Решение №18.06.2018 решение по делу №21-05/08-18А от 19 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №21-05/08-18А

 

 

г. Петропавловск – Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «15» июня 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Парфирьева С.Н. – временно исполняющая обязанности руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Кузьмина Н.Н. – главный государственный инспектор отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России;

- Муравкина Ю.А. - главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

 

рассмотрев дело №21-05/08-18А по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «УЖКХ г.Петропавловск – Камчатский», ГУП «Спецтранс» и ПАО «Камчатскэнерго», выразившимся в заключении договора теплоснабжения и оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) с условием уступки прав (требований) и договора оказания услуг при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациями,

в отсутствие заявителя - Контрольного управления администрации Петропавловск – Камчатского городского округа, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке;

в присутствии ответчиков:

- Житкевич Е.А. – представитель по доверенности от ГУП «Спецтранс» ;

- Гавришь Ю.А. – представитель по доверенности от ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» ,

- Кузьмичевой И.Н. – представитель по доверенности от ООО «УЖКХ г.Петропавловска – Камчатского».

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступило заявление от Контрольного управления администрации ПКГО направлены материалы проверки по нарушению антимонопольного законодательства.

В ходе проведения проверки в рамках отдельных государственных полномочий по осуществлению лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, которыми наделены органы местного самоуправления Петропавловск – Камчатского городского округа Законом Камчатского края от 07.12.2016 №42, в отношении ООО «УЖКХ г.Петропавловска – Камчатского» по обращениям:

- Беляевой И.В., проживающей по адресу: проспект Циолковского, <...>;

- Тахватулиной Л.Н. и Власова К.В., поживающих по адресу: улица Лермонтова, <...>;

- Беляевой В.И., проживающей по адресу: улица Академика Королева, <...>;

- Кравченко Т.Д., проживающей по адресу: ул.Кирдищева, <...>,

установлен факт нарушения порядка заключения управляющей организацией договора ресурсоснабжения в целях оказания коммунальных услуг для потребителей многоквартирного дома.

В нарушение требований части 2, 7, 7.1 ЖК РФ, пункта 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих:

- по адресу: улица Лермонтова, дом №12а, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающими организациями между управляющей организацией ООО «УЖКХ г. Петропавловск-Камчатский» и ресурсоснабжающими организациями ПАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Спецтранс» заключены договоры теплоснабжения и оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) с условием уступки прав (требований) и договоры оказания услуг, предметом которых являются выполнения комплекса работ по расчету размера платы, изготовлению и доставке платежных документов потребителям, организации сбора и перечисления поступающих платежей от потребителей за указанные коммунальные услуги, осуществлению комплекса фактических и юридических действий по возврату дебиторской задолженности;

- по адресу: ул.Кирдищева, дом №12, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающими организациями между управляющей организацией ООО «УЖКХ г. Петропавловск-Камчатский» и ресурсоснабжающей организацией ГУП «Спецтранс» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) с условием уступки прав (требований);

- по адресу: улица Академика Королева, дом 39/2, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающими организациями между управляющей организацией ООО «УЖКХ г. Петропавловск-Камчатский» и ресурсоснабжающей организацией ГУП «Спецтранс» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) с условием уступки прав (требований);

- по адресу: проспект Циолковского, дом №35 при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающими организациями между управляющей организацией ООО «УЖКХ г. Петропавловск-Камчатский» и ресурсоснабжающей организацией ГУП «Спецтранс» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) с условием уступки прав (требований).

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, согласно заявлению Конторольного Управления в действиях управляющей организации ООО «УЖКХ», ПАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Спецтранс» содержатся признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ выразившегося в заключении договора теплоснабжения и оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) с условием уступки прав (требований) и договора оказания услуг при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациями.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссия считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением Контрольного управления Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа с заявлением о признаках нарушения антимонопольного законодательства, приказом Камчатского УФАС России от 22.03.2018 года за N21-П возбуждено дело No 21-05/08-18А по признакам нарушения ООО «УЖКХ г. Петропавловска - Камчатского», ГУП «Спецтранс» и ПАО «Камчатскэнерго» пункта 1 части 4 статьи 11 Закона N135 - ФЗ, выразившегося в заключении договора теплоснабжения и оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) с условием уступки прав (требований) и договора оказания услуг при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациями.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды (статья 1 Федерального закона).

Указанный Федеральный закон в силу части 1 статьи 3 распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

При этом запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, в том числе, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции»).

Частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции определяются как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Как следует из материалов дела, собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, ул.Кирдищева, дом №12, 26 февраля 2010 года в качестве управляющей организации выбрано ООО «УЖКХ г. Петропавловска- Камчатского». 01.06.2010 между собственниками помещений и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» заключен договор управления многоквартирным домом №246-ДУ-10.

Собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, Лермонтова, 12а, 16 декабря 2012 года в качестве управляющей организации выбрано ООО «УЖКХ г. Петропавловска- Камчатского». 18.12.2012 между собственниками помещений и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» заключен договор управления многоквартирным домом №105-ДУ-12.

Собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, ул. Академика Королева, дом №39/2, 26 февраля 2010 года в качестве управляющей организации выбрано ООО «УЖКХ г. Петропавловска- Камчатского». 01.06.2010 между собственниками помещений и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» заключен договор управления многоквартирным домом №222-ДУ-10.

Собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, ул.Циолковского, дом №35, 11 января 2012 года в качестве управляющей организации выбрано ООО «УЖКХ г. Петропавловска- Камчатского». 01.03.2012 между собственниками помещений и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» заключен договор управления многоквартирным домом №07-ДУ-12.

ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» являющейся управляющей организацией вышеуказанных домов в рамках своей деятельности заключила с ПАО «Камчатскэнерго» дополнительное соглашение от 06.03.2013 к договору теплоснабжения № 305 от 16.07.2012 с условием уступки права требования и договор оказания услуг от 06.03.2013 № 1/305, предметом которого является выполнение за плату комплекса работ по расчету размера платы, изготовления и доставки платежных документов потребителям, организация сбора и перечисления поступающих платежей от потребителей за отопление и горячее водоснабжение, осуществлению комплекса действий по возврату дебиторской задолженности.

Также ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» являющейся управляющей организацией вышеуказанных домов в рамках своей деятельности заключила с ГУП «Спецтранс» (ранее – МУП «Спецтанс») дополнительное соглашение о внесении изменений в договор 26/16 от 17.03.2016 по вывозу твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, санитарному содержанию контейнерных площадок, предметом которого является выполнение за плату комплекса работ по расчету размера платы, изготовления и доставки платежных документов потребителям, организация сбора и перечисления поступающих платежей от потребителей за вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, санитарному содержанию контейнерных площадок.

Предмет доказывания по делу о нарушении антимонопольного законодательства части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции применительно к обстоятельствам дела является установление факта заключения соглашений между потребителями и хозяйствующими субъектами, в рассматриваемом случае – ООО «УЖКХ г. Петропавловска - Камчатского», ГУП «Спецтранс» и ПАО «Камчатскэнерго».

Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

На основании статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункты 3, 4 статьи 426 ГК РФ).

По смыслу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг (часть 2.3. статьи 161 ЖК РФ).

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

В силу ч. 6.1. ст. 155 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции от 31.12.2017), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Кроме того, в силу пункта 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.

Обязанность управляющих организаций заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией исходит из положения части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, при управлении домом управляющей организацией обязательственные отношения по оплате отпущенных в дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организации, которая в силу приведенных норм права обязана осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.

Однако, частью 17 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Доказательств того, что собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах на общем собрании приняли решение о внесении платежей за оказанные ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» жилищно-коммунальные услуги ПАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Спецтранс» в материалах дела не имеется.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4., согласно которому принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений МКД.

В силу пункта 6 статьи 1 Закона № 59-ФЗ в статье 155 ЖК РФ признана утратившей силу часть 7.1.

Кроме того, Законом № 59-ФЗ в ЖК РФ была введена в действие статья 157.2 «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами». Пунктами 1, 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Частью 8 указанной статьи определено, что ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Таким образом, независимо от способа управления домом, с 03.04.2018 ЖК РФ предусматривает право собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах на общем собраний принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжающих организаций.

Управляющая компания, ПАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Спецтранс» своими действиями фактически подменили волю собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, самостоятельно приняв решение о способе исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг путем внесения платы за горячее водоснабжение и отопление непосредственно ресурсоснабжающей организации, не являющейся стороной управления многоквартирным домом.

В связи с этим Комиссия считает правомерным вывод о том, что навязывание потребителям требований о перечислении денежных средств за услуги горячего водоснабжения и отопления на расчетный счет ПАО «Камчатскэнерго» и перечисление денежных средств за вывоз бытовых отходов, крупногабаритных отходов, санитарному содержанию контейнерных площадок на расчетный счет ГУП «Спецтранс» (фактический отказ управляющей компанией от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда, допуск к осуществлению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, привело к изменению общих условий обращения товара на товарном рынке) и противоречит положениям пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, согласно статьи 41.1 Закона N135 - ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В данном случае установлено, что нарушение было совершено ООО «УЖКХ г.Петропавловска – Камчатского» и ПАО «Камчатскэнерго» 06.03.2013 – непосредственно в день подписания сторонами дополнительного соглашения к договору теплоснабжения №305 и договора оказания услуг №1/305.

День совершения нарушения определяется исходя из даты фактического заключения договора и дополнительного соглашения, которая одновременно является датой окончания действия антиконкурентного соглашения обществ.

Поскольку заключение дополнительного соглашения от 06.03.2013 к договору теплоснабжения №305 и договора от 06.03.2013 №1-305 является разовыми актами, что на дату возбуждения дела №21-05/08-18А о нарушении антимонопольного законодательства (22.03.2018) истекли три года со дня совершения этого нарушения.

Вместе с этим, нарушение было совершено ООО «УЖКХ г.Петропавловска – Камчатского» и МУП «Спецтранс» 17.03.2016 – непосредственно в день подписания сторонами договора №26/16 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, сроком действия до 31.12.2016 г. Договор №26/16 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами прекратил свое действие.

При таких обстоятельствах Комиссия не может признать нарушение в действиях ООО «УЖКХ г.Петропавловска – Камчатского» и ПАО «Камчатскэнерго», ГУП «Спецтранс» поскольку данные обстоятельства не согласуются со статьей 41.1 Закона №135-ФЗ сроки давности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрения дела №21-05/08-18А о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с истечением срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Камчатского края в течении трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Председатель Комиссии С. Н. Парфирьева

 

 

Члены Комиссии Н. Н. Кузьмина

 

 

Ю.А. Муравкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны