Решение б/н Решение по делу ООО «Наша мама» (№ 1 14/32-10) от 22 ноября 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 1 14/32-10
о нарушении антимонопольного законодательства

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «16» сентября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено «28» сентября 2010 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела №1 14/32-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
Члены Комиссии:
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Покатович И.С. – заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гаврилов Д.А. – главный специалист – эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 1 14/32-10 по признакам нарушения ООО «Наша мама» (адрес: 141540, Московская обл., Солнечногорский р-он, п. Березки, Пешковское с.о.; (адрес для переписки: 125413, г. Москва, ул. Солнечногорская, д.4, стр.8А) ОГРН/ИНН/КПП 1037739255179/7734236884/504401001) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «Джонсон & Джонсон» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Наша мама», выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в заблуждение в отношении потребительских свойств серии косметических средств для детей.
ООО «Джонсон & Джонсон» и ООО «Наша мама» осуществляют деятельность на товарном рынке Российской Федерации косметических средств для детей, и следовательно являются хозяйствующими субъектами – конкурентами.
ООО «Наша мама» на упаковке косметических средств для детей серии «СТОПДИАТЕЗ» - аэриновая пенка для умывания с успокаивающим эффектом, защитный крем с тройным эффектом для прогулок при ветреной и холодной погоде, крем – гель для купания мягкого действия и крем – бальзам для лица и тела, размещает на красном фоне словесное обозначение «СТОПДИАТЕЗ», исполненное белыми заглавными буквами, что, по мнению ООО «Джонсон & Джонсон», является ложным и вводит в заблуждение в отношении потребительских свойств товара.
В подтверждение того, что информация на упаковке детских косметических средств является искаженной и ложной и вводит в заблуждение относительно свойств и потребительских качеств данного товара, ООО «Джонсон & Джонсон» приложил решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 06.10.2008 №2006713932/50(986073), которым правовая охрана товарного знака «СТОПДИАТЕЗ» по свидетельству №333800 была признана полностью недействительной, так как обозначение «СТОПДИАТЕЗ» в отношении зарегистрированных классов МКТУ является ложным и способно ввести в заблуждение в отношении товара и его свойств.
Кроме того, ООО «Джонсон & Джонсон» было представлено лингвистическое заключение Института русского языка имени В.В. Виноградова, одним из выводов которого является, то, что словесному обозначению «СТОПДИАТЕЗ» носителями русского языка может быть приписано целостное значение – «нечто, способствующее нормализации нарушения обменных процессов в организме, предрасполагающего к некоторым заболеваниям» или «нечто, устраняющее проявление такого нарушения в виде сыпи, отеков и т.п.».
Принимая во внимание, что словесное обозначение «СТОПДИАТЕЗ» нанесено на детскую косметическую продукцию не зарегистрированную в качестве лекарственных средств на территории Российской Федерации, а смысловое значение обозначения «СТОПДИАТЕЗ» предполагает, что названный указанным обозначением продукт обладает лечебным эффектом, можно сделать вывод о том, что ООО «Наша мама» вводит в заблуждение относительно свойств и потребительских качеств данного товара и тем самым получает преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности по отношению к ООО «Джонсон & Джонсон».
На основании изложенного ООО «Джонсон & Джонсон» считает, что действия ООО «Наша мама» содержат все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» и просит признать действия ООО «Наша мама», связанные с введением в заблуждение в отношении потребительских свойств серии косметических средств для детей, нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», выдать ООО «Наша мама» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

ООО «Наша мама», не согласившись с доводами ООО «Джонсон & Джонсон», представило пояснения, из которых следует, что требования ООО «Джонсон & Джонсон» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прекращение правовой охраны товарного знака «Стопдиатез» ввиду ложности и способности ввести в заблуждение было осуществлено только в отношении части товаров, входящих в 03 и 05 классы МКТУ, к которым относятся препараты для отбеливания и прочие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки; парфюмерные изделия, эфирные масла, лосьоны для волос, зубные порошки и пасты, пластыри, перевязочные материалы, материалы для пломбирования зубов и изготовления зубных слепков, дезинфицирующие средства, препараты для уничтожения вредных животных, фунгициды, гербициды. Данные препараты ООО «Наша мама» не производит.
Правовая охрана товарного знака «Стопдиатез» в отношении остальных товаров 03 и 05 классов МКТУ была прекращена на основании пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в связи с тем, что товарный знак «Стопдиатез» указывает на название свойств товара.
В соответствии с выводами лингвистической экспертизы проведенной Институтом русского языка имени В.В. Виноградова по заказу ООО «Джонсон & Джонсон» словесное обозначение «Стопдиатез» имеет следующее целостное разговорное значение: «нечто, устраняющее проявление нарушения обменных процессов в организме в виде сыпи, отеков и т.д.».
Основываясь на вышеприведенных результатах лингвистической экспертизы, никакого противоречия между значением словосочетания «Стопдиатез» и заявленными потребительскими свойствами серии косметических средств «Стопдиатез», сводящимися к устранению сыпи, отеков и т.д., - усмотреть нельзя.
Со своей стороны, ООО «Наша мама» полагает, что заявленные потребительские свойства косметической серии «Стопдиатез» соответствуют действительности.
Потребительские свойства косметических средств с наименованием «Стопдиатез» подтверждены результатами постмаркетинговых клинических исследований, которые были проведены на кафедре дерматовенерологии педиатрического факультета ГОУ ВПО РГМУ Росздрава на базе Российской детской клинической больницы под руководством доцента кафедры дерматовенерологии педиатрического факультета ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, врача высшей категории, врача отделения дерматоаллергологии ГУ РДАКБ Росздрава, кандидата медицинских наук Тихомирова А.А, сотрудниками кафедры дерматовенерологии педиатрического факультета ГОУ ВПО РГМУ Росздрава и врачами отделения дерматоаллергологии ГУ РДКБ Росздрава.
По результатам проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
косметические средства под названием «Стопдиатез» являются высокоэффективными средствами;
применение косметических средств под названием «Стопдиатез» дает 100% положительный результат после его применения, характеризующийся выраженной клинической динамикой в течение патологического кожного процесса.
Основываясь на вышеприведенных выводах, можно сказать, что материалы проведенных клинических исследований подтверждают потребительские свойства косметических средств с наименованием «Стопдиатез», заявленные ООО «Наша Мама», и доказывают эффективность этих средств в снятии воспаления, сухости, шелушения и зуда кожи, а также в ее регенерации.
Кроме того, безопасность и эффективность косметических средств серии «Стопдиатез» доказывается Сертификатами соответствия, выданными уполномоченными органами сертификации, и Свидетельствами о государственной регистрации, выданными Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области.
На основании изложенного ООО «Наша Мама» полагает, что в действиях общества отсутствует факт недобросовестной конкуренции противоречащий пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». В связи с этим ООО «Наша мама» просит прекратить производство по делу №1 14/32-10 о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия ФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела №1 14/32-10 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства, установила следующие обстоятельства.
ООО «Джонсон & Джонсон» и ООО «Наша мама» осуществляют деятельность на товарном рынке Российской Федерации косметических средств для детей, и следовательно являются хозяйствующими субъектами – конкурентами.
ООО «Наша мама» на упаковке серии косметических средств для детей (аэрированная пенка для умывания с успокаивающим эффектом, защитный крем с тройным эффектом для прогулок при ветреной и холодной погоде, крем – гель для купания мягкого действия и крем – бальзам для лица и тела) размещает словесное обозначение «СТОПДИАТЕЗ».


Из выводов лингвистической экспертизы, подготовленной институтом русского языка имени В.В. Виноградова следует, что словесному обозначению «СТОПДИАТЕЗ» может быть приписано носителями русского языка целостное значение «нечто, способствующее нормализации нарушения обменных процессов в организме, предрасполагающего к некоторым заболеваниям».
На основании изложенного, а также для принятия решения о наличии либо отсутствии в действиях ООО «Наша мама» акта недобросовестной конкуренции ФАС России направил в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации запрос с просьбой оказать содействие, ответив на следующие вопросы:
- является ли диатез заболеванием (самостоятельным диагнозом, нозологией), относится ли диатез к проявлениям какого - либо заболевания, либо является предрасположенностью к какому - либо заболеванию или генотипом (комплексом наследственных признаков);
- при условии, что диатез является заболеванием, то какими лекарственными или косметическими средствами (препаратами) он лечится;
- при условии, что диатез является проявлением какого - либо заболевания, либо предрасположенностью к какому - либо заболеванию, возможно ли при помощи специализированной косметики остановить диатез;
- при условии, что диатез является комплексом наследственных признаков (генотипом), возможно ли в принципе его изменить или повлиять на него каким – либо положительным образом (например: при помощи специализированной косметики).
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 09.08.2010 № 25-3/10/2-6820 сообщило, что «диатез» в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра), не является заболеванием.
Правильным определением «диатезов» считаются аномалии конституции или нарушения адаптации, сопровождающиеся неадекватным ответом организма на обычные средовые воздействия. Это особое состояние детского организма, передающееся по наследству и характеризующееся склонностью к возникновению определенных заболеваний (аллергические реакции, респираторные инфекции, нарушения кислотно-основного баланса, судорожный синдром и т.п.).
Выделяют следующие виды диатезов: экссудативно-катаральный (аллергический) лимфатико-гипопластический, нервно–артритический и в зависимости от общего состояния больного, течения заболевания, возраста и других факторов лечащий врач назначает комплексное лечение, которое включает в себя как медикаментозное так и диетотерапию и общеукрепляющие мероприятия, в том числе и применение косметических средств.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Учитывая, что диатез не является заболеванием, а также принимая во внимание, что потребительские свойства косметических средств с наименованием «Стопдиатез» подтверждены результатами постмаркетинговых клинических исследований, которые были проведены на кафедре дерматовенерологии педиатрического факультета ГОУ ВПО РГМУ Росздрава на базе Российской детской клинической больницы, а также учитывая, что ООО «Джонсон & Джонсон» не представило доказательств обратному, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 14/32-10 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к мнению, что ООО «Наша мама» нанося на серию косметических средств для детей словесное обозначение «Стопдиатез», не вводит потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств указанной косметики.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А

Дело №1 14/32-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Наша мама» производством прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Наша мама» нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Т.Е. Никитина

И.С. Покатович

Д.А. Гаврилов

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны