Решение б/н Решение по делу № 67-08/2018 от 30 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

10 октября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<…>– заместителя руководителя-начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 67-08/2018, по факту размещения рекламы в г. Челябинске на зданиях, являющихся выявленными объектами культурного наследия с признаками нарушения части 3.1 статьи 19 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица по факту размещения рекламы «Чебуречной № 1» в г. Челябинске на выявленных объектах историко-культурного наследия.

С целью проверки фактов, изложенных в заявлении, специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр, о чем составлен Акт № 103-2018 от 16.08.2018. Установлено, что в г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, д. 113 расположено заведение общественного питания «Чебуречная № 1», с левой стороны входной группы которого присутствует конструкция, содержащая изображения продукции, реализуемой в данном заведении с указанием цен. Кроме того, в оконном проеме здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72 со стороны ул. Кирова размещена конструкция со сведениями: «Чебуречная № 1», «Чебурек по локоть… 30 см», изображением чебурека и указателя «Карла Маркса, 113». Аналогичная конструкция размещена на фасаде здания со стороны ул. Карла Маркса.

В заведении общественного питания с коммерческим обозначением «Чебуречная № 1» уголок покупателя (потребителя) отсутствует, что установлено специалистами Челябинского УФАС России в ходе осуществления осмотра. Вместе с тем, с целью установления лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Чебуречная № 1» осуществлена закупка, чек № 00008 (02345) от 16.08.18 12:23 приложен к Акту осмотра № 103-2018 от 16.08.2018. Согласно, сведениям, присутствующим на чеке, деятельность под коммерческим обозначением «Чебуречная № 1» по адресу: г. Челябинск, ул. Карла Маркса, д. 113, осуществляет Индивидуальный предприниматель <…> (далее – ИП <…>).

ИП <…> по рассматриваемому вопросу представил письменные пояснения, из которых следует, что на основании Договора б/н аренды нежилого помещения от 08.08.2017, заключенного с ИП <…>, ему в пользование для организации общественного питания – кафе «Чебуречная № 1» передано нежилое помещение.

По мнению ИП <…>, информация, присутствующая на здании в г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, д. 113, не является рекламой, поскольку не преследует рекламные цели, а содержит информацию о реализуемых в кафе услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора., в связи с чем ИП <…> считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, в своих пояснениях ИП <…> указывает, что в апреле 2018 года Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска (далее – Комитет) при проведении обследования фасада здания, расположенного в г. Челябинске по адресу: ул. к. Маркса, д. 113, на предмет соответствия нормам действующего законодательства, нарушений законодательства Российской Федерации не выявлено. А, поскольку, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разращения на установку рекламной конструкции», утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска № 221-п от 10.10.2012 (далее – Регламент), Комитет является отраслевым органом, который участвует в согласовании возможности установки рекламной конструкции, ИП <…>, при отсутствии со стороны Комитета требований относительно конструкции, размещенной непосредственно на фасаде здания, также посчитал, что размещение указанной информации соответствует требованиям действующего законодательства.

Также ИП <…> пояснил, что владельцем конструкции, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72, не является, договоров на ее изготовление, размещение и распространение не заключал, о лице, осуществившем указанные действия ИП <…> неизвестно.

Рассмотрение заявления и представленных материалов, приводит к следующим выводам.

В г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, д. 113 расположено заведение общественного питания «Чебуречная № 1», с левой стороны входной группы присутствует конструкция, содержащая изображения продукции, реализуемой в данном заведении с указанием цен.

В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия), с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 35.1 Закона об объектах культурного наследия, не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

В соответствии с Перечнем выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, расположенных на территории Челябинского городского округа, здания, расположенные в г. Челябинске по адресу: ул. Карла Маркса, 113 «Дом купеческий XIX в.», и по адресу: ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72 «Дом жилой XIX-XX вв.» являются памятниками.

Таким образом, размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия регионального значения (памятниках), расположенных г. Челябинске по адресам: ул. Карла Маркса, д. 113; ул. Кирова, 90 (88)/ул. К. Маркса, 72, запрещено.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования Закон о рекламе понимает товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Закон о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (части 1 статьи 2 Закона о рекламе) и, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о рекламе, не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (пункт 2), вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункт 5).

В соответствии с пунктами 12 и 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2007 № 1036, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Таким образом, с учетом положений пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, меню организации общественного питания (кафе, ресторана и т.п.), размещенное на фасаде здания, в том числе на конструкции, размещенной на фасаде здания, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, рекламой не является, и требования законодательства о рекламе на информацию, размещенную в нем, не распространяются.

Конструкция, содержащая указание на наименование организации и меню, прейскурант, размещенная на территории, на которой в силу особенностей деятельности организации непосредственно происходит продажа товаров, оказание услуг, в том числе при обслуживании потребителей организации общественного питания на автомобилях, относится к размещенным в месте осуществления организацией деятельности и не подпадает под понятие рекламной конструкции. Указанная позиция также находит свое отражение в Письме ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама».

Присутствующие на конструкции, размещенной по адресу: г. Челябинск, ул. К. Маркса, д. 113, сведения о реализуемой в данной организации общественного питания продукции, представляют собой информацию об оказываемых ИП <…> услугах, реализуемых товарах, направлены на информирование посетителей (потребителей) указанного заведения о предлагаемом меню кафе «Чебуречная № 1».

С учетом изложенного, действия ИП <…> по размещению информации о меню заведения общественного питания с коммерческим обозначением «Чебуречная № 1» на здании по адресу: г. Челябинск, ул. К. Маркса, д. 113, являющемся выявленным объектом культурного наследия, в настоящем деле не подлежат рассмотрению на предмет соответствия Закона о рекламе.

Руководствуясь статьями 33 и 36 Закона о рекламе, и, в соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела № 67-08/2018 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны