Решение №7-Р/18 Решение №7-Р/18 от 7 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                      РЕШЕНИЕ

                                                                                   

         07.08.2018г.                                                                                                            г. Горно-Алтайск

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 25 июля 2018г., рассмотрев дело № 7-Р/18 от 08.06.2018г., возбужденное в отношении ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» (ИНН 2204033921, ОГРН 1072204019238, адрес издателя: г.Бийск ул. Им. Героя Советского Союза Спекова   д. 16 офис 23, адрес редакции: г.Горно-Алтайск пр.Коммунистический д. 6) по факту распространения в газете «Постскриптум» рекламы с признаками нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

    в присутствии:

    представителя ответчика – ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» М.;

   лица, участвующего в деле - ИП В.,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

   Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в ходе государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе  установлен факт распространения на странице 21 в газете «Постскриптум» № 02 (1228) от 10 января 2018г. рекламы «Пеноблоки погрузка доставка 8-905-927-8252, 8-960-962-8599» с признаками нарушения рекламного законодательства.

   В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 08.06.2018г. возбуждено дело № 7-Р/18 в отношении ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» и назначено к рассмотрению на 25.06.2018г. Данное определение было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением.

   20.06.2018г. в УФАС по РА ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» представило пояснения по делу и агентский договор от 01.10.2016г., заключенный ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» с ИП С. Согласно п. 2.2.7 договора агент несет полную ответственность за соответствие предоставленных рекламных материалов.

   25.06.2018г. на заседании Комиссии УФАС по РА по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было принято решение об отложении рассмотрения дела и продлении срока его рассмотрения, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле ИП С. и ИП В.

    Дело № 7-Р/18 от 08.06.2018г. отложено на 25.07.2018г. Определение об отложении рассмотрения дела было направлено ООО «Редакция газеты» «Постскриптум», ИП В., ИП С. заказными письмами с уведомлением (№649000....., №649000......., №649000........).

    25.07.2018г. продолжилось рассмотрение дела № 7-Р/18 от 08.06.2018г.

    На заседании комиссии 25.07.2018г. присутствовала представитель ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» М. по доверенности от 10.06.2018г. № 03 и ИП В.

   На заседание Комиссии УФАС по РА ИП С.  не явился, уведомлен надлежащим образом (20.07.2018г. представил письменные пояснения по делу (вх. №2288/1)).

          В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее:

     В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

     В письме ФАС России от 20 июня 2018 г. № АД/45557/18 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

     Таким образом, распространяемая вышеуказанным способом информация «Пеноблоки» является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и формирование интереса к объекту рекламирования – товару, что способствует продвижению его на рынке.

     В соответствии со ст.8 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», при рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее-Правила) продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

      Положения статьи 26.1 (пункты 1 и 2) Закона Российской Федерации от 07.02.1992        № 2300-1 «О защите прав потребителей» содержат аналогичные условия.

     Пунктами 2 и 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

    С учетом положений статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение заключить договор купли-продажи в порядке, установленном статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (т.е. дистанционным способом продажи), адресованное неопределенному кругу лиц, является публичной офертой, а сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 26.1 названного закона, являются условиями, необходимыми (существенными) для заключения договора данного вида (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

     Пунктом 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» прямо предусмотрено, что при дистанционном способе продажи продавцом до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Аналогичное положение содержится в пункте 8 Правил.

    Правилами предусмотрено, что покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время ее исполнения и стоимость, обязательства покупателя (пункт 14). С момента получения продавцом соответствующего сообщения у продавца возникают обязательства по передаче товара, иные обязательства, связанные с передачей товара (пункт 18).

    В данном случае реклама содержит информацию о рекламируемом товаре, о телефонных номерах, с использованием которых потребитель может в соответствии с абзацем 4 пункта 2 Правил узнать о существенных условиях договора купли-продажи. Для заключения договора купли-продажи покупателю достаточно сообщить продавцу о намерении приобрести товар, в данном случае посредством телефонного звонка.

     При заказе рекламируемого в газете «Постскриптум» товара «Пеноблоки» у покупателя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром, либо его образцом. Следовательно, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продаж.    

    В нарушение требований ст. 8 Закона о рекламе в рекламе «Пеноблоки» отсутствуют сведения о продавце этих товаров: наименование, сведения о месте нахождения и государственные регистрационные номера записи о создании юридического лица либо фамилия, имя, отчество, основные государственные регистрационные номера записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

    20.07.2018г. ИП В. представила в УФАС по РА пояснения (вх. № 2361), согласно которым размещение макета производилось ею по устной заявке. Макет был изготовлен рекламораспространителем и ею согласован. Размещение производилось на основании договора №57 от 01.01.2018г. Оплата производилась наличными, в кассу ИП С.

20.07.2018г. ИП С. представил в УФАС по РА аналогичные пояснения (вх. №2288/1).

     На заседании комиссии представитель ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» пояснила, что из содержания распространяемой рекламы не следует, что объектом рекламирования являются товары, реализуемые дистанционным способом, поскольку покупатель имеет возможность ознакомиться с предлагаемым товаром, позвонив по телефону.

     Частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 8 данного Федерального закона возложена, в том числе на рекламораспространителя.

     В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе»,  рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

     В соответствии п. 2.1.1 агентского договора от 01.11.2016г. Принципал (ООО «Редакция газеты» «Постскриптум») оказывает услуги по размещению рекламы в точном соответствии с условиями договоров, заключаемых Агентом (ИП С.) с заказчиками, если они не противоречат действующему законодательству и настоящему Договору.

    Согласно 2.2.1 агентского договора Агент (ИП С.) заключает договоры с заказчиками на оказание услуг по размещению рекламы в соответствии с указаниями Принципала, руководствуется, прежде всего, интересами Принципала и наиболее выгодными для Принципала условиями.

     Таким образом, ИП С. только заключает договоры с заказчиками на оказание услуг по размещению рекламы, а ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» фактически оказывает услуги по размещению рекламы.

       Согласно п. 2.2.7 агентского договора агент несет полную ответственность за соответствие предоставленных рекламных материалов.

      В данном случае ИП С. является рекламопроизводителем, а рекламораспространителем является ООО   «Редакция газеты» «Постскриптум», так как из выходных данных газеты «Постскриптум» следует, что издателем данной газеты является ООО «Редакция газеты» «Постскриптум». Соответственно, данное юридическое лицо является распространителем рекламы, размещенной в указанной газете. 

     В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

    Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как она не соответствует требованиям статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

   При решении вопроса о возможности выдачи предписания Комиссия руководствовалась тем фактом, что ООО «Редакция газеты» «Постскриптум» представило доказательства разовости распространения рекламы с нарушением рекламного законодательства (в выпуске газеты №10 от 07.03.2018г. отсутствуют нарушения ст.8 Закона о рекламе).

    Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать ненадлежащей рекламу «Пеноблоки погрузка доставка 8-905-927-8252,   8-960-962-8599»,  размещенную на странице 21 в газете «Постскриптум»  № 02 (1228) от 10 января 2018г., так как она  не  соответствует требованиям ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе».

   2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

   Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд, в течение трех месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны