Решение б/н Решение по жалобе гр-на на действия ОАО «Хабаровское краевое... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 24

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 3-1/17 по признакам нарушения ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и применении тарифа за приём документов, проверку и передачу документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края, установила:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) 05 февраля 2013 года поступило заявление Гр-на на действия ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» по установлению и применению тарифа (цены) на услугу приёма документов, проверку и передачу документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края.

В результате рассмотрения вышеуказанного заявления Гр-на Хабаровским УФАС России установлены признаки нарушения ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и применении тарифа (цены) на услугу приёма документов, проверку и передачу документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края в размере 4870,00 рублей.

Приказом Хабаровского УФАС России от 06 мая 2013 года №246 возбуждено дело №3-1/17 по признакам нарушения ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения дела №3-1/17 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители ответчика – ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство»:<…>

Заявитель участия в рассмотрении дела №3-1/17 о нарушении антимонопольного законодательства не принимала, явку не обеспечила, надлежащим образом уведомлена.

Также в процессе рассмотрения дела №3-1/17 о нарушении антимонопольного законодательства принимали участие представители лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

1. Правительства Хабаровского края:

<…>

2. Министерства строительства Хабаровского края:

<…>

 

В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела, Комиссия привлекла к участию в рассмотрении дела №3-1/17 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Правительство Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края.

В рамках рассмотрения дела №3-1/17 о нарушении антимонопольного законодательства, Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг по приёму, проверке и передаче документов в Координационный Совет при Правительстве Хабаровского края для участия в социальных жилищных программах в Хабаровском крае.

Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 25.05.2012 №345.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица участники краевой ипотеки – граждане Российской Федерации, отвечающие критериям, установленным разделом 2 постановления Правительства Хабаровского края от 26.08.2011 №282-пр «О предоставлении социальных выплат гражданам при строительстве жилья на условиях ипотеки в Хабаровском крае», представившие необходимый пакет документов региональному оператору и включённые в список участников краевой ипотеки.

В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории Хабаровского края деятельность на рынке услуг по приёму, проверке и передаче документов в Координационный Совет при Правительстве Хабаровского края для участия в социальных жилищных программах осуществляет только ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство».

Как следует из результатов проведённого анализа, рынок услуг по приёму, проверке и передаче документов в Координационный Совет при Правительстве Хабаровского края относится к рынку с высокой концентрацией.

В соответствии с пунктами 3.25, 3.26, 3.28 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, Комиссия, заслушав доводы ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство», учитывая документы и информацию, полученные в ходе рассмотрения дела №3-1/17 о нарушении антимонопольного законодательства, а также, руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке  услуг по приёму, проверке и передаче документов в Координационный Совет при Правительстве Хабаровского края на территории Хабаровского края ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» с долей 100%.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Как установлено частью 1 статьи 6  Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство», Правительства Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края, Комиссия пришла к следующим выводам:

ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» создано в соответствии с постановлением Главы администрации Хабаровского края от 23.06.2000 №231 «О внедрении и развитии системы жилищного кредитования в Хабаровском крае».

В соответствии с пунктом 22 «Плана мероприятий по подготовке и внедрению системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае», утверждённым постановлением Главы администрации Хабаровского края от 23.06.2000 №231, комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края, финансовому департаменту, комитету по экономике администрации Хабаровского края поручено создание краевого агентства ипотечного жилищного кредитования.

4 ноября 2004 года Хабаровский край в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края, ЗАО «Региобанк», ОАО «Далькомбанк», ООО «Строительная фирма «СЭР», ОАО «Дальлесстрах» заключили Договор об учреждении открытого акционерного общества «Хабаровское краевое ипотечное агентство», в соответствии с которым создали (учредили) ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» и утвердили устав ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава целями деятельности общества являются содействие решению жилищной проблемы гражданам, проживающим на территории Хабаровского края, с использованием механизма ипотечного кредитования, содействие увеличению объёмов производства в строительстве и смежных с ним отраслях, а также получение прибыли.

Как следует из пункта 2.2 Устава, предметом деятельности ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» является улучшение жилищных условий малообеспеченных слоёв населения посредством краевой социальной ипотеки, оказание социальных услуг, оказание консультативных, экспертных услуг в жилищной и кредитной сферах, проведение андеррайтинга заёмщика и жилого помещения, разработка и внедрение долгосрочных целевых жилищных накопительных схем, участие в государственных социальных программах, участие в системе рефинансирования ипотечных кредитов.

По информации ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» в настоящее время им осуществляется только один вид деятельности – реализация постановления Правительства Хабаровского края от 26.11.2011 №282-пр «О предоставлении социальных выплат гражданам при строительстве жилья на условиях ипотеки в Хабаровском крае» (далее – Постановление №282-пр), по которому ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» является региональным оператором.

04 февраля 2013 года Гр-н обратилась в ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» с целью предоставления документов, предусмотренных Постановлением №282-пр для граждан участников краевой ипотеки.

Между ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» и Гр-н 04 февраля 2013 года заключён Договор №9611, в соответствии с которым ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» обязуется оказать Гр-н следующие услуги: формирование, проверка, подача на рассмотрение соответствующей комиссии необходимого пакета документов для участия в краевой социальной программе строительства жилья на условиях ипотеки. Стоимость оказанных услуг составляет 4870,00 рублей, в том числе НДС в размере 742,88 рублей.

Хабаровское УФАС России запросило у ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» документы и информацию по вопросам установления и применения цены за приём документов, проверку и передачу документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края.

Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации, тариф (цена) на услугу приёма документов, проверку и передачу документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края в размере 4870,00 рублей утверждён приказом генерального директора ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» от 16.11.2010  №16/11-01.

Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию тарифа (цены) на услугу  приёма документов, проверку и передачу документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края.

По информации ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» в тариф (цену) на услугу  приёма документов, проверку и передачу документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края включаются расходы на заработную плату сотрудников, амортизация основных средств, расходы на материалы, общехозяйственные расходы.

Предоставленные ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании тарифа (цены) на услугу приёма документов, проверки и передачи документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края в составе расходов учитываются расходы, необходимые для производства и реализации товара (услуга приёма документов, проверки и передачи документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края). Расходы, не являющиеся необходимыми для оказания услуги приёма документов, проверки и передачи документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края, в тарифе (цене) не учитываются.

Как следует из предоставленных ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» документов, наибольшие доли в тарифе (цене) составляют расходы на заработную плату сотрудников (с отчислениями) – 69,0% и общехозяйственные расходы – 26,8%.

Расходы на заработную плату рассчитываются исходя из времени, необходимого для оформления и обслуживания одного человека, обратившегося в ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» с целью участия в краевой ипотеке. Количество времени определено по результатам хронометража действий сотрудников (фотография рабочего времени) при обслуживании обратившихся граждан.

В общехозяйственные расходы включены расходы на аренду помещений, коммунальные услуги, почтовые расходы, информационные услуги, расходы на услуги связи и другие расходы.

Расходы на материалы состоят из расходов на бумагу, папки и иных канцелярских расходов.

Уровень рентабельности установлен исходя из суммы прибыли, необходимой для обновления основных средств и уплаты налогов (уплачиваемых из прибыли).

Установленные в настоящем решении обстоятельства, свидетельствуют о том, что стоимость услуги ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» по приёму документов, проверке и передаче документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края, не превышала сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство», с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» по установлению и применению тарифа (цены) на услугу приёма документов, проверки и передачи документов в Координационный совет при Правительстве Хабаровского края, отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены товара).

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

1. Прекратить рассмотрение дела №3-1/17 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны