Решение №06-04/3692 Решение и предписание Управления в отношении МБОУ "Кугесьски... от 1 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Перспектива»

 

 

Дело № 140-К-2018                                                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<..>;

в присутствии от:

заказчика – МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики (далее – Заказчик) – <..>;

в отсутствие заявителя – <..>;

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения аукционной документации Заказчика –  МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики, при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли здания лицея (изв. № 0315300043318000010), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 23.05.2018 обратилось ООО «Перспектива» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика – МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики, при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли здания лицея (изв. № 0315300043318000010),  (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Перспектива» сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:

- в нарушение пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик в аукционной документации указал два противоречащих друг другу срока выполнения работ;

- в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно устанавливает причину увеличения сроков выполнения работ;

- в нарушении пункта 8 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик в проекте контракта не установил срок действия контракта, что не позволяет установить срок действия банковской гарантии.

На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе не признали и сообщили о допущенной технической ошибке в части определения в аукционной документации двух противоречащих друг другу сроков выполнения работ, а также в части срока действия контракта.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ,  услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является - МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики.

08.05.2018 13 час. 10 мин. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение                 № 0315300043318000010 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли здания лицея, с начальной (максимальной) ценой контракта 7 970 910, 00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

По доводу заявителя о том, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в аукционной документации установлено два противоречащих друг другу срока выполнения работ, Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Установлено, что извещении о проведении электронного аукциона указано: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: июнь - декабрь", а в пункте 4.1 проекта контракта установлено, что подрядчик осуществляет выполнение работы с 15.06.2018 по 15.08.2018 включительно.

Представители Заказчика пояснили, что данное несоответствие сроков связано с технической ошибкой.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе имеется несоответствие в части срока выполнения работ, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

По доводу заявителя о том, что в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно увеличивает срок выполнения работ по основанию форс-мажорных обстоятельств, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением их изменения, в том числе по соглашению сторон.

В пунктах 6.1, 6.2 проекта контракта определено, что стороны освобождаются от ответственности, если сторона докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы, если какое-либо из перечисленных обстоятельств длится в течение срока, указанного в настоящем контракте, то этот срок продлевается соответствующим образом на время указанных обстоятельств, не противоречит требованиям статей 34, 95 Закона о контрактной системе, так как из буквального толкования положений контракта не следует, что стороны согласовали порядок изменения срока исполнения контракта. При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Представитель Заказчика пояснил комиссии, что данное условие контракта является типовым, и направлено, в первую очередь, на защиту интересов поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по контракту, при этом, указанное положение не противоречит нормам Гражданского кодекса, а также Закона о контрактной системе.

При этом Заявителем жалобы не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм статьи 95 Закона о контрактной системе, а также законных прав и интересов поставщика (подрядчика, исполнителя) по данному аукциону.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

По доводу заявителя о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в связи с не установлением в проекте контракта срока действия, что не позволяет установить срок действия банковской гарантии, Комиссия установила следующее.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 13.1 проекта контракта указано, что настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения сторонами обязательств, предусмотренных настоящим контрактом.

В ч. 2 ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.

В рассматриваемом случае окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до выполнения сторонами всех обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.

Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, а из п. 13.1 проекта контракта не следует о сроке выполнение контракта, установит срок предоставления банковской гарантии невозможно.

С учетом установленного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода и о нарушении Заказчиком части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Перспектива» обоснованной в части доводов о том, что Заказчик в аукционной документации указал два противоречащих друг другу срока выполнения работ, а также не установил в проекте контракта срок действия контракта, что не позволяет установить срок действия банковской гарантии и признает в действиях Заказчика нарушения частей 1, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В целях устранения допущенных нарушений Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

  Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» обоснованной в части указания в аукционной документации двух противоречащих друг другу сроков выполнения работ, а также не установлению в проекте контракта срок действия контракта;

2. Признать Заказчика – МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики нарушившим части 1, 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать Заказчику – МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики, предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Председатель Комиссии                                                                                         <..>;

 

Члены Комиссии   

<..>;

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

06-04/3693

31.05.2018

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 140-К-2018

 

31 мая 2018 года                                                                                                 г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России № 4 от 12.01.2017 в составе:

<…>

на основании решения от 31 мая 2018 года о признании в действиях Заказчика - МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики нарушение частей 1, 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли здания лицея (изв. № 0315300043318000010) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»   

                            

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику – МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики в срок до 08 мая 2018 года устранить нарушение частей 1, 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допущенного при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли здания лицея (изв. № 0315300043318000010) путем внесения в проект контракта изменений, предусмотренных мотивировочной частью решения, при его направлении победителю электронного аукциона.  

2. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» http://roseltorg.ru обеспечить Заказчику – МБОУ "Кугесьский лицей" Чебоксарского района Чувашской Республики возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 14.06.2018

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             <…>

 

 

Члены Комиссии    <…>                                                                                                                               

                                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны