Решение б/н Решение и предписание № 829-ж/2017 по жалобе на действия аук... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 829-ж/2017

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 28 ноября 2017 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя «<…>» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (говядина замороженная) (извещение № 0369300064017000023), в присутствии:

- представителя Муниципального стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Новобурино» (далее - МСУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Новобурино», заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 23.11.2017;

- в отсутствие ИП «<…>», направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя.

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 16.11.2017 поступила жалоба ИП «<…>»на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (говядина замороженная) (извещение № 0369300064017000023) (далее – Аукцион, Закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано МСУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Новобурино» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.10.2017 в 11:59.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку продуктов питания (говядина замороженная) 198 000,00 рублей.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369300064017000023 от 31.10.2017.

Протокол подведения итогов № 3 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в электронном аукционе №0369300064017000023 от 08.11.2017.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявка участника закупки с порядковым номером 3 (ИП «<…>») признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по причине неуказания в заявке информации о производителе товара.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу требований части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 832 от 22.08.2016) утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). К указанному Перечню относится мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, код по ОКПД 10.11.31.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 832 от 22.08.2016 определено, что подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов) является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 3 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в электронном аукционе №0369300064017000023 от 08.11.2017 заявка участника закупки с порядковым номером 3 признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по причине: «согласно п.1 ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе несоответствие участника требованиям, установленным в соответствии с п. 6 ч. 5 статьи 66 № 44-ФЗ (согласно п.3 ПП РФ № 832 (декларирование) не указано наименование производителя пищевых продуктов)»(пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе).

Как следует из извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки является говядина замороженная, код по ОКПД 2 – 10.11.31.110.

Извещением о проведении закупки, документацией об аукционе в соответствии с требованиями статьи 14 Закона о контрактной системе установлены следующие условия и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. Пункт 33 информационной карты документации об аукционе определяет ограничение допуска товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 832 от 22.08.2016, а также условия допуска товара в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014).

Пунктом 20 информационной карты документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участи в электронном аукционе. Так, «участник закупки подает заявку на участие в электронном аукционе в виде электронного документа в двух частях, подаваемых одновременно. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: - конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014 участником аукциона в первой части заявки на участие в аукционе указывается (декларируется) страна происхождения поставляемого товара. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе, несет участник аукциона. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: установлено - заявка участника оформляется с учетом п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 832».

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает установление заказчиком требований к составу заявки в части указания на применение национального режима при осуществлении закупки, надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе.

Заявка участника закупки с порядковым номером 3 содержит как наименование товара, с указанием характеристик, так и страну происхождения – РФ.

Необходимо отметить, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369300064017000023 от 31.10.2017 на участие в закупке поступило 4 заявки, одна из которых не содержала наименование страны происхождения товара и участнику закупки отказано в допуске к участию в аукционе. В соответствии с протоколом подведения итогов № 3 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в электронном аукционе №0369300064017000023 от 08.11.2017 из трех участников закупки, принявших участие в электронном аукционе, соответствующей требованиям документации о закупке признана заявка только одного участника (порядковый номер <...> ).

При этом, как следует из содержания представленных на заседание Комиссии заявок участников закупки, вывод о производителе товара можно сделать по заявке участника закупки с порядковым номером 4.

Согласно пояснениям заказчика, аукционной комиссией решение о признании заявок участников закупки с порядковыми номерами 2, 3 несоответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, принято на основании Писем Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.01.2017 № Д28и-306, от 24.03.2017 № Д28и-1511, в которых указано на порядок применения Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 832. Так, из содержания указанных писем следует, что, если в заявке не указано наименование производителя пищевых продуктов, а также заявка не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе и положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, такая заявка отклоняется.

Вместе с тем, антимонопольный орган обращает внимание, что Письма Минэкономразвития России, во-первых, касаются применения Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 832 (условий об ограничении допуска товаров, включенных в Перечень), во-вторых, не имеют юридической силы. Так, в рассматриваемой закупке не возникли условия, указанные в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 832, при которых возможно его применение. Поэтому участники закупки с порядковыми номерами заявок 2, 3 (не содержащих наименование производителя товара), не подлежали признанию несоответствующими требованиям, установленным документации об аукционе, поскольку продекларировали страну происхождения товара.

Таким образом, поскольку заявка участника закупки с порядковым номером 3 содержит наименование страны происхождения товара, действия аукционной комиссии неправомерны. Аукционной комиссией заявка участника закупки с порядковым номером 3 признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в нарушение части 1, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

Действия аукционной комиссии о признании заявки участника закупки с порядковым номером 2 не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, также являются нарушением части 1, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В нарушение части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе пункт 15 информационной карты документации об аукционе содержит требование к участникам закупки об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку указанное требование не соответствует объекту рассматриваемой закупки.

2. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе пункт 20 информационной карты документации об аукционе содержит требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о соответствии требованию, установленному пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку указанное требование не соответствует объекту рассматриваемой закупки.

3. Как следует из содержания части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Кроме того, в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Пунктом 6.3 проекта контракта предусмотрено, что на момент поставки срок годности Товара должен быть не менее 90%.

Вместе с тем, установление срока годности товара в процентах не отвечает требованиям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации и не позволяет определить потребность заказчика в остаточном сроке годности на приобретаемый товар.

4. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

В нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует ответственность подрядчика, установленная в пункте 6 Правил, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Заказчиком в проекте контракта также не установлена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившем наиболее высокую цену за право заключения контракта (пункт 5 Правил).

5. Исходя из положений части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм законодательства о контрактной системе, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, должен содержать исчерпывающую информацию об условиях исполнения контракта, относительно сведений, не подлежащих изменению в ходе проведения аукциона.

Вместе с тем, приложения №1, № 3 к проекту контракта содержат спецификацию, технические характеристики поставляемого товара (техническое задание) с пустыми полями в столбцах: наименование товара, страна происхождения, единица измерения, количество, технические, качественные, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики товара и иные характеристики и показатели товара.

Однако наименование товара, его количество, наименование и неизменные характеристики товара при заключении контракта изменяться не могут. Следовательно, данная информация должна быть включена в проект контракта на этапе его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в составе документации о закупке.

Необходимо отметить, что предмет контракта является существенным условием договора купли-продажи. К тому же в силу части 2 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

Пунктом 3.5 проекта контракта установлено, что поставка товара осуществляется партиями в соответствии с графиком поставки товаров (Приложение № 4 к проекту контракта).

Однако, Приложение № 4 к проекту контракта также содержит не заполненный график поставки. При этом, условиями контракта не определено, когда и каким образом такой график будет формироваться.

Вместе с тем, срок в силу статьи 506 ГК РФ является существенным условием договора поставки, а исходя из части 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При этом, отсутствие в проекте контракта указания на неизменные условия исполнения контракта может привести к нарушению порядка, заключения контракта, предусмотренного частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, либо к заключению контракта не на условиях, предусмотренных документацией о закупке.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП «<…>» на действия аукционной комиссии обоснованной.

2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 4 статьи 34, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил.

4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 829-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

23 ноября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»;

на основании решения Челябинского УФАС России от 23.11.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя «<…>» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (говядина замороженная) (извещение № 0369300064017000023) (далее – аукцион, закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному стационарному учреждению социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Новобурино» с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Аукционной комиссии:

2.1. в срок до 01.12.2017 принять решение об отмене протокола подведения итогов № 3 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в электронном аукционе №0369300064017000023 от 08.11.2017.

2.2. в срок до 05.12.2017 рассмотреть вторые части заявок участников закупок в соответствии с решением № 829-ж/2017 от 23.11.2017 и требованиями законодательства о контрактной системе.

2.3. в срок до 07.12.2017 передать протокол (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания Муниципальному стационарному учреждению социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Новобурино» для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

2.4. продолжить процедуру, направленную на определение Поставщика и заключение контракта.

3. Муниципальному стационарному учреждению социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Новобурино»:

3.1. в срок до 07.12.2017 разместить протокол (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

3.2. при направлении контракта победителю Аукциона установить в проекте ответственность, установленную в пункте 6 Правил, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения; привести спецификацию поставляемых товаров, график поставки в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно указать наименование товара, страну происхождения, количество, характеристики.

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ». с 28.11.2017 обеспечить заказчику, аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания;

5. Муниципальному стационарному учреждению социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Новобурино» в подтверждение исполнения предписания в срок до 22.12.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: протоколы (решения), составленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, документы, подтверждающие размещение указанных протоколов (решений) в единой информационной системе; копию заключенного контракта со всеми приложениями (информацию предоставить на электронном носителе (диск) для приобщения к материалам дела).

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ» в подтверждение исполнения в срок до 22.12.2017 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны