Решение №б/н Решение в отношении АО «РусГидроСнабжение» от 26 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/6

26 января 2018 года                                                     г. Хаба-ровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>, 

в присутствии представителей от: 

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Атек-Энерго», материалы дела №8-01/6, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Атек-Энерго» на действия организатора закупки АО «РусГидроСнабжение» при проведении открытого аукциона на право за-ключения договора поставки трансформаторов силовых 35 кВ (извещение №31705645930).

Как следует из жалобы ООО «Атек-Энерго» и дополнений к ней, заявка общества отклонена необоснованно, в конкурсной документации не указано, что  участник закупки должен предоставлять декларации соответствия, выдан-ные организациями, имеющими аккредитацию Федеральной службы по аккре-дитации, в техническом задании не указано о необходимости предоставления сертификата системы  качества  производителя (изготовителя), выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке, кон-курсная документация в части требования к сертификации оборудования не соответствует нормам действующего законодательства. 

В заседании комиссии представители ООО «Атек-Энерго» доводы, изло-женные  в жалобе, поддержали в полном объеме, пояснив, что обязательная го-сударственная аккредитация испытательных лабораторий не предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заказчик отклонил заявку общества в связи с несоответствием аккредитации испытательной лаборатории, к самой продукции вопросов у заказчика не возникло. В документации о закупке не указано требование о предоставлении аккредитации испытательной лаборатории.

Из письменных возражений на жалобу АО «РусГидроСнабжение» от 17.01.2018 №15, и поддержанных в полном объеме в заседании комиссии пред-ставителем общества, следует, что установленные к документам, подаваемым в составе заявки, требования составлены в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», включение в документацию о закупке дополнительных требований направлено  на выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям заказчика. В пункте 5.1 технических требований установлено, что предлагаемые к поставке трансформаторы должны иметь декларацию соответствия ГОСТам, которая с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории  и других документов, на основании которых выдана декларация соответствия, включается в состав заявки. Данное требование к безопасности поставляемого товара обусловлено дальнейшим использованием трансформаторов в производственной деятельности заказчика, связанной с электроснабжением, в связи с чем несоответствие трансформаторов такому требованию может повлиять на безопасные условия труда сотрудников заказчика, осуществляющих обслуживание электросетевого хозяйства, привести к перебоям в электроснабжении и нарушению прав потребителей (покупателей) элек-трической энергии. Являющиеся объектом закупки силовые трансформаторы включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (раздел 3411 «транформаторы силовые (однофазные мощностью свыше 4 кВ А, трехфазные мощностью 6,3 кВ А и свыше)). В соответствии с примечанием к указанному разделу единого перечня декларация о соответствии трансформаторов силовых принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола испытаний и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре) или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке. Из приложенных в составе заявки ООО «Атек-Энерго» документов следует, что декларирование соответствия осуществлено производителем на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств (использование испытательной лаборатории), при проведении испытаний использована лаборатория, которая не аккредитована Федеральной службой по аккредитации, что не соответствует  требованиям законодательства о техническом регулировании и документации о закупке. Обществу направлялся запрос о предоставлении недостающих документов, документы, подтверждающие аккредитацию испытательной лаборатории национальным органом по аккредитации, не представлены. Возможность про-ведения аккредитации в иных организациях законодательством о техническом регулировании не предусмотрена. За разъяснениями общество не обращалось. 

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по пра-вилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «Атек-Энерго» в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 26.01.2018.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителей АО «Атек-Энерго», АО «РусГидроСнабжение», рассмотрев материалы дела №8-01/6, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалова-ния действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной пло-щадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации тор-гов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный ор-ган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установ-ленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Феде-ральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила за-купки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведе-ния процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения, а также требования к участникам и к закупаемым товарам, работам, услугам.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равно-правие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограни-чений конкуренции по отношению к участникам закупки; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. 

В документации о закупке должны быть указаны  установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; место, условия, сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 1, 2, 3, 4, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках). 

20.10.2017 на официальном сайте в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru АО «РусгидроСнабжение» размещено извещение №31705645930 о проведении открытого аукциона по право заключения догово-ра поставки трансформаторов силовых 35 кВ для нужд АО «ДРСК», документация о закупке. Начальная (максимальная) цена договора – 37 692 000,00 руб.

Дата окончания подачи заявок – 10.11.2017. Дата подведения итогов – 26.12.2017. 

АО «РусГидроСнабжение» выступает организатором закупки на основа-нии заключенного с заказчиком АО «ДРСК» агентского договора от 08.09.2016 №ДВ/РГС-ДРСК(З)-332.

Как следует из документации о закупке открытого аукциона на право за-ключения договора поставки трансформаторов силовых 35 кВ для нужд АО «ДРСК» (ГКПЗ №18.1), общие требования к заявке установлены пунктом 2.4.1, согласно подпункту 2.4.1.1. которого участник аукциона должен подготовить заявку, содержащую первую аукционную ставку на участие в аукционе и включающую в том числе техническое предложение (форма  3) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (пункт 5.2), документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям настоящей документации о закупке (пункт 2.5).

Требование к участникам аукциона, подтверждение соответствия предъявляемым требованиям установлены пунктом 2.5 закупочной документации. В соответствии с подпунктом «и» 2.5.1.1 документации о закупке участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям к участникам закупки, указанным в технических требованиях с предоставлением подтверждающих документов, указанных в технических требованиях.

В соответствии с подпунктом 2.8.1.2 документации о закупке рассмотрение заявок включает отборочную стадию (подпункт 2.8.2 документации о закупке). 

В рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет по критери-ям, указанным в разделе 8 документации о закупке (приложение №3 - отборочные критерии оценки заявок участников аукциона) правильность оформления заявок участников и их соответствие требованиям документации о закупке по существу; соответствие участников аукциона требованиям документации о закупке; соответствие предлагаемой продукции требованиям документации о закупке; соответствие предлагаемых договорных условий требованиям документации о закупке (подпункт 2.8.2.1 закупочной документации).

По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия впра-ве отклонить заявки, поданные участниками аукциона, не отвечающие требованиям документации о закупке; содержащие предложения, не соответствующие установленным условиям документации о закупке; не содержащие документов, требуемых в соответствии с условиями документации о закупке (подпункт 2.8.2.4 закупочной документации). 

В соответствии с  подпунктом 2.8.2.87 закупочной документации в рамках отборочной стадии организатор вправе направить в адрес участника запрос разъяснений и (или) дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки.

Срок уточнения участниками своих заявок на участие в закупке устанавливается одинаковый для всех участников и составляет не менее 2 (двух) рабочих дней с момента направления уведомления с ЭТП в адрес участникам о запросе  организатора. Непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов и (или) разъяснений в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок в установленный в запросе срок служит основанием для отказа в допуске к участию в закупке по основаниям пункта 2.8.2.4 настоящего раздела.

Техническое задание на поставку оборудования является приложением №1 к документации о закупке.   Пунктом 5 технического задания установлены требования по предоставлению документации, подтверждающей безопасность оборудования (являются отборочными критериями), подпункт 5.1 которого содержит указание на Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», на постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Силовые трансформаторы должны иметь декларацию соответствия указанным в техническом задании ГОСТам. 

Также в соответствии с подпунктом 5.1 технического задания в составе заявки участнику надлежит представить отсканированные копии деклараций соответствия с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории и других документов, на основании которых были выданы декларации соответствия, отсканированные копии утвержденных ТУ, в соответствии с которыми выпускается оборудование (полный текст).

Таким образом, закупочная документация содержит достаточно информа-ции для подготовки заявки в целях участия в закупке.

Согласно протоколу  рассмотрения от 22.12.2017 №РГС-290/ОА-Р,  на участие в аукционе поступило 8 заявок,  заявки    ООО «Атек-Энерго» (РГС-290/ОА-1.3), ООО «Дальневосточный энергетический союз» (РГС-290/ОА-1.5), ООО НПО «Сибэлектрощит» (РГС-290/ОА-1.7) отклонены от дальнейшего рас-смотрения в связи с несоответствием заявок требованиям аукционной документации, заявки участников РГС-290/ОА-1.1, РГС-290/ОА-1.2, РГС-290/ОА-1.4, РГС-290/ОА-1.6, РГС-290/ОА-1.8 признаны соответствующими условиям документации о закупке и приняты к дальнейшему рассмотрению. При этом заявка    ООО «Атек-Энерго» (РГС-290/ОА-1.3) отклонена на основании пункта 2.8.2.4 «б» документации о закупке в связи с тем, что декларация соответствия на силовые трансформаторы напряжением до 35 кВ (от 18.07.2017 №РОСС RU.ЦСО1.Д00253) составлена на основании протокола, выданного лабораторией ООО «Квалитет-Стандарт», не имеющей аккредитации ФСА, что не соответствует абзацу 5 пункта 5.1 технического здания, которым установлено следующее: в составе заявки представить отсканированные копии деклараций соответствия с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной лаборатории и других документов, на основании которых были выданы декларации соответствия.

Как следует из протокола от 26.12.2017 выбора победителя по открытому аукциону №РГС-290/ОА-ВП, победителем аукциона признано ООО «Неваэнергопром» с ценой предложения 36 228 011,20 руб. без учета НДС.

Как следует из заявки ООО «НеваЭнергоПром», поданной на участие в за-купке, в подтверждение соответствия трансформаторов, предложенных к по-ставке, им представлен протокол испытаний, проведенных испытательной лабораторией ОООО «Свердловэлектро-Силовые трансформаторы», указанная лаборатория имеет аттестат аккредитации с регистрационным номером РОСС RU/0001/22МВ32 от 24.05.2013 до 24.05.2018, данная информация содержится в сертификате соответствия №РОСС RU.МН08.Н27974, выданном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. 

Из заявки ООО «Атек-Энерго», поданной на участие в закупке,  следует, что предлагаемые к поставке трансформаторы силовые, произведенные АО «Люберецкий завод Монтажавтоматика»,  прошли испытания в испытательной лаборатории ООО «Квалитет-Стандарт», имеющей аттестат аккредитации МОСТ RU.04ИАЕ0.BK0012.

12.12.2017 организатором закупки ООО «Тольяттинский Трансформатор», ООО «НПО «Ситбэлектрощит», ООО «СВЭЛ-Силовые трансформаторы», ООО «Дальневосточный Энергетический Союз», ООО «Атек-Энерго», подавшим заявки на участие в закупке, направлены запросы о предоставлении до 14.12.2017 документов и пояснений по заявкам.

ООО «Атек-Энерго» на данный запрос письмом от 13.12.2017 №1993 даны пояснения, приложены документы, в числе которых копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного ООО «Квалитет-Стандарт» о соответствии требованиям к испытательным лабораториям, осуществляющим работы по подтверждению соответствия объектов испытаний требованиям безопасности Центрального органа добровольной системы сертификации Мо Стандарт П СДС МоСт 02-2015, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009, документацию о регистрации высоковольтной лаборатории АО «Люберецкий завод Монтажавтоматика» в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), положение о лаборатории высоковольтных испытаний (ЛВВИ) департамента развития и технической политики, заключение независимого аудитора ПАО «НК «Роснефть» по возможности предприятия выпускать трансформаторы 35 кВ, фотоматериалы этапов производства масляных трансформаторов 35 кВ.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 01.12.2009 №982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей  обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

В соответствии с указанным единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответ-ствии, трансформаторы силовые (однофазные мощностью свыше 4 кВ А, трех-фазные мощностью 6,3 кВ А и свыше) содержатся в разделе 3411.

Согласно примечанию к указанному разделу, декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.

В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) обязательное подтверждение соответствия   осуществляется в 2 формах: при-нятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) или обязательной сертификации.

При этом декларирование соответствия осуществляется по одной из сле-дующих схем:

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона) (пункт 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании).

В силу пункта 3 статьи 24  Закона о техническом регулировании  при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:

- включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной ла-боратории (центре);

- предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отноше-нии которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

При этом аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждение) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством  Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (статья 31 Закона о техническом регули-ровании).

В силу пункта 12 статьи 4  Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим федеральным законом.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 №845, в полномочия Федеральной службы по аккредитации входит в том числе проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации (пункту 5.1.1); ведение реестра испытательных лабораторий (центров), соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики организации экономического сотрудничества и развития (пункт 5.1.10).

Поскольку ООО «Атек-Энерго» выбрана в целях декларирования соот-ветствия схема, основанная на собственных доказательствах и полученных с участием третьей стороны доказательств  с включением в доказательственные материалы протоколов исследований (испытаний) и измерений (это следует из документов, приложенных в заявке общества), то такие испытания и измерения должны быть проведены в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), при этом аккредитация в силу приведенных правовых норм должна быть осуществлена  Федеральной службы по аккредитации.

Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что  в составе заявки ООО «Атек-Энерго» отсутствуют доказательства надлежащей аккреди-тации испытательной лаборатории  ООО «Квалитет-Стандарт», проведшей ис-пытания предложенных к поставке трансформаторов, доказательства внесения национальным органом по аккредитации ООО «Квалитет-Стандарт» в соответствующий реестр испытательных лабораторий (центров) заявителем не представлено.

При этом общество после получения запроса от АО «РусГидроСнабже-ние» имело возможность представить недостающие документы, подтверждаю-щие соответствие продукции требованиям заказчика, но не воспользовалось предоставленной возможностью.

Довод жалобы о том, что закупочная документация не содержит требова-ния о необходимости представления сертификата системы качества, комиссией не принимается, поскольку в пункте 5.1 технического задания указано, что требования по предоставлению подтверждающей безопасность оборудования документации осуществляются в соответствии с Законом о техническом регулировании, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982.

 Довод заявителя о неуказании в документации о закупке требования   о предоставлении протоколов испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, опровергается наличием соответствующей информации в подпункте 5.1 технического задания.

Исходя из таких обстоятельств, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о правомерном отклонении закупочной комиссией заявки ООО «Атек-Энерго».

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рас-сматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимоно-польного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерально-го закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Атек-Энерго» на действия организатора закупки АО «РусГидроСнабжение» при проведении открытого аукциона на право за-ключения договора поставки трансформаторов силовых 35 кВ (извещение №31705645930) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны