Решение б/н РЕШЕНИЕ от 9 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Любимый город»
241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 7, пом. 1
РЕШЕНИЕ
«09» апреля 2018 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Новикова Н.А. – зам. руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы,
члены Комиссии:
Исакова Е.А. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
Самсонова В.В. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
Бухарова И.П. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело № 28 в отношении ООО «Любимый город», возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО «Любимый город» (…), на основании доверенности от 03.04.2018г.,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2018г. в ТЦ «Тимошковых», расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская 71-75, распространялись рекламные буклеты ресторана «Любимый город» о доставке суши и пиццы по телефону и сети Интернет, т.е. дистанционным способом продажи.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
Указанная реклама не является обзором внутреннего и внешнего рынков, результатом научных исследований и испытаний. Информация является рекламой, поскольку очевидно ассоциируется у потребителя с определенным товаром, позволяет формировать и поддерживать у неопределенного круга лиц интерес к указанному в данной информации товару.
Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона «О рекламе».
В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Аналогичные положения содержатся в Законе о защите прав потребителей. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайтах и так далее, установлено, что в данном случае покупатель оформляет заказ необходимых ему товаров по телефону.
Исходя из вышеизложенного способ продажи товаров рекламодателем посредством телефонной связи и сети Интернет является дистанционным.
Согласно ст. 8 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании лица, осуществляющего деятельность по доставки еды, в рекламной листовке не указаны.
Таким образом, реклама нарушает ст. 8 ФЗ «О рекламе».
Также в рассматриваемом рекламном буклете указано, что бесплатная доставка заказа осуществляется от 29 минут и от 500 руб.
При этом на официальном сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru указано, что «при заказе вкусной еды на сумму от 500 рублей доставка осуществляется бесплатно в рамках зоны бесплатной доставки:
Зона 1 - доставка от 30 минут, минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 500 ₽ (платная доставка 60 ₽)
Зона 2 - доставка от 45 минут, минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 750 ₽ (платная доставка 80 ₽)
Зона 3 - доставка от 60 минут, минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 1000 ₽ (платная доставка 100 ₽)
Зона 4 - доставка от 75 минут,
минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 1300 ₽ (платная доставка 120 ₽)».
Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).
Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.
В рекламе не содержится существенной информации о бесплатной доставке в рамках установленной зоны бесплатной доставки, указанной на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru.
Также в рекламе указано о проведении акций -5% при заказе на сайте компании и акции «счастливые часы», подразумевающей о предоставлении второго блюда в подарок при оформлении заказа с понедельника по четверг с 11-00 по 15-00 часов. При этом в ходе рассмотрения дела Комиссия Брянского УФАС установила, что в рекламных листовках не указаны сроки действия данных акции, а также отсутствует информация, что в рамках акции «счастливые часы» предоставляются в подарок не все блюда, а из конкретного перечня, размещенного на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru. Указанная информация является существенной.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Брянского УФАС также установила, что в аналогичных рекламных буклетах указана информация «доставка еды № 1 в Брянске».
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например «№ 1 », «лучший», «самый», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В материалы дела лицом не представлены доказательства того, что ООО «Любимый город» - компания по «доставке еды № 1 в Брянске».
Таким образом, в рекламе не указан конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, указанная реклама не соответствует требованиям п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «Любимый город» (241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 7, пом. 1).
В соответствии со ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение ст. 8 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу ресторана ООО «Любимый город» о доставке суши и пиццы по телефону и сети Интернет, распространявшуюся в январе 2018г. в ТЦ «Тимошковых», расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская 71-75, поскольку реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5, статьи 8 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» в виду отсутствия в рекламе наименования продавца, место его нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании лица, отсутствия информации о сроках акций, о бесплатной доставке в рамках установленной зоны бесплатной доставки, и предоставлении в подарок блюд из конкретного перечня, указанные на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru, а также в размещении информации, что ООО «Любимый город» - компания по «доставке еды № 1 в Брянске» в отсутствие объективного подтверждения этому.
- Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Любимый город».
- Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренное ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Решение изготовлено в полном объеме «09» апреля 2018г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Н.А.Новикова
Члены Комиссии:
И.П.Бухарова
В.В.Самсонова
Е.А.Исакова
ООО «Любимый город»
241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 7, пом. 1
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«09» апреля 2018 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Новикова Н.А. – зам. руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы,
члены Комиссии:
Исакова Е.А. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
Самсонова В.В. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
Бухарова И.П. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
на основании своего решения от «09» апреля 2018 г. по делу № 28 в отношении ООО «Любимый город» о признании ненадлежащей рекламы,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Любимый город» (241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 7, пом. 1) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 8 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении в январе 2018г. в ТЦ «Тимошковых», расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская 71-75, рекламы ресторана ООО «Любимый город» о доставке суши и пиццы по телефону и сети Интернет в виду отсутствия в рекламе наименования продавца, место его нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании лица, отсутствия информации о сроках акций, о бесплатной доставке в рамках установленной зоны бесплатной доставки, и предоставлении в подарок блюд из конкретного перечня, указанные на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru, а также в размещении информации, что ООО «Любимый город» - компания по «доставке еды № 1 в Брянске» в отсутствие объективного подтверждения этому.
Срок исполнения предписания десять дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО «Любимый город» представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ).
Предписание изготовлено в полном объеме «09» апреля 2018г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Н.А.Новикова
Члены Комиссии:
И.П.Бухарова
В.В.Самсонова
Е.А.Исакова