Предупреждение №05-10/2215 Предупреждение Управления Кабинету Министров Чувашской Респу... от 2 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат

признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учётом положений настоящей статьи. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своём сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

В силу статьи 8  закона Чувашской Республики от 13.07.2010 № 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, организуемых органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на территории Чувашской Республики, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики; требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются с учётом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

При этом субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.08.2010 г. № 277 «Об утверждении порядка организации ярмарок на территории  Чувашской Республики и продажи товаров на них» утвержден Порядок организации ярмарок на территории Чувашской Республики и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.

Ярмарка - форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.
            Организатор ярмарки - орган государственной власти Чувашской Республики, орган местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие функции по организации и проведению ярмарки (п. 1.3).

Местами проведения ярмарок не могут являться территории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, автомобильных и железнодорожных вокзалов, розничных рынков (п. 1.4).

Требования к месту проведения ярмарки:

- место проведения ярмарки должно быть благоустроено (иметь твердое покрытие, туалеты, контейнеры для сбора мусора и пищевых отходов, бесперебойное энерго- и водоснабжение);

- место проведения ярмарки и расположенное на нем оборудование должны поддерживаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии в течение всего времени проведения ярмарки;

- в месте проведения ярмарки должны быть установлены вывеска, схема размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также информационный стенд с указанием организатора ярмарки, его местонахождения, номера телефона и иных возможностей связи с ним, режима работы ярмарки;

- размещение мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке осуществляется в соответствии со схемой размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
            - места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны быть оснащены торгово-технологическим оборудованием, отвечающим санитарным, противопожарным, экологическим и иным нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации, обеспечивать условия для организации безопасной продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе свободный проход покупателей и доступ их к местам для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- в местах для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов к ним, а также возможность их самостоятельного передвижения по территории ярмарки, входа и выхода из нее, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (п. 1.5).

Ответственность за проведение ярмарки в соответствии с настоящим Порядком несет организатор ярмарки (п. 1.6).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за её пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка, географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, технологическую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

На основании вышеизложенного, рынок в рассматриваемом случае является  региональным.

Таким образом, географические границы рынка принята Чувашская Республика (вышеназванное постановление распространяется и действует на территории Чувашской Республики).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (далее - Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара.

Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе условий договора, заключённого в отношении товар, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

В соответствии Порядком организации деятельности ярмарок на территории Чувашской Республики и продажи товаров на них, следует,  что ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи, а также формирования межмуниципальных, региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

Организация ярмарки заключается в сдаче в наем торговых мест на ярмарке, в том числе под размещение киосков.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является- организация ярмарки.

В Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.08.2010 г. № 277 «Об утверждении порядка организации ярмарок на территории  Чувашской Республики и продажи товаров на них» отсутствует  порядок рассмотрения поступающих предложений об организации ярмарки, в том числе информация о том, что органам местного самоуправления необходимо размещать на своем официальном сайте в сети Интернет, в СМИ информацию о поступивших заявлениях; о рассмотрении поступивших заявлений (порядок), что свидетельствовало бы о предоставлении организации ярмарки на принципах  эффективности,  справедливости,  публичности,  открытости  и прозрачности процедур.

По смыслу положения об обязательном публичном информировании хозяйствующих субъектов  о  возможном  предоставлении  места заинтересованное  лицо  не  лишено  возможности  подать  заявление  о предоставлении ему возможности его получения и при наличии иных претендентов.  Следовательно,  публичное  информирование  направлено  не только на защиту интересов хозяйствующих субъектов в целом в целом, но и возможных претендентов на товар.

Кроме того, в  случае  поступления  после  такого  информирования  двух  и  более заявок право подлежит выставлению на торги.

Торги представляют собой наиболее конкурентный способ заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Поскольку законом не предусмотрены форма и содержание подобного сообщения о  предоставлении  товара,  следует  исходить  из  того,  что необходимая информация должна быть четкой и недвусмысленной как в отношении места, так и в отношении способа обращения заинтересованных  лиц.

При  этом  публикация  должна  содержать максимально  полную  информацию,  необходимую  для  принятия заинтересованными  лицами  решения  о  возможности  получения места для организации ярмарки.

Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В Чувашское УФАС России поступило обращение «…», перенаправленное письмом  Прокуратуры Чувашской Республики от 25.01.2018 г. № 73р–2018 (вх. Управления от 31.01.2018 г. № 05-04/601) о нарушении антимонопольного законодательства при организации ярмарки на территории Мариинско – Посадского городского поселения Мариинско – Посадского района Чувашской Республики в 2018 году.

Администрация  Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики утвердила постановление от 27.12.2017 г. № 391, согласно которому решила организовать ярмарку «Выходного дня», определив ООО «Ярмарка «Макарий» (по согласованию), организатором  ярмарок «Выходного дня» и «Дары осени».

Между тем, в связи с отсутствием четкого порядка определения организатора ярмарки, утвержденного постановлением Кабинета Министров, администрацией допущены признаки нарушения пп д п. 4 ст.15 ФЗ-381, предоставив  возможность одному участнику получить право на организацию ярмарки, несмотря на получение  ранее заявления от другого претендента, которому было  отказано по причине  несоответствия документов к заявлению (плана план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней; не определен ассортиментный перечень реализуемых товаров, схема размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), порядок их предоставления, не определен размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней).

На основании вышеизложенного, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.08.2010 г. № 277 «Об утверждении порядка организации ярмарок на территории  Чувашской Республики и продажи товаров на них» не содержит порядка действий для органов местного самоуправления по рассмотрению заявок, публикации о поступлении заявки, действий органов местного самоуправления при  подаче двух и более заявок на одно место, а отсутствие публичного информирования о  возможности получения места для организации ярмарки сужает круг потенциальных участников рассматриваемого рынка, что не может не влиять на конкуренцию.

В связи с наличием в решении Кабинета Министра Чувашской Республики (428004, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский б., д. 10) -постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.08.2010 г. № 277 «Об утверждении порядка организации ярмарок на территории  Чувашской Республики и продажи товаров на них»- признаков нарушения части 1  статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  приводящих (могут привести) к ограничению конкуренции,  Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендует прекратить указанные признаки нарушения  в срок до 25 мая 2018 года, путем внесения в него изменений, обеспечивающих: публичность и открытость возможности получения места для организации ярмарки; порядок рассмотрения поступающих предложений об организации ярмарки, в том числе информации о том, что органам местного самоуправления необходимо размещать на своем официальном сайте в сети Интернет, в СМИ информацию о поступивших заявлениях; о рассмотрении поступивших заявлений (порядок); публичный равный доступ для претендентов на возможность организации ярмарки; в случае  поступления двух и более заявок проведения конкурентных процедур.

 

О выполнении предупреждения  с копиями писем (включая доказательства их отправки) сообщить в Чувашское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны