Решение б/н Решение и предписание по делу № 16-ФАС22-Р/02-18 о нарушении... от 27 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 16-ФАС22-Р/02-18
 
Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2018г.
г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 16-ФАС22-Р/02-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения на сайте www.BPZ.su рекламы пива «Ворсин» и «Жигулевское Легендарное», содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - рекламодателя и рекламораспространителя ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» З<…> по доверенности № 69 от 20.03.2018г.,
УСТАНОВИЛА:
в сети «Интернет» на общедоступном сайте www.BPZ.su размещены и распространяются в виде слайдов видеоролики с рекламой пива «Ворсин» - «…Марка, которую ценят, возвращается…Честное Купеческое…» и с рекламой пива «Жигулевское Легендарное» - «ЛЕГЕНДАМИ СТАНОВЯТСЯ».
В рассматриваемой рекламе антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», что явилось поводом к возбуждению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, состоявшемся 21 марта 2018 года, представитель ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» З<…> нарушение законодательства о рекламе не признала, обосновав свою позицию тем, что данная реклама распространяется на сайте производителя товара, который в соответствии с позицией ФАС России (письма № АК/24981 от 03.08.2012г., № АК/49414/16 от 20.07.2016г.) не подпадает под понятие «реклама», а указанные рекламные ролики размещены и воспроизводятся с видеохостинга Youtube.com, что также в соответствии с письмом ФАС России № АК/29997 от 13.09.2012г. не является рекламой.
Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав пояснения стороны, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из материалов дела следует, что на общедоступном сайте ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» www.BPZ.su распространяются в виде слайдов видеоролики с рекламой пива «Ворсин» - «…Марка, которую ценят, возвращается…Честное Купеческое…» и с рекламой пива «Жигулевское Легендарное» - «ЛЕГЕНДАМИ СТАНОВЯТСЯ».
Трансляция данных видеороликов производится со звуковым сопровождением, которое становится активным при нажатии специального значка «звук», помещенного в середину экрана.
Воспроизведение рекламных видеороликов, причем как со звуковым сопровождением, так и без звука, происходит без какого-либо участия посетителя сайта непосредственно при входе на указанный сайт.
Кроме того, рассматриваемая реклама пива не сопровождается ни текстовым, ни звуковым предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Соответственно, положения Федерального закона «О рекламе» распространяются в том числе и на рекламу, размещаемую в сети Интернет.
Специальных положений, устанавливающих требования к порядку размещения рекламы в сети Интернет, Федеральный закон «О рекламе» не содержит. Однако реклама, размещаемая в сети Интернет, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе.
В результате проверки информации о принадлежности домена BPZ.su на сайте регистратора www.reg.ru, установлено, что данный домен принадлежит ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
 
ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» является производителем алкогольной продукции, в том числе рекламируемого пива «ВОРСИН», «ЖИГУЛЕВСКОЕ ЛЕГЕНДАРНОЕ».
Согласно письму ФАС России от 28.08.2015г. № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет», по мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, такая информация может быть признана рекламой.
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что распространенная посредством сайта www.BPZ.su информация о пиве «ВОРСИН», «ЖИГУЛЕВСКОЕ ЛЕГЕНДАРНОЕ» полностью соответствует определению понятия «реклама», поскольку направлена на привлечение внимания к конкретным товарам и выделяет его среди аналогичных производимых заводом товаров. Следовательно, на такую информацию требования Федерального закона «О рекламе», предъявляемые к рекламе алкогольной продукции, распространяются в полном объеме. В связи с чем довод ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» о том, что в данном случае речь идет о размещении на сайте изготовителя информации об ассортименте производимых и реализуемых товаров, и как следствие – данная информация не является рекламой, Комиссия антимонопольного органа находит не состоятельным.
Довод Общества о том, что видеоролик с рекламой пива «ВОРСИН», «ЖИГУЛЕВСКОЕ ЛЕГЕНДАРНОЕ» не является рекламой, так как размещен и воспроизводится с видеохостинга Youtube.com, так же не может быт принят Комиссией антимонопольного органа, поскольку рассматриваемый видеоролик распространяется посредством официального сайта изготовителя www.BPZ.su, на его главной странице, непосредственно при входе на данный сайт, без какого-либо участия посетителя сайта.
В силу пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение частей 2, 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, которым в соответствии со статьей 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он признается рекламораспространителем.
Согласно материалам дела владельцем сайта является ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», 656922, г. Барнаул, Трактовая ул., 35, ОГРН 1022201128718.
Рассматриваемый видеоролик изготовлен ИП Тетерятник <…> по заданию ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» в соответствии с заключенным договором № 1 возмездного оказания услуг от 11.04.2016г. В соответствии с техническими заданиями работы по изготовлению рекламного видеоролика «Ворсин, светлое» надлежало выполнить в сроки 12.12.2016-19.12.2016гг., по изготовлению видеоролика «Жигулевское легендарное экспортное» - 28.06.2016-08.07.2016г. Работы были оплачены ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», что подтверждается платежными поручениями № 009239 от 07.07.2016г., № 18756 от 23.12.2016г. Кроме того, в соответствии с техническим заданием видеоролик «Жигулевское легендарное экспортное» планировался для проката в торговых точках.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
21 марта 2018 года в заседании Комиссии в присутствии представителя ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» З<…> произведен осмотр сайта www.BPZ.su и установлено наличие на данном сайте рассматриваемых видеороликов с рекламой пива.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» пункта 8 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении посредством сайта www.BPZ.su видеороликов с рекламой пива «Ворсин» - «…Марка, которую ценят, возвращается…Честное Купеческое…» и с рекламой пива «Жигулевское Легендарное» - «ЛЕГЕНДАМИ СТАНОВЯТСЯ», в которой отсутствует предупреждение о вреде его чрезмерного потребления, и реклама которого посредством сети Интернет не допустима.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу алкогольной продукции «Ворсин» - «…Марка, которую ценят, возвращается…Честное Купеческое…», «Жигулевское Легендарное» - «ЛЕГЕНДАМИ СТАНОВЯТСЯ», ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
2.Выдать ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
 
Члены Комиссии: Б<…>
 
Б<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 22
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
 
27 марта 2018г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 26 марта 2018г. по делу № 16-ФАС22-Р/02-18 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции «Ворсин» - «…Марка, которую ценят, возвращается…Честное Купеческое…», «Жигулевское Легендарное» - «ЛЕГЕНДАМИ СТАНОВЯТСЯ», размещенной на общедоступном сайте www.BPZ.su в сети Интернет, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» (656922, г. Барнаул, Трактовая ул., 35, ОГРН 1022201128718) в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение посредством сайта www.BPZ.su рекламы пива «ВОРСИН», «ЖИГУЛЕВСКОЕ ЛЕГЕНДАРНОЕ», по которой принято решение по делу.
2. ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» (656922, г. Барнаул, Трактовая ул., 35, ОГРН 1022201128718) представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 09 апреля 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
Б<…>
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны