Решение №04-05/6244 Решение 424оз-17 от 26 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 424оз-17

 

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция переливания крови»

163045, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 311;

E-mail:  zyzgina_t@arhdonor.ru,

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "МЕОН"

163069, Архангельск, ул.Поморская, д.34, корп.1, пом.25

E-mail: meon_arh@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

20 декабря 2017 года                                                                                              г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Малышева О.С.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя:  Барболина М.С. (доверенность от 19.12.2017);

Заказчика: Петухова А.В. (доверенность от 18.12.2017);

Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 31.03.2017 №22-Д), слушателя Осипова Е.Л. (паспорт);

УСТАНОВИЛА:

13 декабря 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "МЕОН" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для заготовки и переработки донорской крови (извещение № 0124200000617007260).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.12.2017 № 01/971.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.12.2017 № 314-05-1302.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

29.11.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000617007260 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для заготовки и переработки донорской крови (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 390 810,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

 

Заявитель считает, что Заказчиком допущены нарушения при выборе метода определения НМЦК контракта, а именно: НМЦК расчитана не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Частью 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 7 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе», в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, определенной в статье 42 названного Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна также содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 указанной нормы.

Согласно разделу «Ограничения и запреты» извещения №0124200000617007260, при проведении закупки установлены, в том числе, следующие запреты: «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Заказчик установил ограничения и условия допуска товаров в соответствии с положениями и условиями ППРФ № 102 от 05.02.2015г».

Пунктом 2 части 29 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №102).

Следовательно, при осуществлении закупки (извещение №0124200000617007260) Заказчиком был установлен запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением №102.

Исходя из пункта 1 Постановления №102, утверждены следующие перечни:

  • перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень № 1);
  • перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень № 2).

Из указанного следует, что Постановлением №102 утверждены два перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу «Характеристики товара»  с описанием объекта закупки, наименованием и количеством закупаемого товара. Согласно данной таблице, к поставке требуются: контейнеры полимерные трехкамерные для крови и ее компонентов с раствором консерванта с антикоагулянтом однократного применения, стерильные; контейнеры полимерные четырехкамерные для крови и ее компонентов с раствором консерванта с антикоагулянтом однократного применения, стерильные.

В соответствии с извещением № 0124200000617007260, код закупки по ОКПД2 - 32.50.13.190.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в Перечень №1 включены, в том числе:

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014

Наименование вида медицинских изделий <*>

33.10.15.610

32.50.13.190

Контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования крови; устройства с лейкоцитарным фильтром; устройства для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов

 

Одновременно в Перечне № 2 указано:

 

Наименование медицинского изделия

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014

Код вида медицинского изделия <*>

Наименование вида медицинского изделия <*>

 

контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом, трехкамерные

32.50.13.190

144320

набор для донорской крови, трехкамерный

контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом, четырехкамерные

 

144300

набор для донорской крови, четырехкамерный

 

В примечании к Перечню №2 указано: «при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указал на то, что закупаемый товар - контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом, относится к товарам, включенным в Перечень №2».

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о том, что требуемые к поставке контейнеры включены в Перечень №2 Постановления №102.

Согласно части 1 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Частью 7 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 2(3) Постановления №102, для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, документация о закупке должна содержать начальные (максимальные) цены, рассчитанные в соответствии с методикой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В приложении №2 документации об аукционе содержится обоснование начальной (максимальной) цены Контракта (далее – НМЦК), согласно которому расчет НМЦК в размере 8 659 886,40 рублей осуществлен Заказчиком нормативным методом в соответствии с требованиями пункта 2(3) Постановления №102. Однако, в извещении и документации об аукционе НМЦК установлена в рамках выделенных лимитов и составляет 4 390 810,00 рублей.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что количество контейнеров для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом установлено в документации об аукционе в соответсвии с потребностью заказчика. Лимиты денежных средств доведены до ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» в рамках выполнения государственного задания на 2017-2019 годы. Постановление №102 в части пункта 2(3) вступило в силу 25.08.2017, а план-график на 2017 год формировался в январе 2017 года, после доведения лимитов денежных средств до Заказчика.  Поэтому Заказчиком было принято решение об осуществлении закупки с НМЦК в соответствии с доведенными лимитами.

Следовательно, при расчете НМЦК Заказчик выполнил указание пункта 2(3) Постановления №102 и расчитал НМЦК в соответствии с нормативным методом, однако установил НМЦК в извещении и документации об аукционе в рамках доведенных до ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» лимитов.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 7 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» и пункт 2(3) Постановления №102.

 

Кроме того, Заявителем в жалобе указано на то, что в нарушение Постановления №102 в документации об аукционе установлено требование о предоставлении сертификата СТ-1.

 

Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного  Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 ФЗ «О контрактной системе», или копии этих документов.

В соответствии с частью 3 Постановления №102, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

В извещении №0124200000617007260 в разделе «Требования к участникам», а также в пункте 4 части 11 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, или копии этих документов:

- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (для подтверждения страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, Заказчиком в пункте 20 «Условия, запреты, ограничения допуска товаров» заявки на осуществление закупки способом электронного аукциона от 29.11.2017 №01/905 установлено, в том числе, следующее: преференции по постановлению №102 (перечень 1; 2). Ввиду того, что Заказчиком указано, что закупаемый товар входит в Перечень 1 и Перечень 2 Постановления №102, то Уполномоченный орган в извещении и документации об аукционе установил требование о наличии во вторых частях заявки сертификата о происхождении товара (СТ-1).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России уточнил, что ввиду того, что код закупки по ОКПД2 - 32.50.13.190 входит и в Перечень №1 и в Перечень №2 Постановления №102, то в своей заявке на осуществление закупки способом электронного аукциона от 29.11.2017 №01/905 Заказчик указал «преференции по постановлению №102 (перечень 1; 2)».

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России не дает оценку действиям Уполномоченного органа ввиду того, что, как указано выше, требуемый к поставке товар относится к товарам, включенным в Перечень №2 Постановления №102. Следовательно, Заказчик, указав в своей заявке «преференции по постановлению №102 (перечень 1; 2)», ввел Уполномоченный орган в заблуждение относительно предоставления во вторых частях заявки сертификата о происхождении товара (СТ-1).

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.12.2017, по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка (порядковый номер <...> ), которая признана соответствующей требованиям ФЗ «О контрактной системе» и документации об аукционе.

Пунктом 2(1.1) Постановления №102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень №2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень №2, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая одновременно:

  • содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень №2;
  • подается организацией, включенной в реестр поставщиков указанных медицинских изделий, предусмотренный Правилами отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, единая комиссия действовала в рамках ФЗ «О контрактной системе» и в соответствии с Постановлением №102.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "МЕОН"  обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция переливания крови», нарушившим часть 7 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» и пункт 2(3) Постановления №102.

3. Предписание Заказчику по выявленному нарушению не выдавать, в связи с недостатком денежных средств у Заказчика для исполнения требований постановления №102.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

                                                                                                                                 О.С. Малышева

Связанные организации

Связанные организации не указаны