Решение №04-05/2665 Решение 152оз-18 от 31 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 152оз-18

 

Заказчик :

Министерство образования и науки Архангельской области

163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, корп.1

Е-mail: osipov_va@dvinaland.ru

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского,

д. 18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "Дрейд"

117049, Москва, ул.Шаболовка, д.20

E-mail: trading@schooltool.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

24 мая 2018 года                                                                                                      г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Крупчак Т.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя: Машава О.Б. (доверенность от 20.04.2018);

Заказчика: Осипова В.А. (доверенность от 23.05.2018 № 209/01-02-13/19), Мигунова Д.В. (доверенность от 24.05.2018 № 209/01-02-13/20);

Уполномоченного органа: Хабарова В.В. (доверенность от 06.09.201 № 24-Д);

 

 

УСТАНОВИЛА:

14.05.2018 в ФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Дрейд" (далее – Заявитель) на действия заказчика – Министерства образования и науки Архангельской области (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта учебно-наглядного оборудования и иного инвентаря для оснащения общеобразовательной организации (извещение № 0124200000618001837). В Архангельское УФАС России жалоба поступила 17.05.2018.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе» 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 23.05.2018 № 209/06-05/4615.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 23.05.2018  № 314-05/485.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

26.04.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000618001837 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку комплекта учебно-наглядного оборудования и иного инвентаря для оснащения общеобразовательной организации (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 21 485 040,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

По мнению Заявителя Заказчик необоснованно укрупнил лот включением в него функционально не связанных между собой товаров, что привело к ограничению количества участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе»в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из смысла статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.

Объектом закупки является Поставка комплекта специализированного учебного, компьютерного и мультимедийного оборудования для оснащения общеобразовательной организации.

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит, в том числе следующие товары, подлежащие поставке: п.97. Скрипка 4/4, п. 99. Флейта, п. 93 Ксилофон, п. 102. Балалайка, п. 103. Гусли, п. 112. Доска гладильная, п. 122. Воск портновский, п. 125. Отпаривателъ, п. 136. Микроволновая печь, п. 139, Блендер, п. 143. Набор кухонных ножей, п. 144. Набор разделочных досок, п. 146. Набор приборов для приготовления пищи, п. 164. Кувалда, п.382. Посудомоечная машина, п. 383. Ванна моечная трех секционная, п. 385. Ванна моечная односекционная, п.386. Электроплитка, п.387. Холодильник бытовой, п.390 Прилавок горячих напитков, п. 391. Прилавок для холодных закусок закрытый, и т.д.

В соответствии с частью 6 статьи 28 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Закона об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

- создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

- соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 35 Закона об образовании:

- обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания;

- обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с части 1 статьи 37 Закона об образовании организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В соответствии с частей 1, 2, 4 статьи 41 Закона об образовании:

- охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, организацию питания обучающихся, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

- организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Представители Заказчика в заседании Архангельского УФАС России пояснили, что при формировании документации иа осуществление закупки Заказчик руководствовался приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 года № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (далее – приказ № 336 Минобрнауки России). Целью объекта закупки является оснащение общеобразовательной организации комплектом специализированного учебного, компьютерного и мультимедийного оборудования в целях ввода в действие нового здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноборская начальная школа».

Как подтверждается материалами дела, ссылка на приказ № 336 Минобрнауки содержится в наименовании столбца Таблицы 2 Части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, а именно: «Номер по  приказу Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 для сведения».

Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод является необоснованным.

В жалобе Заявителя присутствует ссылка на наличие в действиях Заказчика нарушений статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что рассмотрение жалоб на положения Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не входит в полномочия Комиссии Архангельского УФАС России.

По мнению Заявителя в нарушение требований статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» и Постановления Правительства Российской Федерации № 1236 от 16.11.2015 года заказчик не установил запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин, происходящих из иностранных государств.

В силу части 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора па материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права иа него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих  случаев:

а)     в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б)    программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит, в том числе следующие товары, подлежащие поставке: п. 10 Электронные образовательные комплексы для кабинета начальной школы, п. 51 Электронные образовательные комплексы для обучающихся, п. 86 Электронные наглядные средства, п. 130 Технического задания - Электронные учебные пособия по учебному предмету технология, п. 154 Технического задания - Электронные, учебные пособия по учебному предмету технология.

Заявитель считает, что вышеуказанные «электронные учебные пособия» являются программным обеспечением.

В соответствии со статьей 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Представители Заказчика в заседании Архангельского УФАС России  пояснили, что вышеуказанные Электронные образовательные комплексы состоят из различных электронных учебных пособий, которые представляют собой систематизированную информацию разного типа: презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио- и видеофайлы, тесты и т.д., то есть не содержат совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ.

В связи с этим применение постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 при проведении данной закупки не требуется.

Таким образом, довод является необоснованным.

 

 

По мнению Заявителя, проект контракта содержит условие о сроке действия контракта, которое не позволяет достоверно определить дату окончания действия контракта, и, следовательно, не позволяет предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Пунктом 5 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» определено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 указанного Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 23 «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к такому обеспечению» раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено аналогичное требование.

Проектом государственного контракта приложения № 3 документации об аукционе определено следующее:

«…1.2. Доставка Товара, указанного в п.1.1 настоящего Контракта, до муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноборская начальная школа"  (далее – Получатель), а также его монтаж должны быть выполнены силами Поставщика в течение 90 (Девяносто) дней с даты заключения контракта.

7.6. Приемка поставленного Товара осуществляется Получателем по месту доставки и подтверждается подписанием в течение 10 (Десяти) рабочих дней товарно-транспортной (товарной) накладной в трех экземплярах. После подписания товарно-транспортные (товарные) накладные направляются в адрес Заказчика в течение 10 (Десяти) рабочих дней.

7.8. По факту осуществления Поставщиком монтажа Товара, по итогам проведения экспертизы Товара, при отсутствии претензий Заказчика к качеству, количеству и другим характеристикам Товара, Заказчик подписывает Акт сдачи-приемки товара в течение 5 (Пяти) рабочих дней.

4.1. Оплата осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 10 (Десяти) дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки Товара по факту поставки Товара. … ».

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в документации об аукционе в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» содержится требование о сроке действия банковской гарантии. Исходя из проекта контракта, следует, что контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Следовательно, банк, к которому обратиться победитель по закупке, при выдаче банковской гарантии для расчета срока ее действия, будет исходить из вышеперечисленных пунктов проекта контракта и с учетом требований ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.

 

Заявитель указывает, что в нарушение положений статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» проект контракта не содержит обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения с ним контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что проект государственного контракта документации об аукционе не содержит условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом.

Однако, из содержания данной нормы усматривается, что обязанность включения вышеуказанного условия в контракт возникает только в случае заключения контракта с физическим лицом. На стадии утверждения документации о закупке такая обязанность у Заказчика еще не возникает, поскольку на данном этапе закупки он не может обладать информацией о том, будет заключен контракт с физическим лицом или иным участником закупки.

Таким образом, нарушение со стороны Заказчика, Уполномоченного органа требований части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе», в части неуказания в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, не выявлено.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Дрейд"  необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны