Решение №04-05/8813 Решение Управления в отношении АО «ЧЭСК» от 29 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 по делу  № 08/04-АМЗ-2017

 

 

Резолютивная часть оглашена  10  ноября 2017                            

Решение изготовлено в полном объеме 24  ноября  2017         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 08/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

при участии представителей ответчиков АО «Чувашская энергосбытовая компания»:

- «…»

в отсутствии представителей Прокуратуры Порецкого района  Чувашской Республики;

в отсутствии третьей стороны -  «…»

рассмотрела материалы дела № 08/04-АМЗ-2017, возбужденного в отношении акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – АО «Чувашская энергосбытовая компания»), по признакам нарушения п. 4  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»),

                                  

УСТАНОВИЛА:

                         

В Чувашское УФАС России 21.06.2017 (вх. 04-05/4388) поступили материалы проверки прокуратуры Порецкого района Чувашской Республики, в части прекращения АО «Чувашская энергосбытовая компания» поставки электрической энергии в котельные №1-9 в связи с образовавшейся задолженностью, использующего электрическую энергию для обеспечения горячего водоснабжения и отопления объектов, расположенных на территории  с. Порецкое Порецкого района Чувашской Республики.

Установлено, что  прекращение АО «Чувашская Энергосбытовая компания» поставки электрической энергии в  котельные № 1-9 МУП «Объединение предприятий ЖКХ» повлекло за собой приостановление  теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям, не имеющим задолженности за поставляемые коммунальные услуги, в том числе муниципальные предприятия города, ТСЖ, физические лица.

На заседании Комиссии 23.10.2017, директор МУП «Объединение предприятий ЖКХ» «…» пояснил, что  котельные  №1-9  переданы в эксплуатацию МУП «Объединение предприятий ЖКХ» с 01.01.2017,  в январе работа осуществлялась в отсутствие установленного тарифа, с февраля 2017 оплата за поставленные ресурсы перечисляется АО «Чувашская энергосбытовая компания», средний срок задолженности составляет один месяц (сумма за январь оплачивается в феврале начале марта), таким образом задолженность является текущей, а не постоянной.

Сумма задолженности директором МУП «Объединение предприятий ЖКХ» директором «…» не оспаривается.

Представители АО «Чувашская энергосбытовая компания»               «…» пояснили, что введение ограничения режима потребления электроэнергии осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

У Общества отсутствует информация о добросовестных плательщиках за теплоэнергию, в адрес Общества данная информация предприятием не направлялась.

На заседании Комиссии Чувашского УФАС России 23.10.2017 представители     АО «Чувашская энергосбытовая компания» пояснили, что между Обществом и МУП «Объединение предприятий ЖКХ»  отсутствуют соглашения об обеспечении подачи добросовестным абонентам потребителя, не имеющим задолженности по оплате, ресурсов в необходимых для них объемах.

 На момент отключения электрической энергии на рассматриваемых объектах, акт согласования технологической и (или) аварийной брони у  МУП «Объединение предприятия ЖКХ» отсутствовали.

На основании письма потребителя (МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства») от 30.06.2017 №270 в адрес сетевой организации направлено уведомление об отмене введения ограничения режима потребления и 03.07.2017 возобновлено электроснабжение потребителя.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003               № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»                                    (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

В ст. 5, 6 Федерального закона № 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 35-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством лишь статус сетевой организации либо энергосбытовой организации позволяет производить по какой-либо причине ограничение энергоснабжения объектов потребителей.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), определены соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. 

В соответствии с пп. б п. 2 указанных Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении определенных обстоятельств, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

01.07.2015 ОАО «ЧЭСК» и МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» заключен договор энергоснабжения №21-01/213-2328.

04.05.2017 АО «ЧЭСК» направило в адрес МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления ввиду образовавшейся задолженности за потребляемую электрическую энергию (мощность) в размере 566167,27 руб. в соответствии с абз. 2 подпункта б п. 2 Правила ограничения потребления электрической энергии (данный пункт о введении ограничения режима потребления  корреспондируется с пунктом 6.1 договора энергоснабжения №21-01/213-2328).

Представлены акты от 18.05.2017  о введении 22.05.2017 в 10 час. 00 мин. ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) по ПС «Порецкая» КТП-3, КТП-4, КТП-26, КТП-5, КТП-32, КТП-39, КТП-19, КТП-9 и составлен акт согласования технологической и (или) аварийной брони энергоснабжения потребителя электрической энергии (мощности).

Письмом от 30.06.2017 №270, направленным в адрес АО «ЧЭСК»               МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства»  просило возобновить подачу электрической энергии в котельную ШГК, от которой отапливается МАУО ДОД «ДЮСШ «Дельфин»,  и рассмотреть вопрос о погашении задолженности основного долга 547 168,01 рублей равными долями на 4 месяца.

На запрос Чувашского УФАС России АО «ЧЭСК» письмом от 06.07.2017 №20-19/411  (вх. Управления 06.07.2017 №04-05/4763) сообщило, что введение ограничения режима потребления электроэнергии  осуществлено в соответствии с требованиями Правил ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности).

Кроме того, на основании письма потребителя (МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства») от 30.06.2017 №270 в адрес сетевой организации направлено уведомление об отмене введения ограничения режима потребления и 03.07.2017 возобновлено электроснабжение потребителя.

В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законов, иных правовых актов, а ст. 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.546 ГК  РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора.

В соответствии с п. 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442, ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствии со сведениями  Единого реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 31.10.2017 основным видом деятельности  МУП «Объединение предприятий ЖКХ» Порецкого района (ИНН/КПП 2113003207/211301001,ОГРН 1042138002455) согласно общероссийского единого классификатора видов экономической деятельности является  - 36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, среди прочих присутствуют: 35.30.14 - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; 36.00.2 - распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

На основании изложенного, МУП «Объединение предприятий ЖКХ» является объектом жилищно-коммунального хозяйства, ограничение подачи электрической энергии которому может привести к опасности для жизни и здоровья людей.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг                          (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

На запрос Чувашского УФАС России  письмом от 20.07.2017                   МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» указало, что потребителями тепловой энергии, отпускаемой котельными     «1-9 с. Порецкое являются, в том числе ТСЖ, «Вера», ТСЖ «Дом», ТСЖ «Факел», ТСЖ «Комсомольская-6», ТСЖ «Ленина-75», ТСЖ «Росток», ТСЖ «Крылова 56».

Таким образом, ограничение режима потребления электроэнергии ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуги отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, при том, что право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Согласно ст.14 ГК РФ способы защиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

В настоящем случае возникший между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Объединение предприятий ЖКХ» конфликт, связанный с неоплатой электроэнергии, в силу повышенной социальной ответственности, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Вопреки изложенному АО «Чувашская энергосбытовая компания»  ограничил поставку электроэнергии на котельные ресурсоснабжающей организации, игнорируя интересы добросовестных абонентов – потребителей тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в                            ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования                               ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

На розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чувашской Республики единоличное доминирующее положение занимает АО «Чувашская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) согласно проведенному Чувашским УФАС России анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Чувашской Республике в 2016 году.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания», выразившееся во введение ограничения режима потребления электроэнергии в виду образовавшейся задолженности МУП «Объединение предприятий ЖКХ» исключило возможность технологической подачи теплоснабжения и горячей воды потребителям  МУП «Объединение предприятий ЖКХ» полностью выполняющим обязательства по оплате коммунальной услуги, содержатся признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона                      № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Федерального закона                              № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом изложенного, и применяя правовые нормы в совокупности с положениями ст. 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает, что на основании того, что рассматриваемый вопрос в части неподачи электрической энергии                      АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Объединение предприятий ЖКХ» урегулирован, путем возобновления подачи электрической энергии на рассматриваемые объекты (письмо от 06.07.2017 №20-19/411), необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства отсутствует.

На основании ст. 23, ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА

 

 1.  Признать в действиях АО «ЧЭСК»  нарушение п. 4 ч. 1  ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 


 

 

Председатель Комиссии    

«…»

 

Члены Комиссии:                                                                          

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны