Аналитический отчет б/н Рынок услуг по проявке фотопленки (на примере московского ре... от 1 декабря 2004 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Введение
Целью настоящего исследования является изучение рынка услуг по проявке фотопленки Московского региона и уровня развития конкурентной среды данного рынка. Основание для проведения работы - поручение МАП России от 12.02.2001 г. № НФ/1930.
В работе применялись: Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный Приказом ГКАП России от 20 декабря 1996 г. № 169 (в редакции Приказа МАП РФ от 11.03.99 № 71).
В качестве источников информации использовались данные Москов­ского городского комитета по статистике, Московского областного комитета по статистике, Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, Управления потребительского рынка и услуг Министерства экономики Московской области, сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, других источников.
2. Продуктовые границы товарного рынка.
В настоящем анализе проведено исследование сектора потребительского рынка в продуктовых границах услуг по проявке фотопленки негативной цветной, кадр 35 мм.
Рассматриваемая услуга - проявка фотопленки - принадлежит к подгруппе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) 018118 - обработка черно-белых и цветных негативных и обращаемых фотопленок фотолюбителей, входящей в группу 018100 - услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий.
По классификации Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) рассматриваемая область деятельности относится к группе 19752 - производство кино- фото продукции по заказам населения.
В соответствии с классификацией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) рассматриваемая услуга - проявка фотопленки принадлежит к группе 7494200 - обработка негативных и обращаемых черно-белых и цветных фотопленок фотолюбителей.
Необходимо отметить, что рассматриваемая услуга - ОКУН 018118, не входит в номенклатуру продукции и услуг, наблюдаемых органами региональной статистики.
3. Определение состава продавцов и покупателей.
Операторами рынка по предоставлению услуг по проявке фотопленки являются юридические лица: такие крупные фирмы как ООО СП «Фокус-Центр», ООО «Риан - Фото», ООО «Мета-ФотТо», ЗАО «Сивма», ООО «Фирма Глинбус» и другие.
Хозяйственная деятельность операторов организована таким образом, что, как правило, услуга по проявке фотопленки предоставляется совместно с услугой по продаже фотопленки и услугой по печатанию фотоснимков.
ЗАО «Сивма» имеет в Москве 16 пунктов, предоставляющих услуги по проявке различных фотопленок, которые являются его подразделениями.
В Московской области ЗАО «Сивма» через филиалы и представительства осуществляет свою деятельность в следующих городах: Подольск, Серпухов, Зеленоград, Клин, Королев, Видное Ленинского района МО, Сергиев-Посад, Пушкино, Мытищи, Ногинск, Балашиха, Железнодорожный, Люберцы, Чехов, Климовск, Орехово-Зуево, Павловский-Посад, Солнечногорск, Химки, т. е. в 19 городах Московской области.
Кроме того, предприятие ЗАО «Сивма» имеет филиалы и представительства в г. Ярославль, г. Рыбинск, г. Тула, г. Ковров Владимирской области, г. Тверь, г. Нижний Новгород, г. Орел, г. Алексин Тульской области, г. Дзержинск Нижегородской области, г. Липецк, г. Самара, г. Смоленск, г. Рязань, г. Санкт-Петербург.
В соответствии со ст. 106 ГК РФ дочерними и зависимыми ЗАО «Сивма» являются: ООО «Визир» г. Воронеж, ООО «Малышок» г. Пермь, ООО «Позитив» г. Липецк, ООО «Сивма-Самара» г. Самара, ООО «Фотолюбитель» г. Калуга, ООО «Ареал-Фото» г. Смоленск, ООО «Дагер» г. Рязань, ООО «Фото-С-Нева» г. Санкт-Петербург.
Таким образом, хозяйствующий субъект ЗАО «Сивма» имеет довольно разветвленную сервисную сеть не только в Московской области, но также по всей России, имея в некоторых городах по несколько объектов: филиал и зависимое предприятие в Санкт-Петербурге, Самаре, Смоленске, Рязани.
ООО «Фирма Глинбус» имеет в Москве 37 пунктов, предоставляющих услуги по проявке различных фотопленок.
В Московской области ООО «Фирма Глинбус» осуществляет свою деятельность на рынке по предоставлению услуг по проявке фотопленки в городах: Егорьевск, Шатура, Павловский-Посад, Дедовск, Электоросталь, Александров, Красногорск, Подольск, Воскресенск, причем в некоторых городах имеет по несколько точек.
Кроме того, предприятие ООО «Фирма Глинбус» имеет филиалы в Рязани, Владимире, Калуге, Нижнем Новгороде.
ООО «Риан - Фото» в 2000 году оказывало услуги по проявке фотопленок через 12 торговых пунктов, расположенных в различных районах Москвы и 5 торговых пунктов, расположенных в г. Электросталь Московской области.
Дочерним предприятием ООО «Риан - Фото» является ООО «Мета-ФотТо», в уставном капитале которого ООО «Риан - Фото» имеет долю 80%. ООО «Мета-ФотТо» в 2000 году предоставляло услуги по проявке фотопленок в г. Москве через торговые пункты, расположенные в 10 аптеках города, а также павильоны, находящиеся на 12 станциях Метрополитена.
Российско-Венесуэльское совместное предприятие ООО СП «Фокус-Центр» является официальным дистрибьтором фирмы «Кодак», использует в своей деятельности расходные материалы только фирмы «Кодак», а также кодаковский способ печати. Предприятие имеет 11 торговых точек, занимающихся продажей фототоваров и оказанием услуг по проявке фотопленки и печати фотографий в Москве, в том числе 3 из них расположены в центральной части города - ул. Тверская, Манежная площадь.
Значительная часть потребительского спроса на услуги по проявке фотопленки и печати фотоснимков удовлетворяется через деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Общая сумма первоначальных капиталовложений для начала производственной деятельности на рынке по оказанию фотоуслуг - в основном закупка и установка оборудования, в настоящее время составляет около 10 -15 тыс. долларов и может быть под силу субъектам малого предпринимательства.
Рынок по предоставлению услуг по проявке фотопленки и печати фотоснимков привлекателен для ПБОЮЛ, сотрудничающих на условиях мелкого опта с крупными предприятиями, так как сравнительно небольшие объемы квартальных финансовых оборотов в этом виде деятельности позволяют ПБОЮЛ пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость.
Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются самые широкие слои населения. Эта услуга тем привлекательнее, чем проще в эксплуатации и доступнее по цене аппараты для любительской фотосъемки.
4. Структура используемых хозяйствующими субъектами оборудования и расходных материалов.
Сведения о процентном соотношении количества используемых различными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке, всевозможного оборудования, реактивов и фотобумаги производства разных фирм при поведении работ по предоставлению услуг по проявке фотопленки и печати фотоснимков приведены в таблицах 1, 2, 3, 4.
Надо отметить, что наш обширный внутренний потребительский рынок фотопленки и фотобумаги полностью открыт для ввоза продукции иностранного производства, т. к. отечественного производства в настоящее время практически нет. Присутствовавшая в дореформенное время на рынке пленка марки «Свема» производства Шосткинского комбината оказалась за рубежом (Украина), а производство фотоматериалов марки «Тасма» (Татария) в настоящее время не функционирует.
В то же время, ввозные таможенные пошлины на фотопленку составляют 15% от декларируемой стоимости, а на фотобумагу - 20%, что по мнению некоторых операторов рынка представляется достаточно высокими значениями для внутреннего рынка при отсутствии отечественных заменителей импортных фотоматериалов.
Таким образом, конкуренция на рынке фотопленки и фотобумаги развивается между иностранными фирмами - производителями. Ведущими марками фотоматериалов на рынке Московского региона являются Kodak, Konica, Fuji, Agfa.
При сравнительном анализе данных таблиц 1, 2, 3, 4 выявляется, что различные фирмы отдают предпочтение использованию фотобумаги фирмы « Kodak». Это является косвенным доказательством преобладающего положения фирмы « Kodak» на рынке фотобумаги.
Кроме того, по имеющимся у нас сведениям, экспертная оценка всего розничного рынка Москвы по продаже фотопленки показывает долю фирмы « Kodak» более половины. Специализированные фотомагазины с лабораторией по обработке фотопленки, а также специализированные фотомагазины без лабораторий продают пленки производства фирмы «Kodak» более 50% в общем объеме розничной реализации фотопленки.
Следовательно можно сделать вывод о наличии значительной рыночной силы фирмы «Кодак» на рынке фотопленки и фотобумаги г. Москвы.
5. Сравнительный анализ экономических показателей деятельности предприятий по оказанию услуг по проявке фотопленки.
По сложившейся в настоящее время на рынке услуг по продаже фотопленки, проявке фотопленки и печатанию фотоснимков традиции предприятия производят бесплатную проявку фотопленки, купленной в этом же месте. Причем, доля бесплатной проявки в общем объеме проявок отдельного оператора рынка составляет до 70%.
Необходимо отметить, что в период, предшествовавший кризису августа 1998 года, проявка пленки в основном производилась бесплатно и стоимость ее входила в стоимость печати снимков, которая в то время составляла в основном 1,3 рубля за кадр или около 22 центов в долларовом эквиваленте. В настоящее время стоимость печати одного снимка составляет около 10 центов в долларовом эквиваленте, а стоимость проявки - около 10% от стоимости печати.
Сведения о себестоимости, ценам, рентабельности услуг по проявке фотопленки у различных предприятий приведены в таблице 5.
Как видно из анализа данных таблицы 6 себестоимость и рентабельность производства услуги по проявке фотопленки для различных операторов рынка различна и зависит от конкретных условий хозяйствования каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
Отпускная цена для потребителя услуги по проявке одной фотопленки держится на одном уровне и составляет 10 - 12 рублей.
Вместе с тем, учитывая привлекательность для потребителя совмещения услуги покупки и проявки фотопленки у одного продавца, в хозяйственной деятельности отдельного оператора в значительной степени преобладает бесплатная проявка фотопленки. Поэтому себестоимость, цена, рентабельность производства услуги по проявке не являются показательными в качестве параметров хозяйственной деятельности отдельного оператора рынка.
6. Итоговая оценка состояния конкурентной среды.
Для начала производственной деятельности операторы рынка получают разрешение в соответствующей местной управе по месту расположения арендуемого помещения на установку технологического оборудования по обработке фотопленки.
Сведения о предприятиях потребительского рынка и услуг концентрируются в базе данных дислокации предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы, которую ведет Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы. По данным Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы в соответствии с упомянутой дислокацией на начало 2001 года в Москве действует 325 предприятий по оказанию фотоуслуг населению.
Таким образом, на рынке г. Москвы по предоставлению услуг населению по проявке фотопленки действует более 300 хозяйствующих субъектов, что дает возможность говорить о достаточно высокой степени конкуренции на рынке и охарактеризовать рассматриваемый рынок как низкоконцентрированный.
В настоящее время рынок структурировался и в его составе можно выделить три основных сектора: сектор крупных и средних предприятий, имеющих представительства, филиалы, дочерние и зависимые предприятия в Московской области и в других регионах России, сектор малых предприятий, имеющих одну или несколько торговых точек и сектор предпринимателей без образования юридического лица, работающих с крупными и средними предприятиями на условиях мелкого опта.
По экспертной оценке доля, например, ООО СП «Фокус-Центр» в Москве в первом секторе среди крупных предприятий ориентировочно составляет 30%. А если рассматривать положение ООО СП «Фокус-Центр» на рынке г. Москвы среди всех действующих хозяйствующих субъектов, его доля будет около 5%.
Ориентировочная доля ООО «Фирма Глинбус» на всем рынке Москвы по предоставлению услуг по проявке фотопленки составляет 2%.
ООО «Риан - Фото» на рассматриваемом рынке по экспертной оценке занимает около 3%.
Ситуация на рассматриваемом рынке в географических границах Московской области состоит таким образом, что по сведениям Управления потребительского рынка и услуг Министерства экономики Московской области в соответствии с предварительным анализом отчетных данных 2000 года в Московской области действует 404 предприятия по оказанию фотоуслуг населению.
Очевидно сложно дать оценку необходимости и достаточности этого количества операторов рынка для такого большого территориального образования как Московская область. Представляется целесообразным выделять локальные рынки и проводить анализ потребительского рынка услуг по проявке фотопленки в географических границах отдельных муниципальных образований Московской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны