге предоставления местного телефонного соединения). Были даны предложения о включении 12 предприятий в данный Реестр.
В число проблем, тормозящих развитие рынка услуг электросвязи свердловской области, относятся следующие:
1. Отсутствие инвестиций, сети имеют большой процент износа. Оборудование на сетях морально устарело (не оснащено частично аппаратурой АОН, почти полностью - аппаратурой повременного учета стоимости). Техническая эксплуатация большей части присоединенных операторов - на низком уровне, качество не удовлетворяет современным требованиям. Количество соединительных линий не соответствует нормам проектирования. Нехватка номеров сети общего пользования. Воровство кабельных сетей.
2. Несовершенство государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий. В частности, требуется расширение сферы регулирования тарифов и распространения ее на межсетевое взаимодействие между подключаемым и подключающим операторами, а также точки подключения. Не отработана методика взаиморасчетов между операторами. Опросы операторов связи Свердловской области показали, что свободное ценообразование в этих сферах у субъектов естественных монополий является препятствием для дальнейшего развития альтернативных операторов связи.
3. Несовершенство механизма согласования технических условий на подключение альтернативных операторов к сети общего пользования. Считаем целесообразным дополнить Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1254 от 19.10.96, включив в них данный механизм.
4. Оборудование импортного производства, в том числе и аппаратура сопряжения с Взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации, размещается и встраивается в производственные мощности опорных городских АТС и в узлы коммутации соединительных линий национального оператора междугородной и международной связи ОАО «Ростелеком». С целью улучшения качества сигнала новые цифровые станции (опорные АТС) также комплектуются из импортного оборудования. При современном уровне развития информационных технологий и отсутствии резервных сетей не исключается возможность несанкционированного вывода из строя всей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, к примеру, по «блокирующему» сигналу».
5. Взносы региональных предприятий электросвязи в уставный капитал создаваемых компаний делаются как деньгами, так и в виде права пользования производственными площадями, номерными емкостями городских АТС, общего пользования.
6. При оказании услуг телеграфной связи и телематических служб зависимость ОАО «ЕТеЛ» от услуг сетей «ОАО «Ростелеком» и ОАО «ЕТС», являющихся монополистами в ценообразовании, а также высокие цены на цифровые каналы.
Наряду с услугами общедоступной электрической связи (местной, междугородной, международной телефонной связи и телеграфа), тарифы на которые регулируются государством, операторами в соответствии с выданными лицензиями оказываются дополнительные современные услуги связи: услуги передачи данных и телематических служб, услуги Интернета.
Предприятия электросвязи Свердловской области, занимающие доминирующее положение на соответствующих региональных рынках услуг связи, являясь субъектами естественных монополий, активно выступают соучредителями дочерних компаний наряду с крупными компаниями и корпорациями. Так ОАО «Уралтелеком» и ОАО «ЕМТС» владеют пакетами акций, в совокупности составляющими контрольный пакет акций ЗАО «Уралвестком», оказывающего услуги сотовой связи.
Тем самым может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг сотовой связи и предоставлению услуг Интернета.
Государственное регулирование деятельности предприятий связи помимо регулирования тарифов должно, прежде всего, стремиться к созданию равных условий для всех операторов, имеющих лицензии на предоставление услуг связи обеспечивающих не дискриминационный доступ к сети связи общего пользования, оптимизацию системы взаиморасчетов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны