Решение б/н Решение и предписание по делу ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (№... от 16 ноября 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/141-10
о нарушении антимонопольного законодательства

3 ноября 2010 г. г. Москва

Резолютивная часть оглашена 3 ноября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2010 года.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии Цыганов А.Г. – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы; члены Комиссии: Харитонашвили Т.И. - начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Вершинин С.Ю. - заместитель начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Савинова О.А. - начальник отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Аверьянова С.А. - советник отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Дроздов Б.Б. – заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления, рассмотрев дело № 1 10/141-10 по признакам нарушения ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившимся в навязывании ОАО «Каустик» условий договора, невыгодных для него, экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения
договора с ОАО «Каустик», экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар, создании дискриминационных условий

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу 16.08.2010 (вх. № 38342) поступило заявление ОАО «Каустик» (ул. Техническая, д. 32, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, 453110) (далее – Заявитель) о нарушении ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (ул. Молодогвардейцев, д.30, г. Салават, Республика Башкортостан, 453256) антимонопольного законодательства на рынке этилена.
Федеральная антимонопольная служба, в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» провела анализ рынка соответствующего товара, оформленный в виде Аналитического отчета.
При проведении указанного анализа установлено, что продуктовые границы рынка определены единственным товаром – этиленом.
Замена товара с учетом его функционального назначения, применения, качественных и технических характеристик, цены и других параметров невозможна, т.к. при потреблении в производственных целях этилен не имеет заменителей и является безальтернативным товаром.
Географические границы рынка определяются транспортировкой этилена магистральным этиленопроводом, принадлежащим ОАО «Нижнекамскнефтехим», по маршрутам Салават-Стерлитамак-Уфа-Нижнекамск-Казань.
В 2009 -2010 годах на рассматриваемом рынке в качестве продавцов этилена действовали ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Рыночные доли указанных хозяйствующих субъектов представлены в таблице:

Производитель  Доля, %
2009 г.
Доля, %
7 мес. 2010 г.
ОАО «Нижнекамскнефтехим»
(Завод по производству этилена)

 62,5%
 68%
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
(Завод "Мономер")
37,5% 32%

Кроме того, проведенным анализом установлено выполнение условий, указанных в части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Совокупная доля двух указанных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке превышает 50%.
Представленная выше динамика долей ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» на рынке этилена в пределах «этиленового кольца» показывает, что относительные размеры долей указанных хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям. Учитывая, что организация предприятий по производству этилена требует больших капитальных вложений, можно предположить, что появление на рынке других производителей в ближайшее время маловероятно (раздел 9 Аналитического отчета).
Данный товар не может быть заменен другим товаром при потреблении. Этот вывод подтверждается информацией, полученной от потребителя и изложенной в разделе 4 Аналитического отчета.
Проанализировав имеющуюся у антимонопольного органа информацию об объемах продаж на внутренний рынок и соответствующую средневзвешенную цену, можно сказать, что объем реализации этилена на рассматриваемом рынке практически не зависит от цены его реализации. На конкурентном рынке наблюдалась бы иная картина, то есть при росте цены на товар происходило бы адекватное снижение объемов продаж. Таким образом, рост цен на этилен не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на данный товар.
Ограничений в получении любым потребителем информации о ценах на этилен, а также условиях реализации или приобретения этого товара не выявлено.
Таким образом, ФАС России установлено коллективное доминирование ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» на указанном рынке.
По сведениям, поступившим от Заявителя, между ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и ОАО «Каустик» (г. Стерлитамак) 01 декабря 2004 года был заключен пятилетний договор поставки этилена № 044-513417. В соответствии с указанным договором цена на этилен устанавливалась и согласовывалась в спецификациях на годовой объем поставки и действовала в течение срока действия спецификации. Действие договора закончилось 31.12.2009. Фактически цена на этилен определялась формулой, которая не менялась в течение 2007-2009 г.г.
Для заключения нового долгосрочного договора поставки этилена на период 2010-2014 гг. ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» предложило изменить действующую формулу.
Вопрос определения новой формулы цены на этилен, поставляемый ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» на ОАО «Каустик», неоднократно обсуждался, однако, стороны не пришли к согласию по значению отдельных компонентов формулы, в результате чего долгосрочный договор между ОАО «Каустик» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» не был заключен.
Вместе с тем из писем ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» от 22.01.2010 № 024-1769 и от 20.01.2010 № 024-1328, а также писем ОАО «Каустик» от 18.09.2009 № 036/338/30, от 30.12.2009 № 07/71 следует, что объем возможной поставки этилена в размере 100 тыс. тонн в год не являлся предметом разногласий.
ОАО «Каустик» письмом от 16.07.2009 № 036/211/30 представило ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» прогноз потребления этилена до 2012 года с разбивкой по месяцам. Годовой объем был определен ориентировочно в 97100 тонн, что также соответствует позициям сторон, изложенным в указанных выше письмах.
Ежегодные объемы поставки этилена по договору между ОАО «Каустик» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в 2006-2009 годах составляли 82000-84000 тонн.
Кроме того, протоколом совместного технического совещания, состоявшегося 01.06.2006 ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и ОАО «Каустик» согласовали перспективные планы развития предприятий, в соответствии с которыми, потребление этилена ОАО «Каустик» в 2010 и 2011 годах составит 130 тыс. т. и 185 тыс. т. соответственно.
Таким образом, подтверждается техническая возможность ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» поставлять ОАО «Каустик» этилен ежегодно в долгосрочной перспективе в объемах, заявленных потребителем в конце 2009 года.
Фактическая поставка этилена в 2010 году подтверждает данный вывод.
Несмотря на отсутствие договоренностей по формуле цены на этилен, в течение 2010 года между указанными хозяйствующими субъектами существовали отношения по поставке этилена, которые оформлялись отдельными соглашениями (письмами) со сроком действия 1 месяц. Ежемесячный объем поставляемого сырья с января по июнь составлял в среднем 7489 т.
При этом, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» письмом от 22.01.2010 № 024-1769 выражало свое согласие на обеспечение ежемесячного объема поставки этилена в размере 8333 т. по предварительной цене. Никаких предупреждений о невозможности обеспечить этот объем в течение 2010 года от ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в адрес ОАО «Каустик» не поступало.
Указанная предварительная цена подлежала пересчету после согласования сторонами формулы цены для целей заключения долгосрочного договора поставки этилена.
В связи с недостижением согласия по формуле цены на этилен, с мая 2010 года ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» начало оказывать давление на ОАО «Каустик» с целью подписания договора на его условиях.
Так, в апреле 2010 года на запрос ОАО «Каустик» о подтверждении поставки этилена в мае в объеме 8500 т. по ранее действовавшей предварительной цене в размере 20500 руб/т, от ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» поступило уведомление о поставке всего 5000 т. этилена по цене 21200 руб/т со ссылкой на отсутствие договора между сторонами. Впоследствии объем был скорректирован до 7350 т.
При этом в соответствии с заявлением ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (письмо от 30.04.2010 № 024-16716) выполнение ОАО «Каустик» действий по получению этилена из системы этиленопроводов ОАО «Нижнекамскнефтехим» после получения данного письма считается принятием указанных условий ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Необходимо отметить, что соответствующие дополнительные соглашения (№ 30 от 30.04.2010, № 31 от 07.05.2010, № 32 от 21.05.2010) на поставку этилена в мае 2010 года были подписаны со стороны ОАО «Каустик» с протоколом разногласий, в котором было указано на несогласие с предложенной ценой.
Следует также отметить, что ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в рассматриваемый период являлось единственным продавцом этилена для ОАО «Каустик», так как альтернативный продавец не имел возможность поставить этилен указанному потребителю (письмо ОАО «Нижнекамскнефтехим» от 05.05.2010). Прекращение выборки этилена из системы этиленопроводов ОАО «Нижнекамскнефтехим» привело бы к полному прекращению производственной деятельности ОАО «Каустик».
На заявку ОАО «Каустик» о поставке в июне 8300 т. этилена (письмо от 13.05.2010 № 036/375/30) от ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» был получен ответ, что планируемый объем поставки этилена составляет 4000 т. (письмо от 26.05.2010 № 024-20126) После неоднократных обращений ОАО «Каустик» о невозможности работы производств при таких объемах поставки сырья (письма от 26.05.2010 № 01-17-62, от 27.05.2010 № 036/400/30 от 27.05.2010 № 036/402/30), ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (письмо от 31.05.2010 № 024-20641) согласовало объем поставки этилена в июне в размере 7350 т. При этом ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» предложило компенсировать недополученный экономический эффект, увеличив цену этилена до 24817 руб/т, так как, по мнению общества, увеличение объемов привело к разгрузке собственных мощностей.
Соответствующие дополнительное соглашение (№ 33 от 01.06.2010) на поставку этилена в июне 2010 года было подписано со стороны ОАО «Каустик» с протоколом разногласий, в котором было указано на несогласие с предложенной ценой.
Условие ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» о выборке этилена из системы этиленопроводов ОАО «Нижнекамскнефтехим» оставалось аналогичным изложенному при поставке в мае 2010 года.
Письмом от 29.06.2010 ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» уведомило ОАО «Каустик» о том, что в июле 2010 года объем поставляемого этилена составит 4300 т., а недостающий объем возможно приобрести через Межрегиональную биржу нефтегазового комплекса г. Москва.
ОАО «Каустик» были предприняты меры для регистрации в качестве участника торгов на указанной бирже, но ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» не выставляло этилен на торги.
Вместе с тем, ФАС России считает, что для обеспечения конкуренции на биржевых торгах в течение каждой торговой сессии количество продавцов должно быть не менее 3, количество покупателей не менее 10 и при этом заключаться не менее 10 сделок.
Учитывая действующий в настоящее время состав продавцов и покупателей рассматриваемого рынка этилена, принципы поведения конкурентных биржевых торгов этиленом соблюдаться не будут. В связи с этим, установленная при таком способе реализации цена может иметь признаки монопольно высокой цены.
Более подробно позиция ФАС России по данному вопросу изложена в письме от 20.07.2010 № АГ/22846, направленном в адрес ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Предложенные ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» к поставке в августе 2010 года 7700 т. этилена (письмо №070-27084 от 15.07.10) не были поставлены по причине несогласия ОАО «Каустик» применять при расчете цены формулу ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Из-за отсутствия сырья ОАО «Каустик» вынужден был произвести консервацию производства и отправить часть трудового коллектива в вынужденный простой. При этом из материалов дела следует, что в ОАО «Казаньоргсинтез» в августе было поставлено 2500 т. этилена производства ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», т.е. имелась реальная возможность осуществить поставку.
В сентябре 2010 года ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (письма № 070-33880 от 31.08.2010 г., №070-34378 от 03.09.2010 г.) отказал в поставке этилена из-за несогласия ОАО «Каустик» (№01/80 от 01.09.2010 г.) с предложенной ценой, несмотря на то, что со стороны ОАО «Каустик» были своевременно согласованы существенные условия договора (предмет договора, срок поставки).
Таким образом, начиная с мая 2010 года ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» намеренно осуществляло неравномерные поставки этилена на ОАО «Каустик», мотивируя свои действия отсутствием договора поставки между обществами. Единственной причиной незаключения такого договора было несогласие ОАО «Каустик» с предложенной ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» формулой цены.
Альтернативных транспортировке этиленопроводом этилена экономически обоснованных способов поставок указанного сырья на ОАО «Каустик» не существует. Все возможные продавцы этилена, за исключением ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», уведомили ОАО «Каустик» о невозможности поставки указанного сырья. Исходя из технологических и транспортных особенностей, ОАО «Каустик» является полностью зависимым от поставок сырья (этилена) от ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». При этом этилен является для ОАО «Каустик» основным сырьем, необходимым для выпуска практически всей номенклатуры продукции.
Таким образом, вся хозяйственная деятельность ОАО «Каустик» напрямую зависит от возможности и желания ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» обеспечивать поставку сырья.
Неравномерность поставок этилена, являющегося основным сырьем для ОАО «Каустик» привело к невозможности планирования хозяйственной деятельности и дестабилизации производства. В таких условиях хозяйственная деятельность ОАО «Каустик» осуществлялась с отрицательным финансовым результатом, а также привела к негативным социально-экономическим последствиям, выразившимся в отправке в оплачиваемый вынужденный простой значительной части персонала.
Сложившаяся ситуация была предметом рассмотрения Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 17 ноября 2009 г. № ВП-П9-49пр ФАС России было поручено организовать проведение и завершение переговоров между ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и ОАО «Каустик» по заключению долгосрочного договора на поставку сырья с определением уровня и формулы цены, объемов и сроков его гарантированной поставки.
В течение июня-июля 2010 года ОАО «Каустик» при оплате сырья руководствовался рекомендациями ФАС России по вопросу ценообразования и оплачивало (с гарантией перерасчета цены после установления формулы цены в договоре) выставляемые счета частично. Так, за поставленный в июне этилен из предъявленных к оплате 215 237 841 руб. ОАО «Каустик» оплачено 183 867 600 руб., а в июле из 130 353 112,02 руб. – 103 960 360 руб. Т.е. недоплата, по расчетам ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», составляла не более 20% от предъявленной цены.
Необходимо отметить, что согласно ежеквартальным отчетам ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», выручка от реализации продукции за 2 квартал 2010г. составила 55 634 727 000 руб., за 3 квартал 2010г. составила 79 158 109 000 руб. В этот период ОАО «Каустик» приобрел этилен на сумму 570 111 926 и 180 205 875,68 руб.), что соответственно составляет 1,02% и 0,22% от валовой выручки предприятия - поставщика.
Установление ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» фиксированной цены на этилен без согласования ее с потребителем привело к возникновению у поставщика (по его мнению) дебиторской задолженности в размере около 60 млн. рублей. Так, в своих письмах от 30.06.2010 № 070-25192, от 08.07.2010 № 070-26371 ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» требует оплатить этилен исходя из цены, установленной обществом в одностороннем порядке. Между тем, с учетом вышеизложенного, сумму дебиторской задолженности нельзя считать существенной для ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», а также определенной исходя из сложившихся взаимоотношений между хозяйствующими субъектами в 2010 году.
Кроме того, в письмах ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» от 18.08.2010 № 07-32069, от 27.08.2010 № 070-33510 сообщает о возможности поставки этилена в сентябре 2010 года в необходимом объеме 7400 тонн на ОАО «Каустик» только по цене, определенной по формуле поставщика. При этом предложения ОАО «Каустик» по формуле цены отклоняются ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
До середины сентября 2010 года ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» не осуществлял поставку этилена на ОАО «Каустик».
Начиная с середины сентября 2010 г., ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» возобновило поставки этилена по формуле, рекомендованной ФАС России и согласованной ОАО «Каустик», но при этом объем поставки был снижен до минимального технологически допустимого объема (4500 тонн в месяц).
Таким образом, объем поставки этилена был поставлен в зависимость от согласия или несогласия ОАО «Каустик» применять навязываемую ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» формулу цены.
Указанными действиями ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», используя свое доминирующие положение на рынке этилена в определенных границах, вынуждал принять предложенный им порядок ценообразования без учета мнения потребителя.
При применении формулы, предложенной ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» происходит существенное перераспределение прибыли от деятельности обоих хозяйствующих субъектов в сторону извлечения существенно большей прибыли поставщика и уменьшения прибыли потребителя по сравнению с применением формулы, действовавшей ранее по долгосрочному контракту.
Обеспечение ОАО «Каустик» необходимыми объемами этилена и ритмичность его поставок ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» ставит в зависимость от исполнения условий договора, определяющих формулу цены этилена, которые являются невыгодными для ОАО «Каустик», и не обусловлены технологической или экономической необходимостью.
Таким образом, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающий действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Кроме того, Комиссия также отмечает, что в соответствии с пунктом 10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 17 ноября 2009 г. № ВП-П9-49пр ФАС России поручено осуществлять контроль за ходом переговоров поставщиков углеводородного сырья и потребителей по вопросу заключения долгосрочных соглашений с определением формулы цены и объемов поставки.
С целью исполнения данного поручения ФАС России совместно с экспертными организациями (Учреждение Российская академия наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева РАН; ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработки нефти»; Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, Лаборатория стратегии развития отраслевых комплексов) проанализировал действовавшую ранее формулу цены на этилен, формулы, использованные иными производителями этилена, и по результатам проведенного исследования выработал формулу цены, основанную на рыночных котировках основного сырья – нефти, а также учитывающую инфляционные процессы:
Цэ = 18 012 + (18 012 * %инфляции) + (18 012 * %изменения цены на нефть по сравнению с предыдущим месяцем), где
- 18 012 – базовая цена этилена, являющаяся константой;
- % инфляции – инфляция в химической промышленности Российской Федерации, выраженная индексом цен производителей по химическому производству по данным Росстата;
- % изменения цены на нефть по сравнению с предыдущим месяцем - индекс цен производителей Российской Федерации по нефти, добытой по данным Росстата.
Указанная формула цены была рекомендована для заключения долгосрочного контракта поставки этилена от ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» на ОАО «Каустик».
Комиссия также провела сравнительный анализ изменения объемов поставки этилена иным потребителям ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в период 2010 года.
представленной ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» информации установлено, что в I-III кварталах 2010 года постоянными потребителями этилена были ОАО «Каустик» и ОАО «Казаньоргсинтез». Кроме указанных хозяйствующих субъектов этилен покупали также ООО «Кама-Пластик» (грузополучатель – ОАО «Казаньоргсинтез»), ОАО «НефтеХимСэвилен», и ООО «Завод синтанолов» (незначительный объем в III квартале).
С указанными потребителями, за исключением ОАО «Каустик», были заключены договоры, предусматривающие ежемесячное согласование объемов поставки.
Поставка на ОАО «Каустик» также согласовывалась ежемесячно отдельными соглашениями.
При этом, ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «НефтеХимСэвилен», являющиеся конечными потребителями этилена, основной объем указанного сырья приобретают у ОАО «Нижнекамскнефтехим», входящего с ними в одну группу лиц. Только около 20% этилена указанные потребители в 2010 году приобретали у ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Учитывая незначительный объем сырья (этилена), приобретаемого у ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», цена и изменение объемов его поставки в меньшей степени влияют на себестоимость конечной продукции и экономические результаты деятельности ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «НефтеХимСэвилен» чем на себестоимость продукции и экономические результаты деятельности ОАО «Каустик», так как оно имеет возможность получать сырье исключительно от ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
В I квартале 2010 года ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» продало ОАО «Каустик» 21754 тонны этилена, ОАО «Казаньоргсинтез» - 9000 тонн.
Во II квартале 2010 года ОАО «Каустик» получило 23062 тонны этилена (рост 6% по сравнению с I кв.), а ОАО «Казаньоргсинтез» - 17750 тонн (рост 97% по сравнению с I кв.).
В III квартале поставки на ОАО «Каустик» снизились до 6780 тонн (падение на 71% по сравнению со II кв.), при этом поставки на ОАО «Казаньоргсинтез» уменьшились до 12358 тонн (падение на 30% по сравнению со II кв.).
Поставки на ОАО «НефтеХимСэвилен» в III квартале возросли на незначительный объем.
Как было установлено Комиссией, ОАО «Каустик» на протяжении всего 2010 года направляло ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» обращения о недопустимости снижения объемов поставки.
Вместе с тем, учитывая общее снижение производства этилена, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в III квартале 2010 года допустило существенно непропорциональное снижение объемов поставки этилена на ОАО «Каустик» по сравнению с поставками на ОАО «Казаньоргсинтез», при наличии ясно выраженного намерения ОАО «Каустик» приобретать этилен в большем объеме.
Кроме того, изучение материалов дела, пояснения сторон в ходе заседания, показали, что цена на этилен, предлагаемый для реализации ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», в одном и том же периоде для ОАО «Казаньоргсинтез» была значительно ниже цены, предложенной ОАО «Каустик». В частности, в июне 2010 года Казанское ОАО «Органический синтез» приобретал этилен по цене 19960 руб./т., а в июле по цене 21537 руб./т. В этот же период ОАО «Каустик» предлагалась цена 24817 руб./т. и 24968, 98 руб./т. соответственно.
Такие действия ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» ущемили экономические интересы ОАО «Каустик» в части обеспечения сырьем и, соответственно, выпуска готовой продукции и поставили данный хозяйствующий субъект в неравное положение по сравнению с ОАО «Казаньоргсинтез».
В соответствии с определением, данным в пункте 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом.
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан был обеспечить равные условия приобретения товара (в части определения объема поставки этилена различным потребителям и цены данного товара).
Таким образом, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» нарушило пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающий действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц путем создания дискриминационных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» по навязыванию ОАО «Каустик» невыгодных условий договора путем установления цены товара в мае-сентябре 2010 года нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Признать действия ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» по непропорциональному изменению объемов поставки этилена во II-III кварталах 2010 года на ОАО «Каустик» и ОАО «Казаньоргсинтез» нарушением пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» предписание о заключении договора, а именно в месячный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу направить на ОАО «Каустик» оферту о заключении пятилетнего договора поставки этилена с определением ежегодного объема поставки, сопоставимого с объемами поставки по действующему ранее долгосрочному договору № 044-513417, заключенному 1 декабря 2004 года.
4. Рекомендовать ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и ОАО «Каустик» при заключении долгосрочного договора поставки этилена использовать один из вариантов ценообразования:
- ранее действующую формулу цены на этилен, используемую при поставках по долгосрочному договору № 044-513417, заключенному 1 декабря 2004 года;

- разработанную формулу ФАС России: Цэ = 18 012 + (18 012 * %инфляции) + (18 012 * %изменения цены на нефть по сравнению с предыдущим месяцем), где
- 18 012 – базовая цена этилена, являющаяся константой;
- %инфляции – инфляция в химической промышленности Российской Федерации, выраженная индексом цен производителей по химическому производству по данным Росстата;
- %изменения цены на нефть по сравнению с предыдущим месяцем - индекс цен производителей Российской Федерации по нефти добытой по данным Росстата.
Информация о пошаговом расчете цены по формуле ФАС России была направлена сторонам письмом от 01.07.2010 № ЦА/20654.

Председатель Комиссии А.А.Г.Цыганов

Члены Комиссии: Т.И.Харитонашвили
С.Ю.Вершинин
О.А.Савинова
С.А.Аверьянова
Б.Б.Дроздов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/141-10

16 ноября 2010 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии Цыганов А.Г. – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы; члены Комиссии: Харитонашвили Т.И. - начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Вершинин С.Ю. - заместитель начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Савинова О.А. - начальник отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Аверьянова С.А. - советник отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Дроздов Б.Б. – заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 16 ноября 2010 года по делу № 1 10/141-10 о нарушении:
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» пунктов 3,8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»:
1. в месячный срок, с даты вступления настоящего решения по делу № 1 10/141-10 в законную силу, заключить договор, направив на ОАО «Каустик» оферту о заключении пятилетнего договора поставки этилена с определением ежегодного объема поставки, сопоставимого с объемами поставки по действующему ранее долгосрочному договору № 044-513417, заключенному 1 декабря 2004 года.
2. рекомендовать при заключении долгосрочного договора поставки этилена использовать один из вариантов ценообразования:
- ранее действующую формулу цены на этилен, используемую при поставках по долгосрочному договору № 044-513417, заключенному 1 декабря 2004 года.
- разработанную формулу ФАС России: Цэ = 18 012 + (18 012 * %инфляции) + (18 012 * %изменения цены на нефть по сравнению с предыдущим месяцем), где
- 18 012 – базовая цена этилена, являющаяся константой;
- %инфляции – инфляция в химической промышленности Российской Федерации, выраженная индексом цен производителей по химическому производству по данным Росстата;
- %изменения цены на нефть по сравнению с предыдущим месяцем - индекс цен производителей Российской Федерации по нефти добытой по данным Росстата.
Информация о пошаговом расчете цены по формуле ФАС России была направлена сторонам письмом от 01.07.2010 № ЦА/20654.

О выполнении настоящего предписания сообщить в трехдневный срок с даты направления оферты на заключение договора, указанного в пункте 1 настоящего предписания.

Председатель Комиссии:
А.Г.Цыганов
члены Комиссии:
Т.И.Харитонашвили
С.Ю.Вершинин
О.А.Савинова
С.А.Аверьянова

Б.Б.Дроздов

Е.А.Кузнецова

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны