Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной (заявитель ... от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2018-048  

Дата оглашения решения: 04 апреля 2018 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 05 апреля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

Администрации Ивановского муниципального района (далее – Заказчик): <…>,

Управления муниципальных закупок администрации Ивановского муниципального района (далее – Уполномоченный орган): <…>,

в отсутствие представителей ООО «Перспектива» (далее – Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

28.03.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Перспектива» на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорог в щебеночном исполнении Балахонковского, Беляницкого и Богородского сельских поселений (извещение №0133300020018000030).

Согласно первому доводу жалобы Заказчик в документации о закупке не устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями ч. 2, 3, 4, 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99), нарушая тем самым законодательство.

В соответствии со вторым доводом жалобы п. 14.4 проекта контракта документации о закупке изложен без учета требований ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе.

В третьем доводе жалобы ООО «Перспектива» указывает, что в п. 16.5 проекта контракта документации о закупке содержится следующее положение: контракт составлен в двух экземплярах на бумажном носителе, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из сторон.

Заявитель в своей жалобе обращает внимание, что контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями Заказчика и победителя электронного аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам электронного аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено. Таким образом, Заказчик, устанавливая в проекте контракта документации о закупке условие подписания контракта в бумажном виде, нарушает требования Закона о контрактной системе.

Администрация Ивановского муниципального района, а также ее представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что Заказчик не согласен с первым и третьим доводами Заявителя. Со вторым доводом жалобы Заказчик согласился, ссылаясь на то, что данное упущение является опечаткой.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) 28.02.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) была размещена первая редакция извещения №0133300020018000030 о проведении электронного аукциона на ремонт дорог в щебеночном исполнении Балахонковского, Беляницкого и Богородского сельских поселений.

07.03.2018 на официальном сайте была размещена вторая редакции извещения №0133300020018000030 и соответствующие документы закупки.

14.03.2018 на официальном сайте была размещена третья редакции извещения №0133300020018000030 и соответствующие документы закупки.

2) начальная (максимальная) цена контракта – 10 934 593,49 рублей;

3) дата начала подачи заявок – значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение;

4) дата и время окончания подачи заявок – 30.03.2018 08:00;

5) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.04.2018 №0133300020018000030-1 на участие в электронном аукционе было подано шесть заявок от участников закупки;

6) к участию в электронном аукционе допущены шесть участников закупки.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч. 3, 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Указанные в ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены Постановлением №99.

Согласно п. 2 Приложения №1 к Постановлению №99 дополнительные требования к участникам закупок устанавливаются при проведении закупок на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

1. копия исполненного контракта (договора);

2. копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

3. копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

В рассматриваемом случае Заказчиком в извещении о проведении закупки установлен код позиции КТРУ 42.11.10.129, начальная (максимальная) цена контракта, как было указано выше, составляет 10 934 593,49 рублей. Между тем, закупка проводится на ремонт дорог в соответствии с перечнем работ Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ №402).

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что работы, указанные в Приложении «Техническое задание» документации о закупке относятся к пп. з) п. 2 ч. 5 раздела III «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог» Приказа №402: восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не было доказано, что указанные в документации о закупке работы относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или объектов, не относящихся к объектам капитального строительства.

Учитывая изложенное, у Заказчика не было обязанности устанавливать в документации о закупке дополнительные требования в соответствии с Постановлением №99, первый довод жалобы является необоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно п. 14.4 проекта контракта документации о закупке, в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком его обязательств по контракту, подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в таком же размере. Действие указанного пункта не распространяется на случаи, если Подрядчиком предоставлена недостоверная (поддельная) банковская гарантия.

Таким образом, Заказчиком не были предусмотрены требования ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе, что нарушает ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе, второй довод жалобы является обоснованным.

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 7, 8 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч. 7 ст. 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В п. 17.7, 17.8 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что в течение трех рабочих дней с даты размещения на сайте оператора электронной площадки проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, на сайте оператора электронной площадки. С момента размещения на сайте оператора электронной площадки  предусмотренного пунктом 17.7. раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Согласно п. 16.5 проекта контракта документации о закупке контракт составлен в двух экземплярах на бумажном носителе, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из сторон.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика сообщили, что составление контракта в бумажном виде необходимо Заказчику для представления контракта в контролирующие органы.

Из п. 16.5 проекта контракта документации о закупке не следует, что контракт по результатам проведения закупки заключается на бумажном носителе. Таким образом, из совокупности положений аукционной документации следует, что контракт по результатам проведенного электронного аукциона заключается посредством электронного документооборота, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, третий довод жалобы является необоснованным.

В рамках внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В пп. 3 п. 31 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию соответствия требованиям, установленным п. 3 – 5, 7 - 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Между тем, согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1, п. 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3 - 5, 7 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Таким образом, в документации о закупке в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в данном электронном аукционе декларации о соответствии требованиям, предусмотренным п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что вышеуказанные нарушения не могли препятствовать ООО «Перспектива» участвовать в закупке. Однако Заявитель не подал заявку на участие в электронном аукционе, а также не обращался с запросами о разъяснении положений документации о закупке.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорог в щебеночном исполнении Балахонковского, Беляницкого и Богородского сельских поселений (извещение №0133300020018000030) обоснованной в части второго довода жалобы.

2. Установить в действиях Администрации Ивановского муниципального района нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66, ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав Заявителя.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны