Аналитический отчет б/н Анализ российского рынка труб 2000-2002 год от 2 декабря 2004 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

I. Общая характеристика рынка.
Субъекты товарного рынка Трубная отрасль относится к четвертому переделу металлургической промышленности, который отличается высокой степенью обработки металла и интенсивным применением новейших технологий. Российская металлургия достаточно глубоко интегрирована в мировой рынок, и отечественные производители в значительной степени зависят от мировой конъюнктуры. Основными производителями труб в Российской Федерации являются: ОАО "Синарский трубный завод", ОАО "Волжский трубный завод", ОАО "Северский трубный завод", ОАО "Первоуральский новотрубный завод", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "Выксунский металлургический завод", ОАО "Таганрогский металлургический завод".
Мировая практика показывает, что именно крупные интегрированные компании играют главенствующую роль в большинстве секторов экономики развитых стран. Стимулом для утверждения такой структуры является сам рынок, в условиях которого работают предприятия. Он предъявляет требования, с одной стороны к снижению производственных затрат, а с другой, - к повышению качества выпускаемой продукции увеличению ее объемов. Укрупнение производства и связанная с ним концентрация капитала позволяют наиболее эффективно решать эти задачи, способствуя в соответствии с законами диалектики переходу количества в качество.
Продолжая оставаться привлекательной для инвестиций, отечественная трубная отрасль после кризиса 1998 года уже преодолела пик активности и вошла в стадию стабильности. Для того, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и внутренних рынках, отечественным трубникам необходимы кардинальные преобразования. Объединение производственных предприятий и создание крупных холдингов - характерная черта развития экономики в современной России. На смену мелким предприятиям, которые становятся все менее рентабельными из-за того, что не в состоянии осуществлять значительные капиталовложения в модернизацию производства, приходят крупные структуры.
В 2000 году на состояние рынка влиял целый ряд факторов - это увеличение мировых цен на нефть, резкий рост внутреннего потребления. Важно и то, что крупные производители штрипса (ОАО "ММК", ОАО "НЛМК", ОАО "Северсталь") столкнулись с проблемами на внутреннем рынке. Антидемпинговые меры в ряде стран плюс снижение рентабельности экспорта вынудили их увеличить поставки заготовки и штрипса отечественному потребителю. Это улучшило положение трубных заводов со снабжением сырьем.
II. Продуктовые границы товарного рынка
Для более точного представления отечественного рынка труб необходимо его классифицировать, что вызывает определенные сложности и спорные моменты из-за огромного разнообразия сортамента труб и областей их применения. Целесообразней всего отдельные подсегменты рынка труб классифицировать не по технологическому принципу, когда в основу классификации кладутся способы производства товаров, а по принципу классификации труб по отраслям применения - машиностроение, нефтегазовый комплекс, коммунальное хозяйство, что позволяет выявить и проанализировать все основные группы труб.
Важнейшей составной частью всех выпускаемых труб являются трубы общего назначения. Внутри этой группы выделяются нефтепроводные, бесшовные и электросварные трубы. Далее идут оцинкованные и профильные трубы. Правомерность такого разделения сортамента подтверждается тем, что по каждой из этих позиций ситуация на рынке развивается практически независимо. Ситуация с трубами, предназначенными для добычи и транспортировки нефтепродуктов, за исключением магистральной части, формируется под воздействием рыночных факторов, когда баланс спроса и предложения регулируется ценой. Резкий рост потребления этих видов труб на фоне вполне определенного дефицита производственных мощностей российских заводов способен привести к такому повышению цен, которое сделает эти трубы неприменимыми в других областях.
Рынок труб большого диаметра
Отмечена некоторая неустойчивость рынка труб большого диаметра, поскольку все крупные проекты, где используется эта торговая группа трубной продукции, требуют значительных инвестиций, и любое колебание на рынке, например цен на энергоносители, сказывается на реализации этих проектов и, следовательно, на объемах продаж ТБД. Перспективы на следующий год рассматриваются в свете снижения объемов потребления. Это связано, во-первых, с тем что, как правило, декларируемые Газпромом потенциальные заказы не подтверждаются реальными закупками. Во-вторых, падающие цены на нефть - весьма серьезно влияющий на объемы закупок труб фактор. По различным исследованиям, между инвестициями в закупку труб и ценой на нефть на внешних рынках труб большого диаметра. существует прямая зависимость: как только происходит резкое снижение стоимости нефти, сокращаются и объемы закупок труб большого диаметра. Российский рынок труб большого диаметра практически полностью зависит от состояния и развития магистральных трубопроводов, развития работ в нефтегазовых компаниях. В 2001 году спрос на трубы большого диаметра составил 1300 тыс.т., то есть на 38% больше, чем в 2000 году. Этот рост оказался возможен в основном за счет реализации крупных проектов строительства нефтегазопроводов и частично за счет введения квот на украинские трубы. Сегодня наиболее востребованным сортаментом ТБД на рынке являются трубы диаметра 1420 мм с толщиной стенки 18,7мм. Они активно используются при строительстве магистральных трубопроводов нефтяниками и газовиками. Тенденция перехода на трубы на трубы большого диаметра с более толстыми стенками обусловлена требованиями увеличения пропускной способности трубопроводов и связанным с эти ростом внутреннего рабочего давления. До недавнего времени такие трубы закупались только по импорту.
Рынок обсадных труб в 2001 году рос достаточно высокими темпами: за 7 месяцев объем эксплутационного бурения увеличился на 17%.
Рынок труб общего назначения
Темпы роста рынка труб для водогазопроводов и систем отопления в 2001 году составили около 15%. На этом рынке присутствует большое число производителей. Рынок труб общего назначения развивается достаточно активно, но при этом рынок водогазопроводных труб сужается не только из-за того, что падают цены на нефть, но и вследствие появления большого количества товаров-заменителей - стеклопластиковых и полиэтиленовых труб, спрос на которые будет расти, естественным образом влияя на снижение объемов продаж стальных труб.
Сужение внутреннего рынка труб общего назначения вынуждает многих производителей искать альтернативные пути реализации продукции - экспорт продукции, выход на рынок электросварных и насосно-компрессорных труб. В настоящее время около 20% насосно-компрессорных и обсадных труб в России закупается по импорту. В связи с необходимостью увеличения работ по бурению и обустройству скважин, замены большого количества изношенных труб и строительства новых участков нефте и газопроводов следует ожидать увеличение спроса на внутреннем рынке на стальные высококачественные трубы, используемые при добыче и транспортировке нефти и газа.
Вместе с тем, вследствие сокращения выпуска других основных видов трубной продукции, загрузка производственных мощностей по производству труб в течение ряда лет находилась на низком уровне. Так, в 2000 и 2001 годах использование этих мощностей составило соответственно 36% и 44%. Предположительно в 2002 году использование производственных мощностей по производству труб составит 45%.
С целью увеличения производства высокопрочных, в том числе нефтепроводных, труб в хладостойком и коррозионностойком исполнении ОАО "Синарский трубный завод", ОАО "Первоуральский новотрубный завод" и ОАО "Таганрогский металлургический завод" ведется строительство новых термических отделений. Это позволит к концу 2002 года решить проблему импортозамещения данной продукции.
Ужесточение конкуренции на внутреннем и внешних рынках трубной продукции делает для российских производителей труб актуальной задачу повышения их конкурентоспособности. Достижение этой цели возможно лишь при условии повышения качества труб (совершенствование технологии и модернизация оборудования, увеличение выпуска труб с покрытиями, стандартизация и сертификация в соответствии с международными нормами, организация совместной работы производителей и потребителей, расширение сортамента выпускаемой продукции, повышение качества металла для производства труб и осуществление других организационно-технических мероприятий).
Для решения поставленных задач металлургические и трубные предприятия продолжают выполнять программы технического перевоооружения.
Так, в акционерных обществах "Северсталь" и "Носта", производящих листовые штрипсы и трубную заготовку, введены в эксплуатацию установки печь-ковш, позволяющие получать низкосернистую сталь, реконструируется прокатное производство, внедрен ультразвуковой контроль стального листа. На Оскольском электрометаллургическом комбинате освоено производство трубных заготовок из высококачественных сталей для изготовления насосно-компрессорных и нефтепроводных труб в северном исполнении.
На Волжском трубном заводе освоено производство бесшовных труб с повышенной хладо-сероводородостойкостью из низкоуглеродистых низкосернистых сталей.
На Первоуральском новотрубном заводе осваивается производство труб с принципиально новыми потребительскими свойствами: трубы из аустенитной стали для электронной промышленности, нержавеющие капиллярные трубы и другие.
Внедрение достижений научно-технического прогресса осуществляется и на других металлургических и трубных предприятиях. В последние годы российские трубные заводы провели большую работу по сертификации продукции. При этом ряд заводов стал выпускать трубы нефтяного сортамента в соответствии с требованиями Американского нефтяного института (API). Выполняется межотраслевая программа улучшения качества и освоения новых видов продукции для ОАО "АвтоВАЗ", объединяющая около 50 металлургических и трубных заводов, изготавливающих комплектующие детали.
III. Географические границы рынка
Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории.
Географическими границами исследуемого рынка были выбраны административные границы Российской Федерации.
IV. Определение товарных ресурсов рынка
Секторы отечественного рынка трубной продукции характеризуется различной концентраций, о чем свидетельствуют, например, данные таблицы.
Если в 2000 году Россия импортировала 1,05 млн.т. труб, то в 2001 году этот показатель снизился до 1 млн.т.
Темп роста экспорта в 2001 году составил 12-13%. Всего экспортировано около 750 тыс.т. труб.
Рост экспорта, безусловно, хороший показатель, но при этом традиционные потребители российских труб - страны Средней Азии, Казахстан - едва ли не половину закупок делают на в России, а в близлежащих регионах мира.
Производственные мощности России по выпуску нержавеющих труб составляют порядка 76 тыс.т., из них 46 тыс.т. холоднодеформированных и 30 тыс.т. горячекатаных. Внутрироссийское потребление на этом сегменте рынка составляет порядка 15 тыс.т., но только 50% из них имеет российское происхождение, остальное ввозится из-за рубежа.
В 2000 году трубные заводы России провели в конкурентной борьбе с "большой семеркой" трубных заводов Украины, которые пользуясь налоговыми льготами, предоставленными украинским правительством и экспортной прозрачностью российских границ, довели экспорт труб в Россию до 70-80% от объема собственного производства и увеличили выпуск этой продукции на 44%. В апреле 2000 года экспорт труб с Украины был ограничен 480 тыс. тонн в год. Благодаря этому производство труб в России выросло на 46%. Рост портфеля заказов на 45-50% позволил трубной промышленности выйти из кризиса.
В соответствии с постановлением кабинета министров Украины, вступившего в силу с 01.01.2002, украинские предприятия могут поставлять в Россию в 2002 году 485 тыс.т. труб из черных металлов (кроме труб большого диаметра), а также 135 тыс.т. стальных труб для нефте-и газопроводов. Общий размер годовой квоты составляет 620 тыс.т.
В марте 2001 года было завершено расследование в отношении ввоза труб из Украины в Россию принятием обязательств по самоограничению экспорта украинских труб из черных металлов и принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Импорт труб в 2001 году по сравнению с 2000 годом сократился на 12,4%. Ограничительные меры по нему продлены и на 2002 год.
VI. Тенденции экономической концентрации
Отражением интеграционных процессов в отрасли стало появление на металлургическом рынке России ЗАО "Объединенная металлургическая компания" (далее ОМК) и ОАО "Трубная металлургическая компания" (далее ТМК), каждое из которых контролируюет по разным оценкам 30%-40% рынка.
Первый холдинг - ОМК - был сформирован "де-юре" еще в начале 90-ых, однако как самостоятельный игрок с прозрачной и согласованной в рамках входящих в холдинг предприятий сбытовой и маркетинговой политикой начал функционировать лишь в 2000 году. Сегодня в составе холдинга множество предприятий, основные из которых - Выксунский металлургический и Челябинский трубопрокатный заводы. Подробная схема холдинга представлена на рисунке 1.
С другой стороны, сформированный вокруг группы МДМ трубный бизнес, является прямым конкурентом ОМК и контролирует также существенную долю рынка. В настоящее время трубный холдинг группы МДМ - компания ТМК - контролирует такие предприятия как Северский и Волжский трубные заводы, а также осуществляет партнерские программы с Синарским трубным заводом (являясь владельцем крупного пакета акций последнего), что позволяет менеджерам ТМК говорить о контроле над предприятием (рисунок 2).
В общем виде конъюнктура российского трубного рынка зависит от 3 факторов:
1. Инвестиционная активность предприятий энергетического сектора
2. Физическое состояние трубопроводного транспорта
3. Макроэкономические показатели экономики в целом
Относительно первого фактора. Стагнация рынка трубной продукции, как в мире, так и в России в частности, началось во второй половине 2001 года. К тому времени стало очевидно, что падение (точнее временное замедление и разворот нефтяного тренда) приведет к замедлению инвестиционной активности нефтяных и газовых компаний, что и произошло. Не последнюю роль в данном процессе сыграло то обстоятельство, что в конце 2000 года многими энергетическими компаниями были произведены сверхнормативные закупки труб (что было основано на опасении участников по поводу перспектив трубного рынка в 2001 году, а поддерживало такую закупочную активность беспрецедентно высокие цены на энергоносители и сверхвысокие прибыли экспортеров), а по результатам начала года и устойчивой тенденции снижения нефтяных цен произошло "затоваривание" рынка. Нефтяники и газовики резко сократили закупки, что отразилось на уровне цен. Кроме того, низкие темпы роста экономики ограничили инвестиционную активность на строительном рынке, еще одном крупном потребителе труб. Как уже было отмечено при общем анализе ситуации, падение цен на нефть неизбежно привело к структурным изменениям на рынке труб - энергетические компании перестали вести активную закупочную деятельность. Однако в начале 2002 года наметился разворот на повышающий тренд нефти, и у трубных производителей появились надежды. Кроме того, происходит непрерывное истощение нефтяных месторождений, что заставляет компании осваивать новые участки, транспортные магистрали к которым еще не проложены. Начало реализации крупных нефтепроводных проектов также стимулирует спрос со стороны энергетиков. Кроме того, на 2002 год запланирован рост нефтедобычи на 2-3%, что обусловлено увеличившимся внутренним спросом, прежде всего для нефтехимии и индустрии полимеров. Таким образом, со стороны энергетиков можно прогнозировать рост спроса на 3-5%, который активно проявится уже начиная с третьего квартала 2002 года.
Относительно второго фактора. На рынке наметился рост спроса на трубы для реконструкции существующих нефте- и газопроводов. Дело в том, что относительно длительное время вложения как государственных структур, так и частных энергетических компаний в этот сектор были минимальными, что постепенно привело к росту доли объектов потенциальной реконструкции. Так, при нормативном сроке эксплуатации трубопроводов в 33 года, принятом в России, средний срок службы трубопроводов превысил отметку в 22 года, что, безусловно, приведет в ближайшие 5-8 лет к пикообразному росту спроса на трубы. В свою очередь текущие потребности в трубах на сегодня составляют порядка 8 млн. тонн, так как более 16% действующих трубопроводов уже пересекли отметку нормативного срока эксплуатации.
И, наконец, третий фактор также позволяет говорить о положительной тенденции. В России вот уже на протяжении 3 лет отмечается рост производства, ВВП, внутреннего потребления. Так, по оценке правительственных экспертов, уже к 2010 году рост внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов вырастет на 9%. Вырастет добыча нефти (для внутреннего потребления) на 10%, газа (в основном на экспорт) на 19%, твердых энергоносителей на 28%. Производство энергоносителей к концу 2009 года увеличится более чем на 30%. Все это в значительной мере простимулирует спрос на продукцию трубных металлургических заводов, которые для большей минимизации затрат и снижения издержек производства, а также для упрощения функционального управления продолжат активное объединения в холдинговые структуры, что изменит конфигурацию участников рынка уже в ближайшей перспективе.
В частности по аналогии с уже существующими в отрасли объединениями, подобный бизнес формируется вокруг металлургического департамента компании ООО "Альфа-Эко". Косвенно этот факт подтверждается тем, что исторически тесно связанные с украинскими трубниками, а именно, компанией Интерпайп, ООО "Альфа-Эко" принялась строить трубный холдинг из "свободных", не вошедших ни в одно объединение предприятий (этот процесс связывался, в частности, с возможностью формирования холдинга для последующей продажи). На первом этапе (около двух лет назад) был приобретен блокирующий пакет акций ОАО "Таганрогский металлургический комбинат", что спровоцировало затяжную во времени юридическую борьбу между акционерами по перехвату управления на предприятии. На втором этапе пошли переговоры о возможности покупки принадлежащих компании "Трубоимпэкс" 5,5% акций ОАО "Первоуральский новотрубный завод" с планами его дальнейшего поглощения (пестрый состав акционеров вполне позволяет провести такой процесс, так как настоящие владельцы завода достаточно далеки от трубного бизнеса).
В апреле 2002 года в различных СМИ появились сообщения о желании Альфы приобрести трубный бизнес у ТМК (либо полностью, либо долю ТМК на Тагмете). Таким образом, концентрируя вокруг себя металлургические производства с достаточно высокими показателями эффективности работы и широким спектром выпускаемой продукции, Альфа-Эко в состоянии построить высокоэффективный холдинг с ориентацией на конечных потребителей - нефтяные компании, и существенно перестроить сегодняшнее равновесие на рынке труб в России.
Заключениями МАП России удовлетворены ходатайства ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" и ОАО "Выксунский металлургический завод" о приобретении 30,91% голосующих акций ЗАО "Объединенная металлургическая компания".
ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "Выксунский металлургический завод" - ведущие в России и странах CНГ предприятия по производству практически полного сортамента стальных электросварных и бесшовных труб.
Выводы
Рост объемов производства труб в 2001 году был связан с действием ряда факторов, среди которых нужно отметить:
– значительное возростание платежеспособного спроса на трубы со стороны нефтегазодобывающих предприятий (до 15%);
– повышение платежеспособного спроса на трубы со стороны предприятий машиностроения и строительной индустрии (до 5%);
– улучшение маркетинговой работы заводов (организация торговых домов);
– рост конкурентоспособности продукции (аттестация продукции по международным стандартам, улучшение качества металла, создание отделений покрытий труб, внедрение неразрушающего контроля и расширения сортамента), что позволяет увеличить экспорт труб и снизить их импорт;
– стабилизацию импорта труб из Украины в результате заключения Соглашения о квотировании ввозимых в Россию труб из черных металлов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны