Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 03-02/34-2017 от 29 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ф.О.Н.»

ул. Декабристов, д.8,

г. Москва, 127562

 

ООО «РЦ ГРУПП»

пр. Первомайский, д. 2, пом. 2Н,

г. Петрозаводск, 185000

РЕШЕНИЕ

по делу №03-02/34-2017

 

29 января 2018 года                                                                                    г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…> – заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

рассмотрев дело № 03-02/34-2017, возбужденное в отношении ООО «Ф.О.Н.» (ИНН 9715010229, ОГРН 1147748005426, юридический адрес: ул. Декабристов, д.8, г. Москва, 127562) и ООО «РЦ ГРУПП» (ИНН 1001309788, ОГРН 1161001054147, юридический адрес: пр. Первомайский, д.2, пом. 2Н, г.Петрозаводск, 185001) по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту распространения наружной рекламы, следующего содержания: «Свежее разливное пиво с изображением бочки с надписью пиво», «Свежее разливное пиво, по средам скидка 25% на разливное пиво с изображением пивной кружки», размещенной на рекламных конструкциях, прикрепленных к стенам здания по адресу: пр.Первомайский д. 2, г. Петрозаводска,

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате времени и месте рассмотрения дела ООО «Ф.О.Н.» и ООО «РЦ ГРУПП»,

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с полномочиями, обозначенными в статье 33 ФЗ «О рекламе», специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружных реклам следующего содержания: «Свежее разливное пиво с изображением бочки с надписью пиво», «Свежее разливное пиво, по средам скидка 25% на разливное пиво с изображением пивной кружки», размещенных на рекламных конструкциях, прикрепленных к стенам здания по адресу: пр.Первомайский д. 2, г. Петрозаводска, по результатам которого составлен акт осмотра наружной рекламы от 17.11.2017.

Определением от 22.11.2017 «О возбуждении дела №03-02/34-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Определение) рассмотрение дела №03-02/34-2017 было назначено на 15 часов 00 минут 21.12.2017. В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела было перенесено на 11 часов 30 минут 21.12.2017, о чем ООО «Ф.О.Н.» уведомлено телефонограммой, а также по почте.

ООО «Ф.О.Н.» в письме от 13.12.2017 (вх. 13.12.2017 №5755) сообщило, что общество указанные рекламы не размещало и не занимается деятельностью, связанной с реализацией алкогольной продукции. По информации ООО «Ф.О.Н.» рассматриваемые рекламы разместило ООО «РЦ ГРУПП». Запрашиваемые определением от 22.11.2017 документы ООО «Ф.О.Н.» не предоставило, причины их непредставления не указало.

Специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр помещения по адресу: пр. Первомайский, д. 2, пом. 2Н, г.Петрозаводск, в котором осуществляет деятельность организация под вывеской ООО «Ф.О.Н.», в результате которого была установлена возможность приобретения в заведении алкогольной продукции (акт осмотра от 14.12.2017).

Определением от 21.12.2017 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/34-2017 и продлении срока рассмотрения» к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО «РЦ ГРУПП» (ИНН 1001309788, ОГРН 1161001054147, юридический адрес: г.Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 2, пом. 2-Н.); рассмотрение дела №03-02/34-2017 назначено на 16 часов 00 минут 24.01.2018.

ООО «Ф.О.Н.» в письме от 23.01.2018 (вх. 23.01.2018 №290) предоставило запрашиваемую Определением от 22.12.2017 информацию, а именно договор субаренды части нежилого помещения от 10.02.2017 №2/2017, заключенный между ООО «Ф.О.Н.» и ООО «РЦ ГРУПП». На основании указанного договора ООО «РЦ ГРУПП» передает в аренду ООО «Ф.О.Н.» часть нежилого помещения общей площадью 120,0 кв.м., расположенного на 2 этаже в отдельно стоящем капитальном здании, номер на поэтажном плане 2-Н (обособленная часть помещения №10), расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 2, пом. 2-Н.

В письменных пояснениях (вх. от 23.01.2018 №289) ООО «РЦ ГРУПП» сообщило о том, что рассматриваемые рекламы о реализации алкогольной продукции размещены ООО «РЦ ГРУПП».

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная на рекламной конструкции информация содержит все правовые признаки рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования;

- формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, способствуя реализации алкогольной продукции.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» определено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Применительно к требованиям указанной нормы реклама вышеприведённого содержания, размещена на рекламной конструкции (рекламный баннер), прикреплённой к объекту недвижимости (стена здания).

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Вышеуказанные рекламы, размещены на рекламной конструкции, что нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Пленум ВАС РФ в пункте 2 постановления от 08.10.2012 №58 разъяснил, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителей ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара (пункт 16 информационного письма от 25.12.1998 №33 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В статье 21 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции, содержится собирательное понятие «алкогольная продукция» без указания на необходимость индивидуализации и конкретизации объекта рекламирования.

Законодательство о рекламе устанавливает определенные ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции, поэтому для признания рекламы ненадлежащей достаточно привлечения внимания к товару – алкогольной продукции.

Таким образом, указание в рекламе слова «пиво», графического изображения пивной бочки у потребителя ассоциируется с алкогольными напитками.

С учетом изложенного, комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции.

Кроме того, согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рекламах, зафиксированных сотрудниками Карельского УФАС России не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющейся у Карельского УФАС России информации следует, что рекламодателем и рекламораспростронителем указанных реклам является ООО «РЦ ГРУПП» (ИНН 1001309788, ОГРН 1161001054147, юридический адрес: г.Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 2, пом. 2-Н.)

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать рекламы алкогольной продукции: «Свежее разливное пиво с изображением бочки с надписью пиво», «Свежее разливное пиво, по средам скидка 25% на разливное пиво с изображением пивной кружки», распространяемые ООО «РЦ ГРУПП», размещенные на рекламных конструкциях, прикрепленных к стенам здания по адресу: пр. Первомайский д. 2, г. Петрозаводска, ненадлежащими, поскольку в них нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

2.         В отношении ООО «Ф.О.Н.» дело прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения ФЗ «О рекламе».

3. ООО «РЦ ГРУПП» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.

 

ООО «РЦ ГРУПП»

пр. Первомайский, д. 2, пом. 2Н,

г. Петрозаводск, 185000

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

29 января 2018 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя управления, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

 

на основании решения от 29.01.2018 по делу №03-02/34-2017 о признании реклам алкогольной продукции: «Свежее разливное пиво с изображением бочки с надписью пиво», «Свежее разливное пиво, по средам скидка 25% на разливное пиво с изображением пивной кружки», распространяемых ООО «РЦ ГРУПП» (ИНН 1001309788, ОГРН 1161001054147, юридический адрес: г.Петрозаводск, пр. Петрвомайский, д. 2, пом. 2Н.), размещенных на рекламных конструкциях, прикрепленных к стенам здания по адресу: пр. Первомайский д. 2, г. Петрозаводска, ненадлежащими, поскольку в них нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),      

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «РЦ ГРУПП» прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно требований пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», путем прекращения размещения рекламных конструкций (расположенных на стене здания по адресу: пр. Первомайский, д. 2, г.Петрозаводск, РК) с нарушением требований законодательства о рекламе.
  2. ООО «РКС ритейл групп» в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны