Решение №1372/18 Решением Иркутского УФАС России ООО «Туристическое агентство... от 3 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №1372/18

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии:  <…..>,<…..>;

рассмотрев дело № 1-00-57/38--18, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «БайкалВизаТур» и Обществом с ограниченной ответственностью «БайкалПрофиТур» требований п.1 ст.14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО «Байкальская Виза» о наличии в действиях ООО «Туристическое агентство «БайкалВизаТур» признаков нарушения антимонопольного законодательства – недобросовестной конкуренции путем совершения хозяйствующим субъектом действий, способных вызвать смешение с товарами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по обстоятельствам, изложенным в вышеуказанном заявлении, проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

Как следует из доводов заявления, на сайте www.baikalvisa.ru, принадлежащем ООО «ТА «БайкалВизаТур», указанное Общество позиционирует себя как «Компания «Байкальская Виза», вместе с тем, на данном сайте представлены копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров с указанием в графе «Наименование юридического лица» - «Общество с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «БайкалВизаТур», лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, выданной ООО «Туристическое агентство «БайкалВизаТур».

В телефонных разговорах с потенциальными клиентами ООО «Туристическое агентство «БайкалВизаТур»  позиционирует себя как ООО «Байкальская Виза».

ООО «ТА «БайкалВизаТур» изготовлен и установлен рекламный баннер в районе улицы Советской в г.Иркутске с указанием фирменного наименования ООО «Байкальская Виза».

В подтверждение доводов заявления ООО «Байкальская виза» представлен нотариально удостоверенный протокол осмотра доказательств от 19.01.2018г., свидетельствующий о размещении ООО «ТА «БайкалВизаТур» на принадлежащем обществу сайте www.baikalvisa.ru информации с использованием фирменного наименования другого юридического лица – ООО «Байкальская виза», а также коммерческого обозначения «Байкальская виза», сходного до степени смешения с коммерческим обозначением последнего.

В адрес Иркутского УФАС России представлены письменные пояснения директора ООО «ТА «БайкалВизаТур», согласно которым длительное время хозяйственной деятельности общество не осуществляет. Кроме того, у Общества отсутствуют действующие трудовые и хозяйственные договоры, выручка. До момента прекращения деятельности общество использовало своё наименование с момента регистрации юридического лица, а именно с 05.12.2007г.

Кроме того, директор ООО «ТА «БайкалВизаТур» пояснил, что до 2015 года указанное Общество являлось партнёром по бизнесу и контрагентом по гражданско - правовым договорам во взаимоотношениях с ООО «Байкальская Виза». При этом никаких претензий со стороны последнего к ООО «ТА «БайкалВизаТур» по поводу наименования, под которым указанное общество осуществляло свою хозяйственную деятельность, не было.

В рамках антимонопольного расследования Иркутским УФАС России самостоятельно проведен осмотр сайта www.baikalvisa.ru.

По результатам осмотра было установлено, что в настоящее время на указанном сайте размещена информация, согласно которой предлагаются услуги туроператора ООО «БайкалПрофиТур», вместе с тем, на данном информационном ресурсе в разделе «О компании» наряду с размещением информации о вышепоименованном туроператоре размещена лицензия на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, выданная ООО «ТА «БайкалВизаТур».  Таким образом, на указанном сайте размещена информация, касающаяся двух юридических лиц одновременно.

Кроме того, установлено, что на главной странице сайта в разделе «Туры» при открытии вкладки «Рыбалка» имеется активная ссылка «Байкал для рыболова», при нажатии на которую открывается страница, содержащая активную ссылку «Полный каталог туров компании Байкальская виза». При нажатии на эту ссылку открывается страница, содержащая таблицу с указанием наименований туров и их характеристик. При активации ссылок с названиями туров «Экскурсия на Байкал (п.Листвянка), «Экскурсия Декабристы в Иркутске», «Экскурсия Усть-Орда», «8 Марта», «На маленьких собаках до Больших котов»,  «Катание на собачьих упряжках», «Новый год на горнолыжном курорте», «Рождество в Байкальске», «Рождественские каникулы в «Белом Соболе», «Горнолыжные туры в «Белом Соболе» №1», «Горнолыжные туры в «Белом Соболе» №3», «Экскурсия на горнолыжный курорт на Байкале», «Индивидуальная горнолыжная школа», «Индивидуальная горнолыжная школа №2», «Рыболовный тур на Чивыркуй», «Экскурсия в Листвянку для школьников, «Экскурсия в Ангарск для школьников» открываются страницы, содержащие активные ссылки «Полный каталог туров Байкальской визы».

При активации ссылок на названия туров «Рыболовный круиз по Байкалу», «Рыболовный тур на озеро Фролиха» и «Каникулы на Байкале» открываются страницы, содержащие текст: «…Встреча в аэропорту с табличкой «Байкальская Виза»…» и «… Встреча на ж/д вокзале или в аэропорту с именной табличкой «Байкальская Виза»…» соответственно.

На главной странице сайта в разделе «Пресса о нас» размещен текст следующего содержания: «Проекты туроператорской компании «БайкалПрофиТур» регулярно попадают в поле зрения средств массовой информации. Наиболее интересные статьи и видеосюжеты мы рады представить нашим гостям.», при этом имеются активные ссылки на статьи. Под каждой активной ссылкой на конкретную статью содержатся выдержки из статей. В частности, под ссылкой «Немного волшебства» содержится выдержка из текста следующего содержания: «Если максимально точно сформулировать, чем занимается «….», то получится весьма экзотичная профессия – волшебник. Да, на приземленном языке ОКВЭДов это именуется «туристическая деятельность», но мы-то ведем речь о сути. А суть такова: его занятие – показывать людям чудо и тихо наблюдать (а иногда  - громко радоваться) за их восторгом и неминуемым последующим преображением. Итак, познакомьтесь – «…», директор ООО «Байкальская виза».

При активации ссылки «Немного волшебства» открывается страница, содержащая, в том числе вышеприведенный текст, однако вместо слов «директор ООО «Байкальская виза» указано «директор туроператорской компании».

Под активной ссылкой ««…» о туризме на Байкале» размещен текст: «Популярен ли Байкал в экономический кризис, каковы туристические козыри Приангарья и имеет ли значение в сфере туризма гендерный вопрос – директор «Байкальской визы» отвечает на эти и другие вопросы в интервью студентке БГУЭП». При активации указанной ссылки не удается осуществить переход на страницу в связи с ошибкой сервера 404 – файл или каталог не найден. Запрашиваемый ресурс перемещен, переименован или временно недоступен.

Под активной ссылкой «Новая формула отдыха» размещен следующий текст: «Сразу несколько компаний в этом году решили сделать ставку на круизный туризм по Байкалу, а заодно продолжить осваивать и Ангару. По словам специалистов компании «Байкальская виза», наибольшей популярностью пользуются такие туры у иностранных туристов, а также жителей западной части России. Передвижение по воде позволяет за короткий срок побывать в гораздо большем количестве мест, в том числе труднодоступных»

При нажатии на ссылку осуществляется переход на страницу Издательской группы «Восточно-Сибирская правда» по адресу: http://www.vsp.ru/2012/06/28/novaya-formula-otdyha-2/. На открывшейся странице имеется статья, содержащая вышеприведенный текст.

На главной странице сайта www.baikalvisa.ru в разделе «О компании» имеются вкладки «Facebook» и «Вконтакте».

При открытии вкладки «Facebook» открывается главная страница, содержащая активные ссылки «Отдых на Байкале с Байкальской визой». При переходе по данной ссылке появляется изображение графическое изображение - логотип с надписью «BaikalProfiTour Отдых на Байкале».

При открытии вкладки «Вконтакте» осуществляется переход на страницу, содержащую текст «Отдых на Байкале с Байкальской визой» и в правом верхнем углу страницы изображение логотипа с надписью «BaikalProfiTour Отдых на Байкале».

Таким образом, по результатам антимонопольного расследования Иркутским УФАС России установлено использование ООО «БайкалПрофиТур», ООО «ТА «БайкалВизаТур» фирменного наименования и коммерческого обозначения, принадлежащих ООО «Байкальская виза».

Следует отметить, что в подтверждение доводов заявления ООО «Байкальская виза» представлен флеш-накопитель, содержащий аудиозаписи телефонных разговоров, из содержания которых следует, что в разговорах с клиентами ООО «ТА «БайкалВизаТур» позиционирует себя как ООО «Байкальская виза».

Вместе с тем, представленные аудиозаписи не могут рассматриваться в качестве доказательств незаконного использования фирменного наименования и коммерческого обозначения заявителя, поскольку не представляется возможным достоверно установить, в том числе кем, в какое время и при каких обстоятельствах была осуществлена данная аудиозапись.

В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств приказом Иркутского УФАС России от 08.06.2018г. №142/18 возбуждено дело в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «БайкалВизаТур», Общества с ограниченной ответственностью «БайкалПрофиТур» по признакам нарушения п.1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-57/38--18 Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 1-00-57/38--18 проведен анализ состояния конкуренции среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее – Порядок проведения анализа).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка2017г. (год, предшествующий дате возбуждения дела №1-00-57/38—18).

           Определение продуктовых границ рынка – оказание туристских услуг (услуги турагентов и туроператоров).

          Географические границы товарного рынкаИркутская область.

          Состав хозяйствующих субъектов – ООО «Байкальская виза», ООО «БайкалПрофиТур», ООО «ТА «БайкалВизаТур» являются конкурентами на рынке оказания туристских услуг на территории Иркутской области.

         В ходе рассмотрения дела №1-00-57/38--18 представитель заявителя поддержал доводы заявления.

ООО «БакйалПрофиТур» представлены письменные пояснения (вх. №13027/18 от 10.09.2018г.), согласно которым ООО «БайкалПрофиТур» и ООО «Байкальская виза» действуют на разных товарных рынках, соответственно, между указанными хозяйствующими субъектами отсутствуют конкурентные отношения.

Единственным видом деятельности, который осуществляет ООО «БакйалПрофиТур», является внутренний международный въездной туризм. Общество состоит в едином федеральном реестре туроператоров под номером РТО 018830. Положениями ст.4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом, и иметь фонд персональной ответственности туроператора.

ООО «Байкальская виза» в указанном реестре туроператоров не состоит, следовательно, не вправе осуществлять деятельность на товарном рынке, на котором действует ООО «БайкалПрофиТур».

ООО «ТА «БайкалВизаТур» письменных пояснений по существу возбужденного дела не представлено.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 1-00-57/38--18 исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет" (п.1 ст.1474 ГК РФ).

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается (п.2 ст.1474 ГК РФ)

Согласно п.3 ст.1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

 В силу п.1 ст.1475 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п.2 ст.1475 ГК РФ).

Статья 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

В силу п.1 ст.1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Как разъяснено в пункте 64 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/69 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

При этом критерии относительно возможности какого-либо слова индивидуализировать на рынке определенного хозяйствующего субъекта, в том числе критерий для возможности использования словесного обозначения в качестве коммерческого обозначения предприятия, законодательно не предусмотрены, что предполагает необходимость оценки способности каждого конкретного слова (словосочетания) использоваться в качестве коммерческого обозначения.

Для охраны коммерческого обозначения требуется, чтобы такое обозначение обладало достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия являлось известным в пределах определенной территории. Коммерческое обозначение охраняется независимо от его регистрации. При этом в отличие от товарных знаков коммерческое обозначение не маркирует товар, а служит средством индивидуализации торгового или промышленного предприятия.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «БайкалПрофиТур» пояснил, что ООО «Байкальская виза» и ООО «БакалПрофиТур» не являются конкурентами, поскольку последнее осуществляет деятельность по оказанию туристских услуг в качестве туроператора, в то время как ООО «Байкальская виза» - в качестве турагента. Турагент находится по месту проживания туриста, при этом туристический продукт предоставляется по месту нахождения туроператора.

Вместе с тем, Комиссия критически оценивает указанный довод ввиду следующего.

В силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из письменных пояснений ООО «БайкалПрофиТур» следует, что общество осуществляет туроператорскую деятельность, сведения об указанном лице содержатся в Едином Федеральном реестре туроператоров.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

         Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

         Положениями ст.10 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации установлено что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

В силу ст.10.1 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации  настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К таким отношениям применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции определены продуктовые границы товарного рынка – оказание туристских услуг (услуги турагентов и туроператоров).

Необходимо отметить, что действующим законодательством не установлено каких-либо ограничений в части возможности реализации турагентами туристского продукта туристам и (или) иным заказчикам, проживающим за пределами региона нахождения турагента. Более того, возможность турагента реализовать туристский продукт по месту своего нахождения также ничем не ограничена.

Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская виза» зарегистрировано под основным государственным регистрационным номером 1063811004652 24.01.2006г.

Согласно сведений из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является деятельность туристических агентств.

Общество с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «БайкалВизаТур» зарегистрировано под основным государственным регистрационным номером 1073811008810 05.12.2007г. Основным видом деятельности указанного Общества является деятельность туристических агентств.

Общество с ограниченной ответственностью «БайкалПрофиТур» зарегистрировано под основным государственным регистрационным номером 1133850025870 03.07.2013г., основной вид деятельности Общества – деятельность туристических агентств.

Таким образом, согласно содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, основным видом деятельности всех поименованных обществ является деятельность туристических агентств, что свидетельствует о возможности всех указанных лиц осуществлять данный вид деятельности.

При указанных обстоятельствах можно сделать вывод о том, что довод ООО «БайкалПрофиТур» об отсутствии конкурентных отношений между указанным обществом и заявителем является несостоятельным.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Следовательно, признаками недобросовестной конкуренции являются:

- недобросовестная конкуренция может осуществляться только активными действиями;

- субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, являющиеся конкурентами;

- данные действия могут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости; обычаи делового оборота, добропорядочность, разумность, справедливость при определении понятия «недобросовестная конкуренция» связывают действия хозяйствующего субъекта только с этикой предпринимательства;

- целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации (достаточно и потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации правонарушения как недобросовестная конкуренция).

Таким образом, из совокупности признаков, приведенных в определении статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция заключается в использовании приемов конкурентной борьбы, противоречащих законодательству, обычаям делового оборота (правилам конкуренции), и направленные на усиление рыночной власти в экономическом соперничестве за счет других предпринимателей.

Пунктом 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Запрет действий, способных вызвать смешение, основан на положениях ст.10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, согласно которым как недобросовестная конкуренции запрещаются все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

 Под смешением, в целом, следует понимать ситуацию, когда потребитель одного товара (товара одного производителя) отождествляет его с другим товаром (товаром другого производителя) либо допускает, несмотря на заметные отличия, производство двух указанных товаров одним лицом. Таким образом, при смешении возникает риск введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара.

В рассматриваемой ситуации использование ООО «ТА «БайкалВизаТур» и ООО «БайкалПрофиТур» на сайте www.baikalvisa.ru и в социальных сетях ВКонтакте и Facebook информации с указанием фирменного наименования и коммерческого обозначения ООО «Байкальская виза» и «Байкальская виза» соответственно, тождественных фирменному наименованию и коммерческому обозначению заявителя, может привести к введению в заблуждение потребителей относительно продавца туристских услуг.

 При этом необходимо отметить, что название сайта «baikalvisa», по сути, представляет собой словесное обозначение «байкалвиза», выполненное буквами латинского алфавита, что в совокупности с размещенной на сайте www.baikalvisa.ru информацией, связанной с использованием ООО «ТА «БайкалВизаТур» и ООО «БайкалПрофиТур» фирменного наименования и коммерческого обозначения хозяйствующего субъекта – конкурента – ООО «Байкальская виза», - также может способствовать возникновению ситуации, при которой возникает (может возникнуть) смешение с деятельностью последнего при осуществлении деятельности в сфере оказания туристских услуг.

При указанных обстоятельствах можно сделать вывод о том, что действия указанных обществ, выразившиеся в использовании фирменного наименования и коммерческого обозначения другого юридического лица – ООО «Байкальская виза» - содержат признаки нарушения п.1 ст.14.6 Закона о защите конкуренции.

по признакам нарушения п.1 ст.14.6 Федерального закона от Общества с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «БайкалВизаТур» и Общества с ограниченной ответственностью «БайкалПрофиТур» На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия www.baikalvisa.ru и в социальных сетях ВКонтакте и Facebook информации с использованием фирменного наименования и коммерческого обозначения ООО «Байкальская виза» и «Байкальская виза» соответственно.26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта – конкурента – ООО «Байкальская виза» - при осуществлении деятельности в сфере оказания туристических услуг в части размещения на сайте

Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела от 23.10.2018г. №4830/18.

Лицами, участвующими в деле, письменных возражений на заключение об обстоятельствах дела не представлено.

20.11.2018г. в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела №1-00-57/38—18 представители ООО «БайкалПрофиТур» пояснили, что с доводами Комиссии, изложенными в заключении об обстоятельствах дела, не согласны, поскольку считают, что заявитель и ООО «БайкалПрофиТур» не состоят в конкурентных отношениях. Кроме того, представители ответчика пояснили, что в случае несоблюдения ООО «Байкальская виза» договоров, заключаемых с туристами,  форме, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.10.2016г. №2386, такие договоры являются ничтожными, что также свидетельствует об отсутствии конкурентных отношений между вышепоименованными хозяйствующими субъектами.

Комиссия Иркутского УФАС России, оценив довод ООО «БайкалПрофиТур», считает его несостоятельным ввиду следующего.

ООО «Байкальская виза» в подтверждение осуществления деятельности турагента представлены договоры реализации туристского продукта, а также документы, свидетельствующие об осуществлении оплаты по этим договорам.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что заявителем фактически осуществляется указанная деятельность.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что антимонопольный орган не является органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере туристской деятельности. В рассматриваемой ситуации Комиссия ограничивается оценкой представленных ООО «Байкальская виза» договоров лишь с позиции фактического осуществления деятельности указанным лицом на товарном рынке, поскольку оценка деятельности общества на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере туризма означала бы выход за пределы полномочий антимонопольного органа.

признаков нарушения п.1 ст.14.6 Федерального закона от Общества с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «БайкалВизаТур» и Общества с ограниченной ответственностью «БайкалПрофиТур» Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 1-00-57/38--18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях www.baikalvisa.ru и в социальных сетях ВКонтакте и Facebook информации с использованием фирменного наименования и коммерческого обозначения ООО «Байкальская виза» и «Байкальская виза» соответственно.26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта – конкурента – ООО «Байкальская виза» - при осуществлении деятельности в сфере оказания туристических услуг в части размещения на сайте

В ходе рассмотрения дела ООО «Байкальская виза» представлены письменные пояснения (вх. №14599/18 от 12.10.2018г.), из содержания которых следует, что в настоящее время на Интернет-сайте www.baikalvisa.ru содержится информация только об одном хозяйствующем субъекте – ООО «БайкалПрофиТур», в связи с чем основания для выдачи предписания отсутсвуют.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 14.6, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать Общества с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «БайкалВизаТур» и Общества с ограниченной ответственностью «БайкалПрофиТур» нарушившими п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции в  связи с совершением действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта – конкурента – ООО «Байкальская виза» - при осуществлении деятельности в сфере оказания туристических услуг в части размещения на сайте www.baikalvisa.ru и в социальных сетях ВКонтакте и Facebook информации с использованием фирменного наименования и коммерческого обозначения ООО «Байкальская виза» и «Байкальская виза» соответственно.
  2. Предписания не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

4.  Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                             

 

<…..>

 

<…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны