Решение №б/н Решение и предписание в отношении действия филиала «Авиаци... от 7 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/329

«07» ноября 2018 года                                                     г. Хаба-ровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>, 

в присутствии представителей от: 

<…>,  

рассмотрев жалобу акционерного общества «Тамбовгальванотехника», ма-териалы дела №8-01\329, 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  акционерного общества  «Тамбовгальванотехника» имени С.И. Лившица (далее – АО «Тагат») на действия   филиала «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский –на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» при проведении  запроса предложений на право заключения договора поставки линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (извещение № 31807018467).

Как следует из жалобы, общество не согласно с требованиями, установ-ленными заказчиком к участникам закупки, к документам, которыми необходимо подтвердить установленные требования, в частности, требование пункта 2.2.2 закупочной документации о предоставлении сертификата соответствия требованиям ТР ТС 004/2011 о безопасности низковольтного оборудования, 010/2011 – о безопасности машин и оборудования, 020/2000 – электромагнитная совместимость технических средств незаконно; установленное подпунктом 2 пункта 2.1.1 закупочной документации о предоставлении в составе заявки технологического решения по составу и размещению предлагаемой им линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов также незаконно; установленное пунктом 2.2.2 закупочной документации предоставление заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (ванны гальванические, скрубберы-адсорберы) также необоснованно; установленный критерий оценки «квалификация и надежность» по подкритерию «наличие на территории Российской Федерации производственной базы основных комплектующих изделий» создает преимущественные условия участия в закупке; уста-новленный в пункте 7.4 закупочной документации критерий за начисление до-полнительных баллов за сотрудничество с ФГУП ВИАМ или РХТУ им. Д.Ф. Менделеева также незаконен; необоснованно установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, освещение участков и организацию локальной системы пожаротушения.

Из возражений филиала ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Га-гарина» от 01.11.2018 №2/2773902/6612  следует, что   закупка финансируется за счет собственных средств заказчика, в документацию о закупке были внесены изменения в пункт 2.2.2 закупочной документации, устранены требования о наличии у участника заключений экспертизы промышленной безопасности технических устройств (ванны гальванические, скрубберы-абсорберы), введение дополнительных оценочных критериев соответствует Положению  о закупке заказчика. Локальная система пожаротушения в соответствии с техническим заданием закупочной документации является составной частью закупаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов и ее установка должна осуществляться вместе с проведением монтажных (пусконаладочных) работ по планируемому к заключению договору, в связи с чем установление требования о необходимости лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техниче-скому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является обоснованным. Установленное в пункте 2.1.1 документации о закупке требование о предоставлении технологических решений по составу и размещению предлагаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов необходимо заказчику в целях определения соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Установленные критерии оценки в части наличия на территории Российской Федерации производственной базы основных комплектующих изделий направлен на возможность осуществлять дальнейшее обслуживание установки, не опасаясь внешних экономических и политических факторов.  

От филиала ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» по-ступило ходатайство от 06.11.2018 №2/285.10/1164 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела №8-01/329, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалова-ния действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной пло-щадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации тор-гов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный ор-ган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установ-ленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Феде-ральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила за-купки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равно-правие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограни-чений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, незави-симо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахож-дения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или не-сколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной сис-теме при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. 

Согласно части 10 указанной статьи,  в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: тре-бования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); сведения о начальной (максимальной) цене договора (пункт 4); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).

Из приведенных правых норм следует, что именно на заказчика возложено установление технических и иных характеристики закупаемого товара, а также установление требований к участникам закупки, которое вместе с тем не мо-жет быть произвольным.

12.10.2018 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru  филиалом ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский –на-Амуре авиационный за-вод имени Ю.А. Гагарина»  размещено извещение №31807018467 о проведении  запроса предложений в электронной форме на  право заключения договора поставки (выполнения работ, оказания услуг) линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов, документация о закупке, проект договора. Начальная (максимальная) цена договора – 61 800 000,00 руб. с НДС. 

Дата окончания подачи заявок – 29.10.2018. Дата рассмотрения заявок и  подведения итогов – 06.11.2018. Извещениями от 26.10.2018, от 31.10.2018 в документацию о закупке вносились изменения, срок подачи заявок на участие в закупке продлен до 14.11.2018, рассмотрение заявок и подведение итогов закупки назначено на 21.11.2018.  

Документация о закупке в последней редакции с внесенными изменения-ми размещена на сайте 31.10.2018.

Требования к участникам закупки установлены пунктом 2 документации о закупке.

Перечень документов, подтверждающих соответствие участника обяза-тельным требованиям, установлен пунктом 2.2. документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 2.1.1 документации о закупке к дополни-тельным требованиям к участникам закупки отнесено предоставление в составе заявки технологического решения по составу и размещению предлагаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (приложения №1 и 2 к документации о закупке). Содержание текстовой и графической частей технологического решения  определено подпунктом 2.2.3 документации о закупке.

Согласно подпункту 10 пункта 2.2.1 закупочной документации, участник в составе заявки должен представить копию лицензии  Министерства Россий-ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения по-жарной безопасности зданий и сооружений с необходимым видом работ по ли-цензии – монтаж системы пожаротушения, включая проведение пусконаладоч-ных работ. 

В соответствии с подпунктом 2.2.2 документации о закупке к документам, подтверждающим соответствие предлагаемых услуг, работ или товаров требованиям заказчика, являются копии сертификатов (деклараций) о соответствии предлагаемой продукции требованиям ТР ТС 004/2011 о безопасности низковольтного оборудования, 010/2011 о безопасности машин и оборудования, 020/2011 – электромагнитная совместимость технических средств.

Таким образом, участнику закупки по вопросу документов, подтвер-ждающих соответствие предлагаемых услуг, работ или товаров требованиям заказчика,  предоставлен выбор, допущенное заказчиком нарушение в части императивного требования  о наличии соответствующего сертификата устранено.

Также заказчиком в пункт 2.2.2 документации о закупке внесены изменения, требование о предоставлении в составе заявки заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (ванны гальванические, скрубберы-адсорберы) устранено.

В техническом задании (раздел 2 документации о закупке) установлены требования к поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, к поставке предполагается линия твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов.

 Технические и функциональные характеристики и комплектация уста-новлены пунктом 2.2 технического задания.

Как следует из пункта 2.2. технического задания, требования к проекти-рованию линии, основным комплектующим изделиям представлены в таблице 3 и приложении №1 к договору.

В соответствии с указанной таблицей 3 заказчиком установлены характеристики закупаемой продукции, основные требования к проектированию линии и ее основным элементам, в числе которых проект (чертежи) всей линии и каждой единицы оборудования, режим работы линии, материал ванн, габариты ванн и площадь линии,   контрольно-измерительные приборы, система автоматизации (в том числе подключение), очистные сооружения и участок водоподготовки, подключение к коммуникациям, локальная система пожаротушения, пуско-наладочные работы, монтажные работы, разработка и согласование с заказчиком проекта линии твердого анодирования, ее изготовление. Линия должна быть укомплектована локальной системой пожаротушения (пункт 7 технического задания).

Проектом договора также предусмотрена не только поставка оборудова-ния, но и ее монтаж, проведение пуско-наладочных работ, приемо-сдаточных испытаний, электрооборудование на участке должно соответствовать классам взрыво-пожаробезопасности помещений, определенных правилами устройства электроустановок, утвержденных Госэнергонадзором. Участок должен быть оборудован общей приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией.

В данной связи комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное в пункте 2.2.3 закупочной документации  требование о предоставлении в составе заявки технологического решения в границах его содержания, определенного закупочной документацией, не свидетельствует об обязании участника выполнить условия договора до его заключения, а, напротив, свидетельствует о возможности и готовности участника в последующем выполнить условия договора. В данной части жалоба признается необоснованной.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке установлены пунктом 7 документации о закупке, по критерию «цена договора» значимость 50%, по критерию «срок поставки товара» - 2%, по критерию «срок гарантии на товара – 8%.

По критерию «квалификация и надежность участника, качество продук-ции» (общая значимость – 40%) оценке подлежат в том числе наличие на территории Российской Федерации производственной базы основных комплектующих изделий, предметом оценки является использование в процессе выполнения работ основных комплектующих изделий (ванны гальванические, скрубберы-абсорберы), произведенные на территории Российской Федерации и входящие в перечень промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в качестве требования документального подтверждения принимается наличие соответствующих сведений в Перечне промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, опубликованном  на сайте Минпромторга России, сформированном в соответствии с приказом Минпромторга России от 12.11.2015 №3568 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №719,  количество начисляемых баллов по подкритерию - 35.

 

Также в составе данного критерия оценивается научно-техническое со-трудничество с химическими институтами Российской Федерации, в редакции от 31.10.2018 заказчиком оценивается копия заключенного договора на предмет научного (технического) сотрудничества в области разработки оборудования для электро-химических покрытий, количество начисляемых баллов по подкритерию - 5.

То есть ранее установленное заказчиком  начисление баллов за сотрудничество с ФГУП ВИАМ или РХТУ им. Д.Ф. Менделеева внесенными изменениями устранено,  начисление  участникам баллов за научно-техническое сотрудничество с химическими институтами Российской Федерации не может быть признано нарушающими права участников, так как применяется в равной мере ко всем участникам, подавшим заявку на участие в закупке, распространяется на сотрудничество с любыми химическими институтами Российской Федерации.

  В части начисления значительного количества баллов за внесение участника в Перечень промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, опубликованный Минпромторгом России, на приказ Минпромторга России от 12.11.2015 №3568 комиссия Хабаровского УФАС России полагает ссылки заказчика несостоятельными, поскольку данный приказ признан утратившим силу с 01.02.2018.

Однако оценка наличия соответствующих сведений об участнике закупки в Перечне промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, опубликованном  на сайте Минпромторга России, с присвоением значительного количества баллов (35) нарушает права участников закупки, поскольку Федеральным законом от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» императивно не установлено обязательное подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации именно путем включения в указанный Перечень.

Поскольку за наличие в данном Перечне присваивается значимое количество баллов (35), существенно влияющее на возможность одержать победу в закупке, действиями заказчика в данной части  нарушен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В данной части жалоба признается обоснованной.

По вопросу требования о предоставлении лицензии МЧС России комис-сия Хабаровского УФАС России  отмечает, что, поскольку пунктом 5.10 заку-почной документации предусмотрена возможность участия на стороне одного участника нескольких лиц, с распределением между ними объема работ, и иных необходимых условий, связанных с исполнением договора, в данной связи требование о предоставлении лицензии МЧС России в целях организации локальной системы пожаротушения на закупаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов следует признать обоснованным и не нарушающим права участников закупки.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рас-сматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимоно-польного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

Исходя из установленных обстоятельств, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерально-го закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   РЕШИЛА:

1. Признать жалобу акционерного общества  «Тамбовгальванотехника» имени С.И. Лившица на действия   филиала ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский –на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» при проведении  запроса предложений на право заключения договора поставки линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (извещение № 31807018467) обоснованной.

2. Признать действия   филиала ПАО «Компания «Сухой» «Комсомоль-ский –на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223 –ФЗ «О за-купках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать филиалу ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский –на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №8-01/329

07 ноября 2018  г.                                                                                г. Хабаровск 

 

Комиссия Хабаровского УФАС России в составе:, на основании своего решения от 07.11.2018  по делу № 8-01/329, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Филиалу ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсо-мольский –на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гаранина» в срок до «23» ноября 2018 года совершить действия, направленные на устранение нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенного при организации и проведении  запроса предложений на право заключения договора поставки линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (извещение № 31807018467), с целью чего:

- внести изменения в закупочную документацию с учетом замечаний, изложен-ных в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 07.11.2018 по делу №8-01/329, 

- продлить сроки подачи заявок на участие в запросе предложений, 

- разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru информацию, подлежащую размещению, в установленные законом сроки.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтвер-ждающих документов).

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех меся-цев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны