Решение б/н Решение по делу № 02-К-03-12 от 25 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

 

17 апреля 2012 г.                                                                                                          г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.04.2012

В полном объеме решение изготовлено 17.04.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Н.А. Гончаровой, рассмотрев дело № 02-К-03-12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 23.09.2003; ИНН 7708503727) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

при участии представителя ОАО «Российские железные дороги» «....». «......». «......» (доверенность от 09.11.2011 № 210, срок действия полномочий по 15.09.2014) и «....». «......». «......» (доверенность 17.02.2012 № 17, срок действия полномочий по 15.09.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (далее также — Комбинат) с заявлением от 12.10.2011 № 300 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (далее также — ОАО «РЖД», Общество) антимонопольного законодательства.

По мнению заявителя, ОАО «РЖД» при расчетах с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за оказанные Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов необоснованно включает в сбор за подачу и уборку вагонов плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

Усмотрев в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 31.01.2012 № 17-п возбудило в отношении Общества дело № 02-К-03-12 о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.

Представители ответчика с наличием в действиях Общества нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не согласились, пояснив, что плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования государственному регулированию не подлежит, взимается с Комбината по его согласию и в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором.

Комиссия, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

Между ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» и ОАО «РЖД» заключен договор от 23.05.2011 № 1/5 на подачу и уборку вагонов по станции Трусово Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» (далее — договор № 1/5). В соответствии с пунктами 1, 3 данного договора ОАО «РЖД» (перевозчик) обязалось осуществлять для ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (пользователь) подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с принадлежащего ОАО «РЖД» и обслуживаемого локомотивом ОАО «РЖД» железнодорожного пути необщего пользования № 16, развернутая длина которого составляет 165 погонных метров.

Согласно пункту 17 договора № 1/5 пользователь, помимо сбора за подачу и уборку вагонов, определяемого по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива (подпункт «а»), уплачивает перевозчику сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 165 погонных метров по ставкам части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 ежесуточно (подпункт «д»).

Соглашением от 29.08.2011 к договору № 1/5 в редакции протокола урегулирования разногласий от 25.10.2011 данные условия договора были изменены. Стороны договорились сбор за подачу и уборку вагонов определять по ставкам части 1 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива, а сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования — по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за сутки фактического пользования.

Пунктом 19.3 договора № 1/5 определено, что в случае невнесения пользователем причитающихся перевозчику платежей и до их внесения перевозчик вправе применять меры, предусмотренные статьями 30, 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которым перевозчик в указанном случае может требовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа; ставить вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю (получателю), на его ответственный простой с взиманием с него платы за пользование вагонами, контейнерами; удерживать грузы.

В период с июля по сентябрь 2011 года ОАО «РЖД» начислило заявителю плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования на общую сумму в 27 335, 4 руб., что подтверждается счетами-фактурами от 05.07.2011 № 0000010000000650/0700000719, от 05.08.2011 № 0000010000000650/0800000915, от 05.09.2011 № 0000010000000650/0900000782, актами оказанных услуг от 05.07.2011 № 1000801130/2011071, от 05.08.2011 № 1000801130/2011081, от 05.09.2011 № 1000801130/2011091, перечнями первичных документов к данным актам.

Указанная сумма была списана Обществом с единого лицевого счета Комбината № 1000801130 на основании накопительных ведомостей от 03.07.2011 № 030703, от 03.08.2011 № 030805, от 03.09.2011 № 030904.

По результатам рассмотрения претензии Комбината от 11.11.2011 № 313 о возврате списанных со счета в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования денежных средств Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб.

Проверив обоснованность действий ОАО «РЖД» по начислению и взиманию с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, отнесены к услугам, оказываемым субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3).

В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства № 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

Пунктом 2.7.13 Тарифного руководства № 3 установлено, что при применении таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.

01.07.2011 вступило в законную силу решение Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № ВАС-5095/11, которым пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства № 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими как несоответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Принимая указанное решение, суд исходил из того, что абзацем 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику. Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) не предусмотрено и иным действующим законодательством.

Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, действия ОАО «РЖД» по включению при расчетах с  ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за услуги по подаче и уборке вагонов с 01.07.2011 в сбор за подачу и уборку вагонов сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования и взиманию этого сбора совершены в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов, и являются действиями, ущемляющими интересы заявителя.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД» включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2 и в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ОАО «РЖД» совершены действия, прямо запрещенные пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод представителей ответчика о том, что ОАО «РЖД» оказывает Комбинату услуги по использованию железнодорожного пути необщего пользования, которые не отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий и тариф на которые не подлежит государственному регулированию, а взимается с Комбината по его согласию в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором, является несостоятельным и подлежит отклонению по следующим основаниям.

 Из содержания договора № 1/5 следует, что Общество оказывает Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования № 16. Такие услуги постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Цена на данные услуги подлежит государственному регулированию, установлена Тарифным руководством № 3 и не может быть изменена по соглашению сторон.

Факт согласия Комбината на взимание с него платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов в рассмотренный Комиссией период (июль — сентябрь 2011 г.) не подтверждается материалами дела. Напротив, в материалах дела имеется направленная Комбинатом Обществу претензия о возврате списанной со счета Комбината суммы, начисленной Обществом за пользование железнодорожным путем необщего пользования, письмо от 13.09.2011 № 284, содержащее аналогичное требование, а в конечном итоге, и направленное в антимонопольный орган заявление о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции комиссия при вынесении решения устанавливает наличие либо отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб., списанную в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, Комиссия считает, что рассматриваемое дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, считает, что начисление и взимание с Комбината платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов не нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. В связи с этим Комиссия считает необходимым выдать Обществу предусмотренное подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Российские железные дороги» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово, в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекратить.

3. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов при осуществлении с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» расчетов за оказываемые услуги по подаче и уборке вагонов.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                     Н.А. Гончарова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны