Решение б/н Решение и предписание в отношении Муниципальнго совета муниц... от 5 марта 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 694/5 от 14.03.2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальный совет

муниципального района «Ракитянский район»

Белгородской области

 

 

Пл. Советская, д. 2, п. Ракитное, Ракитянский район, Белгородская область, 309310

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.03.2013

В полном объеме решение изготовлено 14.03.2013

 

г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: <…> – руководитель управления; члены Комиссии: <…> - заместитель начальника отдела контроля органов власти, <…> — главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, в присутствии представителей ответчика - Муниципального совета муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области (далее — Муниципальный совет Ракитянского района) <...> (доверенность от 04.03.2013 № 2) и <…> (доверенность от 04.03.2013 № 3), рассмотрев дело № 027-13-АЗ по признакам нарушения Муниципальным советом Ракитянского района пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), установила:

В ходе проведения проверки Муниципального совета Ракитянского района на предмет соблюдения антимонопольного законодательства было проанализировано Положение о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Ракитянский район», по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, утвержденное решением Муниципального совета Ракитянского района от 19.04.2012 № 4 (далее — Положение).

При анализе указанного Положения были установлено, что в нем содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что муниципальное имущество не может быть предоставлено по договору аренды или иному договору, предусматривающему возмездное использование имущества, лицу, имеющему непогашенную задолженность по арендной или иной плате по ранее заключенным с ним договорам, при отсутствии принятого в установленном порядке решения о предоставлении такому лицу отсрочки по погашению задолженности и (или) согласованного сторонами графика погашения задолженности.

В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных в пунктах 1-13 данной статьи. Согласно ч. 5 указанной статьи, порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила).

В соответствие с п. 18 Правил, участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

При установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства.

Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Установив не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам — потенциальным участникам конкурсов (аукционов) на заключение договора аренды муниципального имущества, Муниципальный совет Ракитянского района ограничил доступ на право заключения договора аренды муниципального имущества и необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, подпунктом 2.4.2 Положения предусмотрено, что по договору безвозмездного пользования или по иному договору, предусматривающему использование имущества на безвозмездной основе, муниципальное имущество может быть предоставлено органам местного самоуправления муниципальных образований района, муниципальным учреждениям и предприятиям муниципального района.

Согласно ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в пунктах 1-13 данной статьи, в частности государственным органам, органам местного самоуправления (п.2), государственным и муниципальным учреждениям (п.3).

В подпункт 2.4.2 Положения наряду с органами местного самоуправления муниципальных образований района, которым законодательством разрешается передавать в безвозмездное пользование муниципальное имущество без проведения конкурсов или аукционов, включены и муниципальные предприятия, что позволяет сделать вывод о том, что данным подпунктом Положения допускается заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с муниципальным унитарным предприятием района.

Кроме того, в Приложении к Положению установлены коэффициенты льгот для отдельных категорий арендаторов, применяемые при расчете размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом.

Пунктом 3 Приложения для муниципальных унитарных предприятий установлен коэффициент льгот 0,5.

Согласно пункта 7.2 Положения размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом определяется по формуле Ам=Ар х Кл, где: Ам – размер арендной платы по договору в месяц в рублях; Ар – рыночная величина арендной платы за пользование имуществом в месяц в рублях; Кл – коэффициент льгот для отдельных категорий арендаторов.

Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 113 Гражданского Кодекса РФ муниципальное унитарное предприятие является коммерческой организацией. В соответствие с п. 5 ч. 1 с. 4 муниципальное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом.

Муниципальные унитарные предприятия под исключения, указанные в пунктах 1-13 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не подпадают, предоставление им, как хозяйствующим субъектам, в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора безвозмездного пользования федеральным законодательством не допускается.

Таким образом, включив в подпункт 2.4.2 Положения муниципальные предприятия района и установив пунктом 3 Приложения к Положению коэффициент льгот для муниципальных унитарных предприятий, как для отдельной категории арендаторов, Муниципальный совет Ракитянского района предоставил муниципальным унитарным предприятиям преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на рынке предоставления муниципального имущества в аренду или иного возмездного использования имущества, что создало дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создавать дискриминационные условия.

На заседании Комиссии представители ответчика признали факт нарушения Муниципальным советом Ракитянского района п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции при принятии решения от 19.04.2012 № 4, которым было утверждено Положение и пояснили, что на ближайшей сессии Муниципального совета Ракитянского района в Положение будут внесены соответствующие изменения, направленные на приведение Положения в соответствие с требованиями Закона о защите конкуренции.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей ответчика пришла к следующим выводам.

Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что муниципальное имущество не может быть предоставлено по договору аренды или иному договору, предусматривающему возмездное использование имущества, лицу, имеющему непогашенную задолженность по арендной или иной плате по ранее заключенным с ним договорам, при отсутствии принятого в установленном порядке решения о предоставлении такому лицу отсрочки по погашению задолженности и (или) согласованного сторонами графика погашения задолженности.

В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных в пунктах 1-13 данной статьи. Согласно ч. 5 указанной статьи, порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила).

В соответствие с п. 18 Правил, участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

При установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, а именно:

1) отсутствие в отношении участника конкурса или аукциона - юридического лица процедуры ликвидации и/или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса или аукциона - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

2) отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Установив не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам — потенциальным участникам конкурсов (аукционов) на заключение договора аренды муниципального имущества, Муниципальный совет Ракитянского района ограничил доступ на право заключения договора аренды муниципального имущества и необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, подпунктом 2.4.2 Положения предусмотрено, что по договору безвозмездного пользования или по иному договору, предусматривающему использование имущества на безвозмездной основе, муниципальное имущество может быть предоставлено органам местного самоуправления муниципальных образований района, муниципальным учреждениям и предприятиям муниципального района.

Согласно ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в пунктах 1-13 данной статьи, в частности государственным органам, органам местного самоуправления (п.2), государственным и муниципальным учреждениям (п.3).

В подпункт 2.4.2 Положения наряду с органами местного самоуправления муниципальных образований района, которым законодательством разрешается передавать в безвозмездное пользование муниципальное имущество без проведения конкурсов или аукционов, включены и муниципальные предприятия, что позволяет сделать вывод о том, что данным подпунктом Положения допускается заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с муниципальным унитарным предприятием района.

Включив в пункт 2.4 Положения муниципальные унитарные предприятия (подпункт 2.4.2), Муниципальный совет Ракитянского района создал дискриминационные условия, при которых муниципальные унитарные предприятия ставятся в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, чем обеспечивает им более выгодные условия деятельности в сфере безвозмездного пользования муниципальным имуществом .

В Приложении к Положению установлены коэффициенты льгот для отдельных категорий арендаторов, применяемые при расчете размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом.

Пунктом 3 Приложения для муниципальных унитарных предприятий установлен коэффициент льгот 0,5. Согласно пункта 7.2 Положения размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом определяется по формуле Ам=Ар х Кл, где: Ам – размер арендной платы по договору в месяц в рублях; Ар – рыночная величина арендной платы за пользование имуществом в месяц в рублях; Кл – коэффициент льгот для отдельных категорий арендаторов.

Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 113 Гражданского Кодекса РФ муниципальное унитарное предприятие является коммерческой организацией. В соответствие с п. 5 ч. 1 с. 4 муниципальное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом.

Муниципальные унитарные предприятия под исключения, указанные в пунктах 1-13 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не подпадают, предоставление им, как хозяйствующим субъектам, в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора безвозмездного пользования федеральным законодательством не допускается.

Указанные действия Муниципального совета Ракитянского района создали дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов, что противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создавать дискриминационные условия.

Таким образом, Муниципальный совет Ракитянского района, утвердив своим решением от 19.04.2012 № 4 Положение, содержащее п. 2.3, подпункт 2.4.2 Положения, п. 3 Приложения к Положению, не соответствующие требованиям Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 и требованиям пунктов 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, тем самым установив не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам — потенциальным участникам конкурсов (аукционов) на заключение договора аренды муниципального имущества и иных договоров, предусматривающих возмездное и безвозмездное пользование муниципальным имуществом, ограничил доступ на право заключения договора аренды муниципального имущества и иных договоров, предусматривающих возмездное и безвозмездное пользование муниципальным имуществом, и необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, а так же создал дискриминационные условия, при которых муниципальные унитарные предприятия ставятся в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, а так же что запрещено пунктами 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованное препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а так же создавать дискриминационные условия.

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу о нарушении Муниципальным советом Ракитянского района пунктов 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст.ст. 48 - 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Белгородского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать факт нарушения Муниципальным советом муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области пунктов 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении решением от 19.04.2012 № 4 Положения о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Ракитянский район», по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества (пункта 2.3, подпункта 2.4.2 Положения и пункта 3 Приложения к указанному Положению).
      2. Выдать Муниципальному совету муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство (о внесении изменений в пункт 2.3, подпункт 2.4.2 Положения и пункта 3 Приложения к Положению о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Ракитянский район», по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, утвержденного решением от 19.04.2012 № 4).

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

 

Члены Комиссии <…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Исх. № 695/5 от 14.03.2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальный совет

муниципального района «Ракитянский район»

Белгородской области

 

 

Пл. Советская, д. 2, п. Ракитное, Ракитянский район, Белгородская область, 309310

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 30

об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

14 марта 2013 года г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: <…> – руководитель управления; члены Комиссии: <…> - заместитель начальника отдела контроля органов власти, <…> — главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <…> — ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 14.03.2013 по делу № 027-13-АЗ о нарушении Муниципальным советом муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:

1. Муниципальному совету муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области в срок до 14 июня 2013 года изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство - внести изменения в п. 2.3, подпункт 2.4.2 Положения, п. 3 Приложения к Положению о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Ракитянский район», по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, утвержденному решением Муниципального совета муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области от 19.04.2012 № 4.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Белгородское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии: <…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны