Аналитический отчет б/н Табачная отрасль от 29 ноября 2004 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Российский табачный рынок один из самых крупных в мире. По своей емкости в натуральном выражении он уступает лишь китайскому, американскому и японскому. В России продается 270-28- млрд. табачных изделий (1999 год) на общую сумму примерно 2,1-2,5 млрд. долларов США, а потребление растет на 1,5-2% ежегодно. В гМоскве этот показатель еще выше. Жители столицы с каждым годом увеличивают потребление табачных изделий почти на 10%.
В начале 90-х российское правительство стремилось всячески поощрять вложения в местное сигаретное производство и создало просто райские условия для крупных табачных инвесторов. Тем временем, сами табачные корпорации на рынках практически всех цивилизованных стран испытывали беспрецедентное давление со стороны властей, постоянно увеличивающих акциз с табачных изделий (в некоторых государствах Запада он составляет сейчас половину, а то и две трети розничной цены пачки сигарет), а также различных здравоохранительных и общественных организаций, заваливших суды Америки и Западной Европы исками к сигаретным монстрам на сотни миллиардов долларов США.
В России никакой борьбы за здоровье нации не предвиделось, наши налоги и акцизы были почти в пять раз ниже, чем в Финляндии и США, что стимулировало спрос.
Организация сигаретного производства в России была для западных компаний еще и баснословно выгодным бизнесом, по расчетам экспертов, 100 млн. долларов США, вложенные в российскую табачную фабрику годовой мощностью 30 млрд. сигарет, полностью возвращается через три года, и предприятие начинало приносить до 40% чистой прибыли в валюте. К 1998 году транснациональные корпорации "большой тройки" Philip Morris, BAT (поглотившая Rothmans) и JTI (поглотившая R.J.Reynolds), а также американская Liggett и германская Reemstma, вложив в общей сложности почти полтора миллиарда долларов, владели уже одиннадцатью сигаретными производствами, отвечающими самым современным западным стандартам.
Общие запланированные объемы производства "большой тройки" на 2000 год оценивались в 200 млрд. сигарет. Если к этому прибавить планы американской Liggett и немецкой Reemstma, то получалось, что все западные компании собирались выпустить на рубеже веков не менее 250 млрд. сигарет. То есть занять 86% отечественного рынка.
В своей производственной политике в России западные компании ориентировались в основном на выпуск сигарет среднего ценового диапазона.
В этой ситуации большинство независимых российских фабрик выглядели весьма бледно. Их суммарная доля на рынке едва превышала 30%. Пожалуй, лишь "Донской табак", "Балканская звезда" и "Нево-Табак" чувствовали себя неплохо. Все три предприятия почти полностью обновили производственные мощности и смогли составить конкуренцию в своих регионах западным компаниям.
После 17 августа 1998 года потребители стали экономить на всем, включая сигареты. Спрос мгновенно сместился в сторону дешевой продукции, на которую и было ориентировано большинство независимых отечественных фабрик. Обретя второе дыхание, в 1999 году они увеличили выпуск на четверть (со 109 до 146 млрд. сигарет).
В этих условиях западным компаниям, доля рынка которых резко упала, не оставалось ничего другого, как стремительно расширить производство в России, чтобы за счет больших объемов и уменьшения импортных поставок готовой продукции (на нее пошлины больше, чем на табак) снизить цены. Западные компании продолжали наращивать производство и в 1999 году выпустили 140 млрд. сигарет и еще примерно 55 млрд. импортировали. Все это привело к тому, что уже в 1999 году общее предложение табачных изделий в России превысило спрос почти на 57 млрд. сигарет (20% от объема потребления).
В настоящее время табачный рынок России испытывает кризис перепроизводства, причем его острота постоянно нарастает. Если в начале 2000 года предложение превышало спрос на 57 млрд. сигарет, то концу года оно уже перешло рубеж в 1000 млрд. сигарет и продолжает увеличиваться. Начались ценовые войны, причем во всех сегментах. С 1 января 2001 года в связи с повышением акцизов на табачные изделия усугубится положение российских табачных фабрик. А вот на Украине с 1 января акциз понижен в два раза, и это тоже бьет по российским производителям. Если раньше многих наших табачников спасал легальный и нелегальный экспорт сигарет на Украину (по разным оценкам, туда продавалось от 30 до 40 млрд. сигарет в год), то теперь эти экспортные операции сигарет из России на Украину теряют всякий смысл.

Связанные организации

Связанные организации не указаны