Решение б/н Решение № 641-ж/2018 по жалобе ООО «Техмедторг» от 22 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 641-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2018

В полном объеме решение изготовлено 19.10.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Техмедторг», в присутствии:

- представителя ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) действующего на основании доверенности № 43 от 14.09.2016,

- представителя ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) действующего на основании доверенности № 23 от 12.02.2018,

- представителя ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) действующего на основании доверенности № 44 от 14.09.2016,

 

- представителя ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) <…>, действующего на основании доверенности № 68 от 10.10.2018,

- представителя ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) <…>, действующего на основании доверенности № 24 от 12.02.2018,

- представителя ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) <…>, действующего на основании доверенности № 49 от 25.09.2017,

- представителя ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) <…>, действующего на основании доверенности № 72 от 10.10.2018,

- представителя ООО «Техмедторг» <…>, действующего на основании Приказа № 1 от 16.09.2016,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 04.10.2018 поступила жалоба ООО «Техмедторг» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку наружных двухкамерных электрокардиостимуляторов для нужд ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) (извещения № 0369100032518000390) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 24.09.2018 ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск) объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 248 333, 30 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.10.2018 в 09:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Техмедторг» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе установлена характеристика электрокардиостимулятора в части управления с помощью поворотных регуляторов, которая соответствует только одному производителю BIOTRONIK, что может привести к ограничению количества участников закупки.

  • того, в жалобе указано, что обоснование наличия поворотного регулятора является необъективным, так как обеспечение безопасности пациента характерно для всех зарегистрированных медицинских изделий, при этом альтернативные способы управления параметрами стимуляции также обеспечивают безопасность пациентов.

Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что техническим характеристикам, установленным в документации о закупке, соответствуют два производителя оборудования - BIOTRONIK (Германия), Oscor (США), что подтверждается коммерческими предложениями участников закупки, а также предложениями участников закупки, направленными в составе первых частей заявок.

Кроме того, заказчик пояснил, что обоснование необходимости поворотного переключателя содержится в документации о закупке и соответствует требованиям действующего законодательства.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.

Как следует из извещения и документации о закупке объектом закупки является поставка наружных двухкамерных электрокардиостимуляторов для нужд ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Челябинск), характеристики которого отражены в техническом задании документации о закупке.

Так, из информации, представленной заказчиком, в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта три хозяйствующих субъекта – ООО «МЕДТЕХПРОДУКТ», ООО «МЕДИЦИНСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ», ООО «АМК» предложили к поставке электрокардиостимулятор наружный Reocord D производителя BIOTRONIK (Германия).

Кроме того, в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком направлен запрос ООО «Холдинг «ЮНОНА», в ответ на который общество предложило к поставке электрокардиостимулятор наружного Pace 203H производителя Oscor (США), который не учтен при формировании цены контракта, так как коммерческое предложение поступило позже срока размещения документации о закупке.

В ходе проведения закупки подано три заявки участников закупки, в двух из которых к поставке предложены электрокардиостимуляторы разных производителей - Reocord D производителя BIOTRONIK (Германия) и Pace 203H производителя Oscor (США).

Таким образом, из документов, представленных заказчиком, следует, что в рамках закупки возможно предложить к поставке электрокардиостимуляторы различных производителей (BIOTRONIK (Германия), Oscor (США)).

  • того, на заседании Комиссии представителями заказчика указано на то, что характеристика оборудования, в части наличия управления параметрами стимуляции с помощью поворотных регуляторов, не исключает возможность предложения к поставке электрокардиографов, управляемых в том числе иными способами (многофункциональные кнопки, экран).

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении в документации о закупке характеристик электрокардиографов, ограничивающих количество участников закупки.

При этом, приложение в составе жалобы сравнительной таблицы, в которой содержатся характеристики различных моделей оборудования без приложения сопроводительной документации (руководство по эксплуатации, инструкции, иные документы), не позволяет сделать вывод об ограничении заказчиком количества участников закупки.

Кроме того, из указанной таблицы фактически следует, что электрокардиограф - Pace 203H производителя Oscor (США) имеет как поворотные регуляторы, так и многофункциональные кнопки и экран, что соответствует потребности заказчика.

С учетом изложенного, антимонопольный орган не усматривает нарушения в действиях заказчика в части установления характеристик, ограничивающих количество участников закупки.

 

2. Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В извещении о закупке объект закупки отнесен к коду по ОКПД2 - 26.60.14.110 «кардиостимуляторы», при этом продукция с указанным кодом содержится в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ: код позиции - 26.60.14.110-00014 «электрокардиостимулятор внешний, инвазивный»), что свидетельствует о необходимости описания объекта закупки в соответствии со сведениями, указанными в КТРУ.

Согласно указанной позиции КТРУ, размещенному в единой информационной системе в сфере закупок, установлены следующие характеристики товара:

- амплитуда импульса, максимальная, мА: ≥ 15 и ≤ 20;

- регулировка длительности ипульса: нет;

- режимы стимуляции: двойная;

- частота импульсов, максимальная, имп/мин: ≥ 150 и ≤ 250;

- чувствительность, мВ: ≥ 0.1 и ≤ 20.

Как установлено на заседании Комиссии в техническом задании указано на наличие у электрокардиографа возможности управления параметрами стимуляции с помощью поворотных регуляторов, то есть данная характеристика товара отсутствует в КТРУ, в связи с чем заказчик в силу пунктов 5,6 Правил № 145 должен указать обоснование необходимости данного показателя, то есть раскрыть необходимости его наличие с точки зрения целей приобретения указанного оборудования в рамках оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, в пункте 9 технического задания указано следующее: «управление параметрами стимуляции с помощью поворотных регуляторов позволяет обеспечить безопасность для пациентов, нуждающихся в проведении временной электрокардиостимуляции, избежать осложнений, связанных с невозможностью своевременной и интуитивно понятной корректировки со стороны медицинского персонала текущей программы электрокардиостимуляции (регулировочные ручки поворотного типа имеют безусловное преимущество по сравнению с использованием органов управления клавишного типа)».

Из указанных положений документации о закупке не следует, в чем выражается безопасность и безусловное преимущество использования поворотного регулятора для пациентов, в том числе по сравнению с другими способами управления. Кроме того, в техническом задании не представляется возможным определить содержание терминов «своевременная и интуитивно понятная корректировка со стороны медицинского персонала».

Кроме того, антимонопольный орган соглашается с доводами заявителя, согласно которым все медицинские изделия, зарегистрированные на территории РФ, подлежат проверки с точки зрения безопасности продукции.

С учетом изложенного, из указанного обоснования не следует, каким образом поворотный регулятор влияет на деятельность заказчика в части оказания медицинской помощи пациентам по сравнению с другими способами управления, при этом порядок использования электрокардиографа медицинским персоналом в части своевременной и интуитивно понятной корректировки, также не обосновывает потребность заказчика с точки зрения цели закупки указанного оборудования.

Таким образом, в документации о закупке не раскрыто обоснование необходимости данной характеристики с точки зрения цели применения электрокардиостимулятора для оказания медицинской помощи пациентам в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил № 145.

Вместе с тем, при вынесении решения антимонопольный орган принимает во внимание, что на участие в закупке подано 3 заявки, 2 участников закупки из 3 приняли участие в аукционе, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 5,94%. Таким образом, выявленные нарушения не повлияли на результаты оспариваемой закупки.

Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Техмедторг» на действия заказчика обоснованными в части обоснования характеристик товара в рамках описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил № 145.

  1. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
  2. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны