Решение б/н Решение по делу № 1 15/342-09 от 12 апреля 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/342-09

"12" апреля 2010 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2010 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Цыганов А.Г. заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
члены Комиссии:
Давыдова Л.Е. начальник Управления международного экономического сотрудничества;
Сушкевич А.Г. начальник Аналитического управления;
Епифанова И.Н. заместитель начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса;
Мирочиненко А.В. заместитель начальника Управления международного экономического сотрудничества;
Кузнецова Е.А. начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Романенкова И.И. начальник отдела судебной работы Правового управления;
Каменная Н.Н. заместитель начальника отдела антимонопольного надзора при осуществлении внешнеэкономической деятельности Управления международного экономического сотрудничества,
рассмотрев дело № 1 15/342-09 по признакам нарушения Министерством экономического развития Российской Федерации (адрес: 125993, ГСП-3, Москва? А-47, 1-я Тверская - Ямская ул.? д. 13; далее - Минэкономразвития России) и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (адрес: 107139, Москва? Орликов переулок 1/11; далее - Россельхознадзор) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителей сторон в составе:
Чупрыгин С.В. представитель ООО "ПродИмпорт" по доверенности от 10.02.2010 без номера и ООО "Генеральная продовольственная корпорация "РУБЕЖ" (далее - ООО "ГПК "РУБЕЖ") по доверенности от 10.02.2010 без номера;
Жилинский Е.С. представитель ООО "ПродИмпорт" по доверенности от 22.06.2009 без номера и ООО "ГПК "РУБЕЖ" по доверенности от 22.06.2009 без номера;
Стариков А.В. представитель Минэкономразвития России по доверенности от 22.06.2009 № 9809-ЭН/Д02;
Коростелев С.В. представитель Минэкономразвития России по доверенности от 19.02.2010 № 2500-ЭН/Д02;
Никишина В.О. представитель Минэкономразвития России по доверенности от 03.02.2010 № 1383-ЭН/Д02;
Стоянова Е.В. представитель Минэкономразвития России по доверенности от 01.02.2010 № 1116-ЭН/Д02;
Шантырев А.С. представитель Россельхознадзора по доверенности от 12.01.2010 № ФС-ГК-4/19;
Косарева Н.И. представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) по доверенности от 11.01.2010 № 14-7/5;
Аникин И.М. представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) по доверенности от 22.01.2010 № ХВ-439/14;
Раевская Е.В. представитель Минпромторга России по доверенности от 24.03.2010 № ХВ-2859/14,

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступили заявления ООО "ПродИмпорт" и ООО "ГПК "Рубеж" (далее - заявители) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Минэкономразвития России, выразившемся в непроведении консультаций в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 733 "О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса птицы в 2006-2009 годах" (далее - постановление № 733).
В ходе рассмотрения заявлений ФАС России установил, что в соответствии с пунктом 1 постановления № 733, в случае введения в 2006-2009 годах Россельхознадзором полного или частичного запрета на ввоз говядины свежей или охлажденной, говядины мороженой, свинины свежей, охлажденной или мороженой и мяса домашней птицы свежей, охлажденной или мороженной, классифицируемой в соответствии с кодами ТН ВЭД России, указанными в пункте 1 постановления № 733, (далее - мясо) из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, а также в случае продолжения действия более 3 месяцев в году ранее введенных государством - поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства - поставщика (союза государств), участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства - поставщика (союза государств), имеет право после проведения консультаций с соответствующим государством-поставщиком (союзом государств) переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства- поставщика (союза государств). В соответствии с пунктом 3 постановления № 733 обязанность проведения консультаций возложена на Минэкономразвития России.
В соответствии с пунктом 2 постановления № 733 на Россельхознадзор возложена обязанность в 3-дневный срок с даты введения им полного или частичного запрета на ввоз мяса по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки информировать Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России и Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России) о введении такого запрета.
ФАС России по результатам рассмотрения заявлений были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Минэкономразвития России (дело № 1 15/210-09) и со стороны Россельхознадзора (дело № 1 15/211-09).
В целях всестороннего и объективного рассмотрения дел № 1 15/210-09 и № 1 15/211-09 о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России определением от 17.12.2009 № ЦА/45545 объединил в соответствии с частями 1 и 2 статьи 47? Закона о защите конкуренции указанные дела в одно производство и присвоил объединенному делу № 1 15/342-09. Приказом ФАС России от 23.12.2009 № 858 создана Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 15/342-09 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).
В ходе изучения материалов и документов Комиссией установлено следующее.
Заявители в 2006-2009 годах информировали Минэкономразвития России (письма от 12.07.2006 № 01/12/07/06, от 14.08.2006 № 02/14/08/06, от 17.10.2006 № 01/17/10/06 и 02/17/10/06, от 09.02.2007 № 01/09/02/07, от 08.05.2007 № 02/08/05/07, от 10.05.2007 № 01/10/05/07, от 09.07.2007 № 02/09/07/07 и № 04/09/07/07, от 24.08.2007 № 02/24/08/2007, от 13.09.2007 01/13/09/07, от 06.03.2008 № 01/06/03/08, 02/06/03/08 и № 03/0603/08, от 03.06.2009 № 02/03/06 и № 03/03/06, от 06.06.2009 № 01/03/06, от 10.06.2009 № 01/10/06) о введенных Россельхознадзором и подпадающих под действие постановления № 733 запретах и ограничениях на ввоз мяса (а именно мяса птицы, свинины и говядины) на территорию Российской Федерации, а также об отсутствии необходимого количества товара на рынках государства - поставщика (союза государств).
В указанных письмах заявители неоднократно просили Минэкономразвития России провести консультации с государствами - поставщиками (союзами государств), итоги которых могли бы стать основанием для переоформления лицензий на ввоз квотируемых объемов мяса на территорию Российской Федерации.
Минэкономразвития России письмами от 13.09.2009 № Д12-4840, от 28.02.2007 № Д12-967, от 29.05.2007 № Д12-2552 и № Д12-2554, от 20.07.2007 № Д12-3545, от 24.08.2008 № Д12-1848 и № Д12-1849, от 03.07.2009 № Д11-1632 информировал заявителей, что переоформление лицензий возможно только в случае определения в ходе переговорного процесса невозможности поставки квотируемых объемов мясной продукции из государств - поставщиков (союзов государств) и подтверждения возможности переоформления квот на другие страны.
В ходе заседаний представитель Минэкономразвития России сказал, что в письмах заявителей говорилось об ограничениях, введенных Россельхознадзором в отношении поставок мяса, при этом специалисты Минэкономразвития России не уполномочены в принятии решения, подпадают ли введенные ограничения под действие постановления № 733.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.2.4 Положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Россельхознадзор выдает разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции.
При этом Россельхознадзор не наделен никакими другими полномочиями по изданию актов, направленных на ограничение импорта товаров, кроме указанных в пункте 5.2.4 Положения.
Представитель Россельхознадзора на заседании Комиссии пояснил, что понятия "полный и частичный запрет" и "ограничение на ввоз" идентичны.
Представитель заявителей обратил внимание, что в период 2004-2005 годы, когда действовали постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2004 № 137 "О дополнительных мерах по регулированию импорта мяса домашней птицы, говядины и свинины" и постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2005 № 132 "О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы", в которых также как и в постановлении № 733 говорилось о введении полного или частичного запрета, Россельхознадзором также как и в 2006-2009 годах вводились ограничения. После введения ограничений в 2004-2005 годах Минэкономразвития России беспрепятственно переоформлял лицензии.
Также ФАС России письмом от 31.08.2009 № АК/29845 просил Россельхознадзор представить информацию за 2006-2008 годы обо всех случаях введения Россельхознадзором полного или частичного запрета на ввоз мяса, на которые распространяется действие постановления № 733, по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки.
В ответ Россельхознадзор в письме от 10.09.2009 № С-НВ-2/9777 представил "Перечень запрещений и ограничений, введенных Россельхознадзором на ввоз на территорию Российской Федерации продуктов животного происхождения (говядина, свинина, мясо птицы), на которые распространяется действие постановления № 733".
Таким образом, Россельхознадзор документально подтвердил факт существования запретов и ограничений, подпадающих под действие постановления № 733.
Также заявители обращались в Минпромторг России (письма от 06.10.2008 № 02/06/10/08-М, № 04/06/10/08 и 05/06/10/08, от 24.04.2009 № 1/24/04МПТ, № 2/24/04МПТ, № 3/24/04/МТП и № 4/24/04/МПТ, от 03.06.2009 № 01/02/06/09) с просьбой обеспечить переоформление лицензий на ввоз мяса домашней птицы, свинины и говядины в соответствии с постановлением № 733.
Минпромторг России письмами от 31.10.2008 № 07-940, от 19.05.2009 № 07-1721 и от 26.06.2009 № 07-2247 информировал заявителей о том, что право на переоформление лицензий может быть реализовано только после того, как Минэкономразвития России будут проведены консультации с государствами-поставщиками (союзами государств) с целью переоформления квот на другие государства- поставщики (союзы государств).
Минсельхоз России направлял в 2006-2009 годах в Минэкономразвития России письма от 18.12.2006 № АГ-22/7036, от 04.05.2007 № АК-22/2516 ДСП, от 15.07.2008 № АП-22/4071, от 04.02.2009 № НА-22/824, от 01.09.2009 № СК-22/7546, от 22.09.2009 № СК-22/8212 о необходимости проведения консультаций с Европейским союзом о перераспределении части квот на импорт говядины, выделенной для стран Европейского союза, на "другие страны".
Минэкономразвития России документально смог подтвердить проведение консультаций в 2006-2009 годах только с Еврокомиссией по вопросу перераспределения квоты на говядину мороженную (письма от 25.01.2010 № Д02-261 "Для служебного пользования" и от 09.03.2010 № Д02-1093 "Для служебного пользования").
Россельхознадзор не смог представить документы и сведения, подтверждающие информирование Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минсельхоза России и ФТС России в соответствии с пунктом 2 постановления № 733 о введении им запретов и ограничений по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки.
Исходя из представленных материалов, Комиссия ФАС России установила, что:
1) Россельхознадзор не информировал, как это предусмотрено пунктом 2 постановления № 733, Минэкономразвития России о введении им полного или частичного запрета на ввоз товаров, указанных в пункте 1 постановления № 733, по причине неблагоприятной эпизоотической ситуации;
2) у Минэкономразвития России отсутствуют ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру начала и порядок проведения консультаций, в том числе порядок получения информации о наступлении случаев, указанных в пункте 1 постановления № 733, и являющихся основанием для проведения таких консультаций;
3) Минэкономразвития России обладал информацией из обращений заявителей о наступлении случаев, являющихся, в соответствии с пунктом 2 постановления № 733, основанием для проведения им консультаций в соответствии с пунктом 3 постановления № 733;
4) Минэкономразвития России не во всех случаях, указанных в пункте 1 постановления № 733, проводил консультации с государствами - поставщиками (союзами государств) в соответствии с пунктом 3 постановления № 733.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что бездействие Россельхознадзора и Минэкономразвития России привели к тому, что участники внешнеэкономической деятельности не во всех случаях смогли реализовать свое право на переоформление лицензий, что могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке мяса, и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
На основании изложенного Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем бездействия, выразившегося в неинформирования Минэкономразвития России о введении Россельхознадзором полного или частичного запрета на ввоз говядины свежей или охлажденной, говядины мороженой, свинины свежей, охлажденной или мороженой и мяса домашней птицы свежей, охлажденной или мороженой из государства-поставщика (союза государства) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, как это предусмотрено пунктом 2 постановления № 733, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке мяса.
2. Признать Министерство экономического развития Российской Федерации нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем бездействия, выразившегося в непроведении Минэкономразвития России консультаций с государствами - поставщиками (союзами государств) с целью определения возможности поставки квотируемых объемов мясопродуктов из других государств - поставщиков (союзов государств) или переоформления квот на другие государства, как это предусмотрено пунктом 3 постановления № 733, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке мяса.
3. В связи с прекращением действия постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 733 "О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса птицы в 2006-2009 годах" предписание по делу № 1 15/342-09 не выдавать.
Председатель Комиссии Цыганов А.Г.
(подпись)
Члены Комиссии: Давыдова Л.Е.
Сушкевич А.Г.
Епифанова И.Н.
Мирочиненко А.В.
Кузнецова Е.А.
Романенкова И.И.
Каменная Н.Н.

Связанные организации

Связанные организации не указаны