Решение б/н Решение по делу № 128-08/2017 от 31 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (Управление Роскомнадзора по Челябинской области)

ул. Энгельса, д. 44-Д, г. Челябинск, 454080

 

Государственное предприятие Челябинской области «Областное телевидение»

пл. Революции, д. 4, г. Челябинск, 454113

 

РЕШЕНИЕ

31 января 2018 года                                                                      г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

         председателя Комиссии:

<…>– заместителя руководителя-  начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;  

         члены Комиссии:

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 128-08/2017, возбужденное по факту превышения 28 ноября 2017 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «ОТВ 74» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),      

в отсутствие лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,       

УСТАНОВИЛА:

в Челябинское УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – Управление Роскомнадзора по Челябинской области) о превышении нормативов продолжительности вещания рекламы в радиопрограммах, установленных законодательством Российской Федерации в сфере рекламной деятельности.

Из заявления следует, что за период с 00 часов 00 минут 28 ноября 2017 года по 23 часа 59 минут 28 ноября 2017 года в радиоэфир радиоканала «ОТВ74» вышло 29 рекламных роликов; общая продолжительность рекламы составила 51 минуту 26 секунд – 32 % от общей продолжительности суточного вещания радиоканала «ОТВ74» (161 минута 31 секунда), учредителем которого является Государственное предприятие Челябинской области «Областное телевидение» (далее – ГП ЧО «ОблТВ»).

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ74-01225 от 20.01.2016, подтверждающее регистрацию радиоканала «ОТВ74» в качестве средства массовой информации (далее – СМИ).

По запросу Челябинского УФАС России ГП ЧО «ОблТВ» представило Договор № 202/Р/МХ от 09 января 2017 года (далее – Договор), заключенный  между ГП ЧО «ОблТВ» и Обществом с ограниченной ответственностью «Медиа Холд» (далее – ООО «Медиа Холд»).

В соответствии с пунктом 2.1 Договора ООО «Медиа Холд» предоставляет ГП ЧО «ОблТВ» за вознаграждение право на ретрансляцию Радиоканала «Радио-Дача» на Территории, в том числе г. Троицка Челябинской области, в размере 152 часа в неделю, а также включение в состав Радиоканала «Радио-Дача» региональных рекламных материалов и собственных программ.

Под Региональными рекламными материалами, в соответствии с разделом 1 Договора, понимаются рекламные материалы, распространяемые Вещателем, в данном случае ГП ЧО «ОблТВ» в рамках Радиоканала «Радио-Дача», исключительно в промежутки эфирного времени, указанные в согласованной сетке вещания (Приложение № 2 к Договору). ГП ЧО «ОблТВ» имеет право на местные музыкальные, коммерческие (рекламные) и информационные включения в строгом соответствии с Приложением № 2 к Договору.

ГП ЧО «Обл ТВ» представлена Лицензия на осуществление радиовещания Серия РВ № 28382 от 20 декабря 2016 года (далее – Лицензия), выданная сроком до 20 декабря 2026 года.

Согласно Приложению № 1 к Лицензии, общий объем вещания в неделю составляет 168 часов, распространяемыми СМИ являются «ОТВ74» и «Радио-Дача». В соответствии с пунктом 3 Приложения № 1 к Лицензии рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Также в материалы дела ГП ЧО «ОблТВ» представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии отмечено, что ГП ЧО «ОблТВ» не согласно с правонарушением, поскольку при расчете допустимого объема рекламы в сутки, ГП ЧО «ОблТВ» руководствовалось лицензией, где общий объем вещания радиоканала «Радио-Дача» на территории Челябинской области составляет 168 часов в неделю, ежедневно и круглосуточно, а именно 20 % общего эфирного времени в целом.

Порядок включений при ретрансляции предусмотрен Приложением № 2 к Договору, который ГП ЧО «ОблТВ» соблюдает в полном объеме

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ радиоканала «ОТВ74» выявлено превышение нормативов вещания общей продолжительности рекламы относительно общей продолжительности суточного вещания.

В заявлении Управления Роскомнадзора по Челябинской области содержится ссылка на файловый депозит в сети «Интернет» на странице «Яндекс.Диск» по адресу: https://yadi.sk/d/Mt9Yc_3E3Qk4MV размещен суточный эфир вещания радиоканала «ОТВ74» (с 00:00:00 до 23:59:59). Совместно с заявлением Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена Справка о результатах анализа записей эфира ГПЧО «Обл ТВ» на частоте 106, 0 МГц в г. Троицке за период с 00 ч. 00 мин. 27.11.2017 по 23ч. 59 мин. 03.12.2017 радиоканала «ОТВ74».

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлено прослушивание аудиозаписей, размещенных в сети «Интернет» по адресу: https://yadi.sk/d/Mt9Yc_3E3Qk4MV, о чем составлен Акт прослушивания аудиозаписей № 14-2018 от 30.01.2018.

По результатам прослушивания установлено, что радиоканал «ОТВ74»  вещает на чистоте вещания СМИ «Радио-Дача». Общая продолжительность вещания радиоканала «ОТВ74» составила более 110 (сто десяти) минут, считая выходные данные и джинглы.

Общая продолжительность рекламы составила более 44 (сорок четыре) минут, что составляет более 39 % от общей продолжительности вещания радиоканала.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.

При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующийся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Согласно пункту 2.1 Договора ГП ЧО «ОблТВ» представлено право на включение в состав Радиоканал «Радио-Дача» региональных материалов, в том числе рекламных. При этом Договор не содержит положений, предусматривающих, что ГП ЧО «ОблТВ» в рамках исполнения указанного договора несет ответственность за соблюдение всего объема транслируемой рекламы (федеральной и региональной) на радиоканале «Радио-Дача» исходя из суточного времени  вещания.

Как следует из Лицензии, общий объем вещания в неделю составляет 168 часов, а СМИ «ОТВ74» – 16 часов в неделю.

Приложением № 2 к Договору определено, что местные включения (реклама) осуществляются вместо московских рекламных блоков на 20-й и 35-ой минуте каждого часа. Хронометраж рекламных блоков фиксированный, и составляет 4 минуты 9 секунд в блоках, выходящих по будням с 6:20 до 19:35 включительно и по выходным с 7:20 до 20:35 включительно. Во всех остальных блоках хронометраж составляет 3 минуты и 9 секунд.

Таким образом, анализ норм Закона о СМИ и условий Договора показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется только с учетом выходов региональной рекламной информации и времени вещания, указанных в условиях Договора и Лицензии.

По изложенным основаниям, Комиссией не принят во внимание довод ГП ЧО «ОблТВ» о расчете объема транслируемой федеральной и региональной рекламы исходя из суточного объема вещания на чистоте 106, 0 МГц.

В материалы дела представлена Выписка из регистрационного журнала Радио Дача СМИ ОТВ 74 (28.11.17), из которой следует, что ГП ЧО «ОблТВ» осуществлялось распространение региональной рекламы в количестве 2 296 (две тысячи двести девяносто шесть) секунд. Аналогичное следует из Акта прослушивания аудиозаписи № 14-2018 от 30.01.2018 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

Таким образом, в период с 00 часов 00 минут 28 ноября 2017 года по 23 часа 59 минут 28 ноября 2017 года объем региональной рекламы на радиоканале «ОТВ 74» был превышен более чем на 4 (четыре) %, согласно документам, представленным ГП ЧО «ОблТВ», более, чем на 12 (двенадцать) %, согласно сведениям, представленным Управлением Роскомнадзора по Челябинской области, более чем на 19 (девятнадцать) %, согласно подсчету, осуществленному специалистами Челябинского УФАС России, что противоречит требованиям части 2 статьи 15 Закона о рекламе, устанавливающей возможность размещения рекламы в радиопрограммах в количестве 20 %.

Таким образом, вещание рекламы в радиопрограмме «ОТВ74» в течение суток в объеме более 32%, то есть с превышением установленной 20% нормы времени вещания рекламы в течение суток, является нарушением части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рекламы с превышением допустимого объема относительно общего объема суточного вещания является Государственное предприятие Челябинской области «Областное телевидение» (г. Челябинск) (далее – ГПЧО «Областное телевидение») как учредитель радиоканала «ОТВ74».

Материалы, указывающие на принятие ГП ЧО «ОблТВ» мер по прекращению нарушения рекламного законодательства по состоянию на 31 января 2018 года антимонопольным органом не получены, в связи с чем Комиссия считает возможным выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ГП ЧО «ОблТВ» нарушившим часть 2 статьи 15 Закона о рекламе, при распространении 28 ноября 2017 года в г. Троицке Челябинской области рекламы в эфире радиоканала «ОТВ 74», продолжительность которой превышает установленные нормативы относительно продолжительности суточного вещания.

2. Выдать ГП ЧО «ОблТВ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ГП ЧО «ОблТВ» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    <…>

                                                                                                              

 

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

31 января 2018 года                                                                                                г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

         председатель Комиссии:

<…>– заместителя руководителя- начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России; 

         члены Комиссии:

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 31.01.2018 по делу № 128-08/2017 о признании Государственного предприятия Челябинской области «Областное телевидение» (далее – ГП ЧО «ОблТВ») нарушившим часть 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при распространении 28 ноября 2017 года

в г. Троицке Челябинской области рекламы в эфире радиоканала «ОТВ 74», продолжительность которой превышает установленные нормативы относительно продолжительности суточного вещания,

 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,                                                                                                                               

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:     

1. ГП ЧО «ОблТВ» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе, а именно при распространении рекламы на радиоканале «ОТВ 74» г. Троицк Челябинской области соблюдать требования части 2 статьи 15 Закона о рекламе в части объема продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «ОТВ74» относительно общей продолжительности суточного вещания указанного радиоканала.

2.  ГП ЧО «ОблТВ» представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 марта 2018 года  (утвержденную эфирную сетку вещания радиоканала «ОТВ 74» г. Троицк Челябинской области; запись трансляции радиоканала «ОТВ 74» г. Троицк; дата записи трансляции радиоканала ОТВ 74» г. Троицк осуществляется по усмотрению ГП ЧО «ОблТВ»).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (351) 266-68-85

09.02.2018

Связанные организации

Связанные организации не указаны