Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «Русь–Алко» (№ 1 14/ 24-11) от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 14/ 24-11
о нарушении антимонопольного законодательства

г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года.
Изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 года.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Покатович И.С. – заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Д.А. Гаврилов - главный специалист – эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Кононова Н.В. - ведущий специалист – эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № 1 14/24-11 о нарушении ООО «Абсолют» (ИНН/ОГРН/КПП 1517000506/1051500602438/151701001, адрес: 363000, Республика Северная Осетия – Алания, Правобережный р-н, г. Беслан, ул. Чапаева, д. 1а) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «Русь–Алко» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Абсолют», выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в заблуждение в отношении производителя водки «ALASKA».
ООО «Русь – Алко» осуществляет деятельность на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации.
С декабря 2008 года ООО «Русь – Алко» вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку «FINKA» с использованием этикетки, представляющей собой прямоугольную этикетку белого цвета с закругленными углами с присутствующими на ней словесными элементами и элементами изобразительными: в верхней части этикетки на белом фоне синими заглавными буквами расположено словесное обозначение «F I N K A», где точка над буквой I выполнена в виде солнца красного цвета; ниже под чертой серебристого цвета расположено словесное обозначение «V O D K A», выполненное красным цветом; нижняя часть этикетки содержит изображение трех бегущих оленей на фоне неба, исполненных серебристым цветом; над оленями в небе присутствует красное солнце с изображенной на его фоне девушки (далее - этикетка).
ООО «Русь-Алко» также отмечает, что водка «FINKA» завоевала ряд наград в 2009 году.
В 2010 году ООО «Русь-Алко» стало известно о том, что на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации реализуется водка «ALASKA», производителем которой является ООО «Абсолют».
По мнению ООО «Русь-Алко», ООО «Абсолют» скопировало этикетку водки «FINKA», в частности скопировало композиционное построение, в том числе его отдельные словесные и изобразительные элементы, использовало сходное цветовое решение и цвета отдельных словесных и изобразительных элементов, скопированы характерные оригинальные изобразительные элементы, в частности стилизованное изображение солнца.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя.
При таких обстоятельствах ООО «Русь-Алко» считает, что в действиях ООО «Абсолют», связанных с введением в заблуждение относительно производителя водки «ALASKA», содержатся признаки недобросовестной конкуренции.

Представитель ООО «Абсолют», не согласившись с доводами ООО «Русь-Алко», на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что выпуск водки «ALASKA» с использованием спорного дизайна этикетки прекращен с 20.07.2010, о чем свидетельствует приказ генерального директора ООО «Абсолют» от 20.07.2010 № 16/07-п, таким образом, в действиях ООО «Абсолют» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства и следовательно дело № 1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «Абсолют», подлежит прекращению.

Комиссия ФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела № 1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства и выслушав представителей ООО «Русь-Алко» и ООО «Абсолют», установила следующие обстоятельства по делу.
С декабря 2008 года ООО «Русь-Алко» вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку «FINKA» с использованием этикетки, представляющей собой прямоугольную этикетку белого цвета с закругленными углами с присутствующими на ней словесными элементами и элементами изобразительными: в верхней части этикетки на белом фоне синими заглавными буквами расположено словесное обозначение «F I N K A», где точка над буквой I выполнена в виде солнца красного цвета; ниже под чертой серебристого цвета расположено словесное обозначение «V O D K A», выполненное красным цветом; нижняя часть этикетки содержит изображение трех бегущих оленей на фоне неба, исполненных серебристым цветом; над оленями в небе присутствует красное солнце с изображенной на его фоне девушки (далее - этикетка).
Реализация водки «FINKA» с использованием указанной этикетки подтверждается товарной накладной от 13.12.2008 №1136 с приложениями на поставку алкогольной продукции в ассортименте, который включает в себя водку «FINKA», подписанной ООО «Русь-Алко» и ООО «МД-ЛИДЕР», товарными накладными от 04.05.10 №364, от 17.02.10 №128, от 14.01.10 №2, от 11.02.10 №93, от 21.01.10 №24, от 12.05.10 № 408 с приложениями на поставку алкогольной продукции в ассортименте, который включает в себя водку «FINKA», подписанной ООО «Русь-Алко» и ООО «Ашан», а также рекламными материалами, опубликованными в журнале «Спиртные напитки» № 3(290) за март 2009 года.
Водка «FINKA» в феврале 2009 года была награждена золотой медалью «ПРОДЭКСПО» как «ЛУЧШИЙ ПРОДУКТ 2009», почетным дипломом Оргкомитета дегустационного конкурса о награждении звездой «ПРОДЭКСПО» за превосходное качество водки «FINKA» и золотой медалью Международного дегустационного конкурса «Лучшая водка года» 2009 года (9-13 февраля 2009 года).
ООО «Русь – Алко» 05.07.10 в ООО «Универсам «КОЛТУШИ» и 29.07.10 в ООО «Фаворит» были приобретены образцы алкогольной продукции, а именно водки «ALASKA». Согласно данными, указанным на контрэтикетке, данная продукция произведена ООО «Абсолют» (363000, Республика Северная Осетия – Алания, Правобережный р-н, г. Беслан, ул. Чапаева, д. 1а).
Таким образом, ООО «Русь – Алко» и ООО «Абсолют» осуществляют деятельность на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации, следовательно, являются хозяйствующими субъектами – конкурентами.
Требование ООО «Абсолют» о том, что дело № 1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении общества подлежит прекращению, в связи с тем, что на момент возбуждения ФАС России настоящего дела (18.02.2011) ООО «Абсолют» прекратило (20.07.2010) выпуск водки «ALASKA» с использованием спорного дизайна этикетки не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 41.1 Закона «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Учитывая, что согласно информации, приведенной на бутылке водки «ALASKA», датой розлива алкогольной продукции является 02.06.2010, следовательно, срок привлечения ООО «Абсолют» к ответственности истекает 02.06.2013.
Пункт 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» определяет недобросовестную конкуренцию как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя.
Для принятия решения о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Абсолют» ФАС России поручил ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» провести социологический опрос на предмет возможного введения в заблуждение потребителей относительно производителя водки «ALASKA».
Из отчета по результатам социологического исследования, проведенного ОАО «ВЦИОМ», представляется следующее:
- 63% опрошенных считают бутылки водки «ALASKA» и водки «FINKA» похожими в той или иной мере. 56% из них думает, что данные товары производятся одной компанией. 71% считают, что эти марки могут быть восприняты как одна линейка продуктов;
- 40% и 39% считают основными элементами сходства между представленными упаковками использованную цветовую гамму и форму бутылки, 31% - шрифт и мелкие обозначения, 34% отмечают сходство дизайна в целом;
- наиболее яркими различиями, по мнению опрошенных, являются крышка (41%) и габариты бутылки (38%), также называют рисунок на этикетке и мелкие обозначения;
- 53% опрошенных оценивают весь комплекс изобразительных средств как сходный. 22% респондентов дает оценки, тяготеющие к различию дизайна бутылок по рассматриваемым признакам;
- 54% респондентов считают возможным случайную покупку водки «ALASKA» вместо водки «FINKA» обычным человеком, по мнению остальных это маловероятно. 46% покупателей водки предполагают, что могут совершить подобную ошибку.
Таким образом, можно сделать вывод, что действия ООО «Абсолют» по введению в гражданский оборот водки «ALASKA» с использованием дизайнерских решений, применяемых ООО «Русь–Алко» при оформлении бутылки водки «FINKA», приводит к смешению продукции разных производителей, что вводит потребителей в заблуждение в отношении производителя водки «ALASKA».
В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении производителя товара.
Обстоятельства дела № 1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства подтверждают наличие в действиях ООО «Абсолют» всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции»:
1) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над ООО «Русь – Алко» выразилась в привлечении новых покупателей к продукции ООО «Абсолют» без затрат на ее продвижение (реклама, выставки и т.д.).
2) противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающему все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении, предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
3) способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что в результате введения в гражданский оборот ООО «Абсолют» на территории Российской Федерации водки «ALASKA» с копированием этикетки водки «FINKA», ООО «Русь – Алко» лишается возможности эффективно реализовывать свой товар, что в свою очередь не может не сказаться на его прибыли, а также повлечь перераспределение спроса на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации.
Вместе с тем Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает, что в настоящее время ООО «Абсолют» не осуществляет реализацию водки «ALASKA» с использованием спорной этикетки, следовательно, у Комиссии ФАС России имеются основания для прекращения производства по делу №1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Абсолют», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 10-bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, пунктом 2 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 39 и статьями 48 и 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия ООО «Абсолют» на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации, связанные введением в гражданский оборот водки «ALASKA» с этикеткой, вводящей в заблуждение в отношении производителя товара, актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
2. Дело №1 14/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Абсолют» производством прекратить в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Н.Н. Карташов

Е.И. Гриднев

И.С. Покатович

Д.А. Гаврилов

Н.В. Кононова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны