Решение б/н Решение № 38-ВП/2015 от 20 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

27 марта 2015 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

руководствуясь частью 15 статьи 99  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО «Центр технологий АНТ» и проведя внеплановую проверку действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и оргтехники (извещение № 0169200003515000005) (далее — аукцион), в присутствии:

- представителей Главного управления "ГЖИ Челябинской области", действующих на основании доверенностей №№ 7, 8, 9 от 23.03.2015;

в отсутствии представителя заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 17.03.2015 поступила жалоба ООО «Центр технологий АНТ» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и оргтехники (извещение № 0169200003515000005).

Решением № 113-ж/2015 от 18.03.2015 жалоба возвращена заявителю в связи с ее несоответствием требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе, и принято решение о проведении внеплановой проверки.

Согласно представленным документам Главное управление "ГЖИ Челябинской области" (далее – заказчик) объявило о проведении аукциона в электронной форме на поставку компьютеров и оргтехники, путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0169200003515000005.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 191 610, 00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 10.03.2015 в 08 часов 00 минут.

По состоянию на 27.03.2015 контракт на поставку компьютеров и оргтехники заключен.

Согласно доводам заявителя в Техническом задании заказчик указал технические характеристики товара, которые в совокупности указывают на возможность поставки товара только одного производителя.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили следующее.

Заказчиком при формировании аукционной документации, в том числе Технического задания, проведен мониторинг товаров в соответствии с объектом закупки и цен на них. Требования заказчика к техническим характеристикам товара, указанные в Техническом задании, не ограничивают конкуренцию в связи с тем, что под указанное описание подходят несколько моделей.

Так, техническим характеристикам, указанным в позиции № 2 Технического задания, помимо оборудования ООО «НТЦ Галэкс» соответствует оборудование компании DEPO Computers, что подтверждается коммерческими предложениями и заявкой участника закупки.

Кроме того, в соответствии с требованиями позиций №№ 5, 6 Технического задания участники закупки могут представить не только принтер и МФУ производителя, указанного в обращении заявителя, но и принтер Samsung Xpress M2020 и МФУ Samsung Xpress М2070 соответственно.

 

Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Как следует из пункта 6 аукционной документации описание объекта закупки указано заказчиком в техническом задании и проекте контракта.

Техническое задание содержит характеристики требуемого к поставке товара, в том числе характеристики персонального компьютера, принтера и МФУ.

Согласно доводам заявителя в позиции № 2 Технического задания заказчиком указаны характеристики, ограничивающие возможность поставки товара иного производителя помимо ООО «НТЦ Галэкс», а именно:

«Программно-аппаратный комплекс мониторинга за техническим состоянием оборудования. Требование к программно-аппаратному комплексу:

- Модуль должен обеспечивать мониторинг состояния запыленности внутренних компонентов вычислительного устройства.

- Должна быть аппаратно реализована функция учета времени работы оборудования.

- Погрешность времени наработки с момента включения и до момента его отключения не должна превышать более 10 минут.

- Данные о контролируемых параметрах датчика и пороговые значения должны храниться в энергонезависимой памяти датчика.

- Должна быть реализована невозможность искажения данных о времени работы.

- Должны быть реализованы функции удаленного оповещения о техническом состоянии системы.

- Должны быть реализованы функции удаленного оповещения о техническом состоянии системы и о степени запыленности системы с градацией значений не менее 5 пунктов».

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком получены коммерческие предложения, согласно которым потенциальные участники закупки в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в позиции № 2 технического задания, могут поставить персональный компьютер компании DEPO Computers. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается и заявкой участника закупки.

Таким образом, довод заявителя относительно невозможности поставки оборудования иного производителя в соответствии с требованиями позиции № 2 Технического задания не находит своего документального подтверждения.

Как следует из обращения заявителя технические характеристики товара (позиции №№ 5, 6 Технического задания) в совокупности указывают на возможность поставки товара только одного производителя, а именно: HP LaserJet Pro P1102 либо HP LaserJet Pro P1102 RU (позиция № 5) и HP LaserJet Pro М125ra либо HP LaserJet Pro М125r (позиция № 6).

Согласно пояснениям представителей заказчика в соответствии с требованиями позиций №№ 5, 6 Технического задания участники закупки могут представить не только принтер и МФУ производителя, указанного в обращении заявителя, но и принтер Samsung Xpress M2020 и МФУ Samsung Xpress М2070 соответственно.

Вместе с тем, Комиссией проведен анализ характеристик, в том числе принтера Samsung Xpress M2020 и МФУ Samsung Xpress М2070, представленных заказчиком, на соответствие требованиям, установленным в позициях №№ 5, 6 Технического задания.

В результате проведенного анализа Комиссией сделан вывод о неправомерном установлении заказчиком требований к техническим характеристикам товара, совокупность которых указывает на товар конкретного производителя, что ограничивает количество участников закупки.

В частности, на заседании Комиссии представители заказчика признали, что по технической характеристике «печать на: карточках, пленках, этикетках, глянцевой бумаге, конвертах, матовой бумаге» не подходят товары других производителей помимо Hewlett-Packard Development Company, L.P.

На основании изложенного, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

2. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Закона о контрактной системе.

Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие из них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Подпункт 1 пункта 18 аукционной документации дублирует положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, сведения какие именно требования установлены законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку компьютеров и оргтехники, документация об аукционе не содержит.

Вместе с тем, документация должна содержать конкретные требования к участникам закупки в соответствии с объектом закупки.

Таким образом, требования, установленные заказчиком к участникам закупки, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 20 аукционной документации при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Вместе с тем, Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части замены слов "места происхождения товара или наименование производителя" словами "страны происхождения".

Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.03.2015, то есть после вступления в силу указанных изменений.

Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформированы заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

5. Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Пунктом 20 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица) идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Соответственно, требования ко второй части заявки участника закупки установлены заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

6. Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с Законом о контрактной системе.

Как следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, заказчиком в нарушение пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не установлено требование о декларировании участниками закупки в составе второй части заявки своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

 

7. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

В составе документации о закупке содержится обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

При этом таблица расчета НМЦК не содержит реквизитов документов, используемых заказчиком при обосновании НМЦК.

Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.

 

8. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".

Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:       П = (Ц - В) x С.

В соответствии с пунктом 6.1 проекта контракта 6.1. в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим договором, Поставщик оплачивает Заказчику пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных Поставщиком.

Таким образом, заказчик в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрел в проекте контракта размера пени, взыскиваемой с исполнителя за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, не в соответствии с законодательством о контрактной системе.

 

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99  Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66, пунктов 1, 7 части 5 статьи 66, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. Предписание не выдавать в связи с тем, что контракт на поставку компьютеров и оргтехники заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Председатель Комиссии                                                          

  

Члены комиссии                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны