Решение б/н Решение по жалобе ООО «ВЕДИКОР» от 31 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия: 31.07.2018

Место принятия: Белгородское УФАС России

ул. Преображенская, д. 82, г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 25.07.2018 № 282 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО «ВЕДИКОР» (далее – Комиссия), при участии представителей заказчика – Гусударственного учреждения – Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в отсутствии представителя заявителя – ООО «ВЕДИКОР» (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела № 522-18-Т по жалобе ООО «ВЕДИКОР» на положения документации об электронном аукционе на поставку технических средств реабилитации – специальных устройств для чтения «говорящих книг» для обеспечения ими в 2018 году инвалидов (закупка № 0226100001018000143) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ВЕДИКОР» (далее – Заявитель) на положения документации об Аукционе.

Из жалобы следует, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении требований к закупаемому товару, заказчик не обосновал в документации об Аукционе необходимость использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных ГОСТ Р ИСО 9999-2014.

2. Требование к устройству о воспроизведении «говорящих книг», записанных в специальном криптозащитном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, «говорящих книг» международного формата DAISY, аудио-файлов и электронных текстов является незаконным и ограничивающим конкуренцию, что подтверждается предупреждением ФАС России от 09.06.2018 № ИА/42719/18.

3. Технические характеристики закупаемых устройств для воспроизведения «говорящих книг» не соответствуют рекомендациям общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общества слепых» (далее - ВОС).

4. Отвечая на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе заказчиком нарушены требования ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

5. В описание объекта закупки включены требования к закупаемому товару, ограничивающие количество участников закупки. По мнению заявителя, по совокупности показателей, указанных в Техническом задании, участники закупки смогут предложить к поставке только модель одного производителя. Жалоба содержит перечень показателей требуемого к поставке товара, свидетельствующих, по мнению Заявителя, о наличии только одного производителя.

Заказчик – Государственное учреждение – Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) с доводами жалобы не согласился, представил возражение на указанную жалобу, считает доводы Заявителя несостоятельными, жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

При рассмотрении дела представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в возражении, считают жалобу необоснованной. Сообщили, что документация об Аукционе была разработана в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом потребностей Заказчика.

Считают, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО «ВЕДИКОР», заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.07.2018 размещены извещение и документация об Аукционе.

Объект закупки – поставка технических средств реабилитации – специальных устройств для чтения «говорящих книг» для обеспечения ими в 2018 году инвалидов.

Начальная (максимальная) цена контракта – 689 008, 24 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО «ВЕДИКОР» контракт по результатам проведения Аукциона не заключен.

Доводы Заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Описание объекта закупки, требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, стандартные показатели, требования, условные обозначения, приведены в разделе № III «Техническое задание» (далее – Техническое задание) документации об Аукционе.

1. Согласно Техническому заданию к необходимым к поставке устройствам для воспроизведения «говорящих книг» установлены, среди прочего, следующие требования:

- озвученная перемотка в пределах всей книги в прямом и обратном направлениях;

- возможность устанавливать «электронные закладки» (маркировка необходимого места на фонограмме и воспроизведение с установленного места) в количестве не менее 50 для каждой книги (отдельный список для каждой книги);

- плавная (или ступенчатая с количеством градаций не менее 11) регулировка скорости воспроизведения в сторону уменьшения до 0,5 крат и увеличения до 3-х крат без изменения тембра голоса;

- озвученная речевая навигация в прямом и обратном направлениях по книгам, фрагментам, закладкам;

- озвучивание текущего места воспроизведения: номера книги, номера фрагмента, времени от начала книги и общего времени звучания книги;

- озвучивание встроенным синтезатором речи имени автора и названия книги.

При рассмотрении дела представители заказчика пояснили, что в ГОСТ Р ИСО 9999-2014 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология» описаны лишь общие технические требования к устройствам реабилитации. В настоящее время технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, которыми были бы предусмотрены стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки – специальных устройств для чтения «говорящих книг», отсутствуют, следовательно, у Заказчика не возникло обязанности обосновывать необходимость установления в аукционной документации требующихся ему показателей и характеристик объекта закупки.

Заявителем не представлено доказательств обратного, в жалобе отсутствуют ссылки на конкретные положения ГОСТа или иного технического регламента, которым не соответствуют определённые Заказчиком в документации об Аукционе характеристики требуемого к поставке товара.

На основании изложенного, первый довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

2. В соответствии с Техническим заданием к поставке требуются специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах - должно быть предназначено для воспроизведения «говорящих книг», записанных на специальном криптозащитном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и спецшкол, для «говорящих книг» международного формата DAISY, аудио файлов и электронных текстов.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование к закупаемым техническим средствам реабилитации были сформированы с учётом рекомендаций по разработке технических заданий на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах для инвалидов по зрению, подготовленных Фондом социального страхования Российской Федерации в виде типового технического задания, направленного в адрес Заказчика письмом от 02.02.2016 исх. №02-09-11/12-04-1800.

Кроме того, криптозащита позволяет исключить возможность перезаписи «говорящих книг» и их прослушивания на обычных флеш-плеерах и компьютерах, что обеспечивает соблюдение требования законодательства в области охраны авторских прав.

Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС России № ИА/42719/18 от 09.06.2018, которым признано ограничивающим конкуренцию требование указанного выше типового технического задания и предписывается Фонду социального страхования Российской Федерации отозвать письмо от 02.02.2016 №02-09-11/12-04-1800 с типовым техническим заданием в настоящее время обжалуется Фондом социального страхования Российской Федерации в Арбитражном суде г. Москвы (в подтверждение представлена копия определения Арбитражного суда г. Москвы о принятии заявления к производству от 12.07.2018, дело № А40-154822/18-154-1774).

Таким образом, указанное предупреждение ФАС России в настоящее время не вступило в законную силу, соответственно Фондом социального страхования Российской Федерации письмо от 02.02.2016 №02-09-11/12-04-1800 с типовым техническим заданием по определению поставщиков специальных устройств для чтения «говорящих книг» не отозвано. В связи с чем, указанное типовое техническое задание в настоящее время является обязательным для использования территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской федерации, одним из которых является Заказчик.

На основании изложенного, указанный довод Заявителя признается Комиссией необоснованным

3. Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком при описании объекта закупки не учтены рекомендации ВОС по закупке в 2018-2019 годах специального устройства для чтения цифровых «говорящих» книг – карманных тифлофлешплееров, а также письма ВОС от 20.03.2017 № СВ-21 с указанными рекомендациями адресованные в Фонд социального страхования Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, из которых следует, что объем закупок карманных «говорящих» книг должен составлять до 25 %, представители Заказчика пояснили, что такие документы отсутствуют в распоряжении Заказчика. Более того, указанные выше письма и техническая документация подготовлены и направлены негосударственной организацией, не носят нормативного характера, и, соответственно, не являются обязательными для исполнения Заказчиком.

Комиссия приходит к выводу о необоснованности указанного довода Заявителя.

4. Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Исходя из части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 5 ст. 64 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Как установлено на заседании Комиссии, в адрес Заказчика поступил запрос на разъяснение положений документации об Аукционе.

Заказчиком 23.07.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе по указанному запросу.

Изучив названный запрос, а также представленные в соответствии с ним разъяснения положений документации об Аукционе, Комиссия установила, что данные разъяснения были размещены Заказчиком в установленный законом срок, содержат, как того требуют положения Закона о контрактной системе, указание на предмет запроса без указания на участника аукциона, подавшего запрос, а также не изменяют суть аукционной документации, следовательно, данные разъяснения соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Требований же к содержанию разъяснений положений аукционной документации законодательством о контрактной системе не предъявляется.

5. Согласно Техническому заданию к необходимым к поставке устройствам для воспроизведения «говорящих книг» установлены, среди прочего, следующие требования:

– Суммарная выходная мощность встроенной акустической системы не менее 4,0 Вт.;

– Встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений;

– Габаритные размеры:

Длина не менее 170 мм и не более 200 мм;

Высота не менее 100 мм и не более 140 мм;

Глубина не менее 30 мм и не более 80 мм.

По мнению Заявителя, указанные параметры, ограничивают число участников закупки.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, документального подтверждения доводов жалобы (регистрационные удостоверения на устройство воспроизведения «говорящих книг», каталоги производителей, руководство по эксплуатации и другую сопроводительную документацию на товар), которые бы позволили сделать вывод об ограничении числа участников закупки ввиду установления в документацию об Аукционе спорных характеристик изделия, Заявителем не предоставлено. Конкретных производителей устройств, поставщикам которых ограничен допуск в участии в Аукционе, Заявитель в жалобе не привел.

Более того, анализ заявок участников закупки допущенных к участию в Аукционе показал, что существует несколько производителей, изготавливающих устройства для воспроизведения «говорящих книг» с характеристиками, соответствующими требованиям Технического задания, такие как: ООО «САНЭД» (Россия); ООО «Лаборатория Электроники «ЭлекЖест»» (Россия), ООО «Круст» (Россия).

Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников Аукциона.

На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле доказательств, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ВЕДИКОР» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны