Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 03-17/86-2017 об ... от 2 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) ***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 03-17/86-2017, возбужденного в отношении акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска» (ОГРН 1031000052335; ИНН 1001012709; далее – АО «ОРЭС-Петрозаводск», сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск» «…»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела потерпевшей – «…»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

27 ноября 2017 года в Управление поступило заявление «…» от 26 ноября 2017 года (вх. № 5529) с жалобой на действия АО «ОРЭС-Петрозаводск».

Из заявления следует, что между АО «ПКС» (после заключения договора переименовано в АО «ОРЭС-Петрозаводск») и «…» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22 августа 2016 года № 225/16ЭС. 29 августа 2016 года заявительница внесла плату за технологическое присоединение в размере 550 руб. Однако, несмотря на неоднократные обращения в сетевую организацию, мероприятия по технологическому присоединению не выполнены.

Кроме того, заявительница указывает, что АО «ОРЭС-Петрозаводск» настаивает на установке прибора учета на столбе, принадлежащем сетевой организации, расположенном на расстоянии 28 метров от дома.

 

По факту совершения административного правонарушения определением от 30 ноября 2017 года «О возбуждении дела № 03-17/86-2017 об административном правонарушении и проведении административного расследования» (далее – определение от 30 ноября 2017 года) в отношении АО «ОРЭС-Петрозаводск» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ «…» привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшей. 

В соответствии с указанным определением АО «ОРЭС-Петрозаводск» надлежало в трехдневный срок со дня получения определения предоставить: копию заявки «…» и приложенных к ней документов; копии договора (с отметкой о регистрации) и технических условий к нему; копию квитанции о внесении платы за технологическое присоединение; копию переписки между АО «ОРЭС-Петрозаводск» и «…»  по вопросу осуществления технологического присоединения по Договору; письменные пояснения о причинах невыполнения АО «ОРЭС-Петрозаводск» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств «…»; сведения о линиях электропередачи ВЛ - 0,4 кВ и других объектах электросетевого хозяйства в районе ул. Короленко (с приложением правоустанавливающих документов) с актами замера расстояния от указанных объектов до границ земельного участка «…»; письменные обоснования требования от заявительницы прокладки линий электропередачи до границ ее участка, а также установки электросчетчика на опоре, расположенной в 28 м. от границ участка; иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения. 

Запрошенную информацию АО «ОРЭС-Петрозаводск» предоставило с письмом от 06 декабря 2017 года № 105-4257 (вх. № 5658), в котором указало, что в пункте 6 договора установлены обязанности сетевой организации, в том числе – в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (пункт договора в старой редакции, но проверка выполнения технических условий осуществляется в течение 10 дней с момента получения уведомления от заявителя).

Кроме того, АО «ОРЭС-Петрозаводск» сообщило, что «…» к заявке на осуществление технологического присоединения индивидуального жилого дома к электрическим сетям предоставила правоустанавливающие документы на земельный участок, соответственно, на основании пункта 16.1 Правил технологического присоединения границей участка является граница земельного участка заявителя.

На этом основании, по мнению АО «ОРЭС-Петрозаводск», пункт 13.1 технических условий содержит требования к схеме расчетного учета электрической энергии, в том числе о проектировании электроснабжения от опоры ВЛ-0,4 кВ с ТП-41, установленной сетевой организацией.

При этом АО «ОРЭС-Петрозаводск» указывает, что пункт 13.1 технических условий включен в технические условия на основании пункта 144 постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, из которого следует, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

На основании указанной нормы АО «ОРЭС-Петрозаводск» полагает, что в данном случае граница балансовой принадлежности (точка присоединения) – отпаечная опора, установленная сетевой организацией, в связи с чем прибор учета подлежит установке именно на установленной опоре.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме также указывает на выполнение мероприятий, указанных в пункте 12.1 технических условий, сообщая, что одна опора расположена не далее 25 метров от границы участка заявительницы, вторая в 2,5 метрах от жилого дома заявительницы.

Из письма АО «ОРЭС-Петрозаводск» следует, что обязанность, предусмотренная пунктом 8 договора, об уведомлении о выполнении технических условий, заявительницей не выполнена, следовательно, длительная просрочка исполнения обязательств вызвана неисполнением обязательств «…».

Определением от 20 декабря 2017 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении № 03-17/86-2017» срок проведения административного расследования продлен до 30 января 2018 года.

В соответствии с указанным определением АО «ОРЭС-Петрозаводск» надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в адрес Карельского УФАС России правовые основания указания в пункте 5 договора 6-месячного срока для выполнения мероприятий по технологическому присоединению с приложением подтверждающих документов, в том числе документов о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями, за счет средств инвестиционной программы;  правовые основания включения в договор обязательств заявительницы о выполнении мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ принадлежащего ей участка (установленная АО «ОРЭС-Петрозаводск» опора располагается на расстоянии 2,5 метров от границ участка заявительницы – Чертеж градостроительного плана земельного участка);  документы, отражающие сведения о выполнении, в том числе дате выполнения АО «ОРЭС-Петрозаводск» мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями; сведения о дате получения подписанного заявительницей экземпляра договора; правовые основания указания вручную на Чертеже градостроительного плана земельного участка заявительницы места расположения ее дома, в  указанных сетевой организацией границах.

Запрошенную информацию АО «ОРЭС-Петрозаводск» предоставило с письмом от 29 декабря 2017 года № 105-4511 (вх. от 09 января 2018 года № 05), в котором сообщало следующее.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» заключило договор со сроком выполнения мероприятий 6 месяцев на том основании, что для технологического присоединения энергопринимающих устройств «…», сетевой организации необходимо было осуществить строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ по ул. Короленко с установкой пропитанной опоры с прокладкой СИПа расчетного сечения, и произвести замену (реконструкцию), СИП 4х50 кв.мм на СИП 4х95 кв.мм от РУ 0,4 кВ до второй опоры ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. Короленко. Данный вид работ включен в инвестиционные программы сетевой организации.

В качестве документов о выполнении вышеуказанных мероприятий за счет средств инвестиционной программы АО «ОРЭС-Петрозаводск» предоставило копии распечаток с наименованиями инвестиционных проектов в части выполнения технологических присоединений в 2016 и 2017 годах, а также карточки счета 08.03 с указанием бухгалтерских данных об оплате труда электроснабжения склада в районе ул. Короленко по техническим условиям от 15 июня 2015 года № 129-Н до 15 кВ (отнесены на инвестиции Хозспособом).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Ссылаясь на указанные документы, сетевая организация полагает, что срок исполнения мероприятий 6 месяцев по заключенному с «…» договору установлен правомерно с соблюдением Правил технологического присоединения.

Кроме того, АО «ОРЭС-Петрозаводск» предоставило принт-скрины с Публичной кадастровой карты Роскадастра, подтверждающие расположение жилого дома «…» на границе ее земельного участка.

Определением от 12 января 2018 года «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении № 03-17/86-2017» у сетевой организации запрошена копия инвестиционной программы  АО «ОРЭС-Петрозаводск», утвержденная приказом Министерства энергетики РФ, в которую включен инвестиционный проект с необходимостью выполнения сетевой организацией работ по строительству ВЛ-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ по ул. Короленко с установкой пропитанной опоры с прокладкой СИПа расчетного сечения, и замены (реконструкции), СИП 4х50 кв.мм на СИП 4х95 кв.мм от РУ 0,4 кВ до второй опоры ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. Короленко в рамках исполнения обязательств по договору от 22 августа 2016 года № 225/16 ЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенному с «…».

Уведомлением от 15 января 2018 года «О переносе даты и времени составления протокола» АО «ОРЭС-Петрозаводск» уведомлено о переносе даты и времени составления, и подписания протокола об административном правонарушении по делу            № 03-17/86-2017 с 11 часов 00 минут 16 января 2018 года на 16 часов 00 минут 29 января 2017 года, в связи с направлением в адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск» определения от 12 января 2018 года «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении № 03-17/86-2017».

Письмом от 16 января 2018 года № 105-0082 сетевая организация сообщила, что работы по технологическим присоединениям не включены в утвержденные Министерством строительства ЖКХ и энергетики РК инвестиционные программы АО «ОРЭС-Петрозаводск» в период за 2016 и 2017 годы, но являются частью инвестиционной деятельности предприятия. В связи с тем, что источником для выполнения строительно – монтажных работ (далее – СРМ) является плата за технологическое присоединение конкретного заявителя, АО «ОРЭС-Петрозаводск» не включает мероприятия по технологическим присоединениям в инвестиционную программу, а формирует на текущий год план технологических присоединений по заявкам потребителей.

На основании документов, предоставленных в материалы дела заявительницей и АО «ОРЭС-Петрозаводск», а также положений нормативных правовых актов должностным лицом в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — ФЗ «Об электроэнергетике»)  технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года            № 861 утверждены Правила технологического присоединения, пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

С учетом положений приведенной нормы срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению в тех случаях, когда от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, составляет 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.

Из предоставленных документов следует, что между АО «ОРЭС-Петрозаводск» и «…» заключен договор от 22 августа 2016 года №225/16 ЭС, в соответствии с условиями которого АО «ОРЭС-Петрозаводск» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы для энергоснабжения индивидуального жилого дома в районе ул. Короленко, д. 3, кадастровый номер участка: 10:01:0140105:25.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Подписанный экземпляр договора был возвращен «…» в адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск» без сопроводительного письма, сетевая организация не предоставила документального подтверждения даты получения последней договора.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что заявительница не оспаривает дату заключения договора, датой его подписания следует считать 22 августа 2016 года. Таким образом, срок осуществления технологического присоединения истек 22 февраля 2017 года.

В силу пункта 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб. (пункт 10 договора).

Техническими условиями от 22 августа 2016 года № 189-Н (далее – технические условия) предусмотрено, что сетевая организация должна выполнить следующие мероприятия: строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ по ул. Короленко с установкой одной пропитанной опоры с прокладкой СИПа расчетного сечения; замену СИП 4x50 кв.мм. на СИП 4x95 кв.мм. от РУ-0,4 кВ до второй опоры ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. Короленко; подключение объекта в точке присоединения.

Заявительнице со своей стороны надлежало выполнить следующие мероприятия: электроснабжение объекта проектировать от опоры ВЛ-0,4 кВ с ТП-41, установленной сетевой организацией, кабельной или воздушной линией расчетного сечения с установкой на отпаечной опоре герметичного ЩУ со степенью защиты не ниже IP54, с рабочим диапазоном температур от -400 С до +400 С, вводного автомата на ток 25А (перед счетчиком класса точности 2) с его опломбированием; выполнить ввод в дом, заземление и учет электроэнергии.

Из пунктов 3, 9 технических условий следует, что максимальная мощность составляет 15 кВт, точкой присоединения является опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-41.

Как указано выше, по запросам должностного лица Карельского УФАС России, АО «ОРЭС-Петрозаводск» указало, что мероприятия, подлежащие выполнению в рамках договора, заключенного с заявительницей, «не включены в инвестиционную программу общества, но являются частью инвестиционной деятельности предприятия» (письмо от 16 января 2018 года №105-0082). 

Таким образом, АО «ОРЭС-Петрозаводск» в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения установило в договоре срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью 6 месяцев вместо положенных 4 месяцев.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности.

Из полученных в ходе рассмотрения дела документов следует, что к установленному Правилами технологического присоединения, а также Договором сроку (22 февраля 2017 года) сторонами не выполнены мероприятия, и, как следствие, не осуществлено технологическое присоединение объекта заявительницы к электрическим сетям АО «ОРЭС-Петрозаводск».

Необходимо отметить, что из предоставленных документов следует, что АО «ОРЭС-Петрозаводск» выполнило мероприятия, предусмотренные техническими условиями в июле 2017 года, то есть с нарушением установленного срока.

В письме от 29 декабря 2017 года № 105-4511 АО «ОРЭС-Петрозаводск» указывает, что «ничто не препятствовало «…» выполнить свою часть технических условий в сроки, указанные в договоре, и обратиться в адрес сетевой организации с заявкой на проведение технических работ», в связи с чем необходимо отметить следующее.

Как указано выше, в силу технических условий «…» надлежало электроснабжение объекта проектировать от опоры ВЛ-0,4 кВ с ТП-41, установленной сетевой организацией, с установкой на отпаечной опоре герметичного ЩУ со степенью защиты не ниже IP54.

Так как сетевая организация установила опору, от которой надлежало «…»  проектировать электроснабжение объекта и на которой надлежало установить прибор учета, только в июле 2017 года, последняя не могла со своей стороны выполнить мероприятия по технологическому присоединению до указанной даты.

Согласно пункту 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных, в том пунктом 14 (физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику) настоящих Правил, должны быть указаны: а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Точка присоединения к электрической сети – это место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861).

Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Как указано в пункте 19 Правил, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.

Из полученных в ходе рассмотрения дела документов следует, что «…» 18 декабря 2017 года подала в АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявление на проверку выполнения технических условий, подключение и приемку учетов.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» 20 декабря 2017 года произвело осмотр электроустановок заявительницы и уведомило о следующих замечаниях:

  1. Перенести щит учета электрической энергии на опору согласно пункту 13 технических условий;
  2. Завести вводной провод на вводный автоматический выключатель номиналом 25А;
  3. Завести нулевой рабочий провод непосредственно в прибор учета электрической энергии;
  4. Обеспечить возможность опломбировки вводного автомата 25 А.

25 декабря 2017 года АО «ОРЭС-Петрозаводск» произвело повторный осмотр электроустановок заявительницы и уведомило о следующих замечаниях:

- необходимо перенести прибор учета электрической энергии на границу балансовой принадлежности или согласовать установку на удалении.

Таким образом, по результатам проведения осмотра АО «ОРЭС-Петрозаводск» предписывает заявительнице перенести установленный ею прибор учета (исходя из представленных фотографий установлен на внешней стене дома, проходящей по крайней границе земельного участка) на установленную сетевой организацией опору (согласно письму от 06 декабря 2017 года № 105-4257 – расположена в 2,5 метрах от жилого дома заявительницы).

Поскольку опора находится на расстоянии 2,5 метров от границ принадлежащего заявительнице земельного участка, АО «ОРЭС-Петрозаводск» обязывает заявительницу выполнить мероприятия по технологическому присоединению за пределами границ принадлежащего ей земельного участка, чем нарушает пункт 19 Правил технологического присоединения. 

В связи с выявлением недостатков, указанных в актах осмотра, в настоящее время технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявительницы не осуществлено чем нарушены подпункты «д», «е» пункта 7 Правил технологического присоединения.

Кроме того, в ходе рассмотрения заявления установлено, что в договор включено условие, противоречащие Правилам технологического присоединения, а именно:

абзац 3 пункта 6 договора -  в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединение энергопримающих  устройств заявителя.

 В силу пункта 90 Правил технологического присоединения срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

В нарушение указанной нормы АО «ОРЭС-Петрозаводск» установило в пункте 6 договора срок для проведения проверки, продолжительность которого превышает срок, установленный в пункте 90 Правил технологического присоединения (10 рабочих дней вместо 10 дней).

 

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 16 апреля 2010 года № 127-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПКС» (в настоящее время – АО «ОРЭС-Петрозаводск»), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.  

При таких обстоятельствах АО «ОРЭС-Петрозаводск» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, по статье 9.21 КоАП РФ.

 

29 января 2018 года в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск», в отсутствие надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела потерпевшей, был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 30 января 2018 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/86-2017», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 12 февраля 2018 года в 11 часов 00 минут (получено АО «ОРЭС-Петрозаводск» 31 января 2018 года, потерпевшей 06 февраля 2018 года).

12 февраля 2018 года АО «ОРЭС-Петрозаводск» посредством телефонограммы ходатайствовало об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/86-2017 в связи с невозможностью явки своего представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Определением от 12 февраля 2018 года «Об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/86-2017 и о продлении срока его рассмотрения» срок рассмотрения настоящего дела продлен до 12 марта 2018 года, дело назначено к рассмотрению на 27 февраля 2018 года в 15 часов 00 минут (получено АО «ОРЭС-Петрозаводск» 13 февраля 2018 года, потерпевшей 16 февраля 2018 года).

В соответствии с указанным определением АО «ОРЭС-Петрозаводск» надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в адрес Карельского УФАС России документы, отражающие действия сетевой организации по выполнению обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств «…» на сегодняшний момент.

Запрошенная информация АО «ОРЭС-Петрозаводск» не предоставлена.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ОРЭС-Петрозаводск» не предоставило объективных доказательств невозможности соблюдения требований Правил технологического присоединения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Короленко, д. 3. 

Время совершения административного правонарушения – 22 августа 2016 года (в части указания в договоре срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, срока для проведения проверки, не соответствующих Правилам технологического присоединения), 23 февраля 2017 года (в части невыполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями), 20 декабря 2017 года, 25 декабря 2017 года -  нарушение подпунктов «д», «е» пункта 7, пункта 19 Правил технологического присоединения.  

Срок давности привлечения АО «ОРЭС-Петрозаводск» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления истек по сроку – 22 августа 2016 года, 23 февраля 2017 года.

Вместе с тем, срок давности привлечения АО «ОРЭС-Петрозаводск» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек по факту совершения правонарушений 20 декабря 2017 года, 25 декабря 2017 года.   

Кроме того, как указано выше АО «ОРЭС-Петрозаводск» на момент вынесения постановления выполнило со своей стороны мероприятия, предусмотренные техническими условиями.  

По настоящему делу обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является повторное совершение административного правонарушения.

Так, АО «ОРЭС-Петрозаводск» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 24 августа 2016 года по делу № 03-17/29-2016 – штраф 100 000 руб., постановление от 25 августа 2016 года по делу № 03-17/27-2016 – штраф 100 000 руб.), а также по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 16 июня 2017 года по делу № 03-17/33-2017 – штраф 300 000 руб., постановление от 21 июня 2016 года № 03-17/42-2017 – штраф 600 000 руб., постановление от 21 июня 2017 года по делу № 03-17/45-2017 – штраф 600 000 руб.) в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо с учетом отягчающих вину обстоятельств полагает возможным назначение наказания в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ОРЭС-Петрозаводск» своих прав и защиты законных интересов.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовали следующие причины и условия: пренебрежительное отношение АО «ОРЭС-Петрозаводск» к своей публично – правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения, выразившееся в нарушении подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, в части установления в договоре срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью 6 месяцев вместо положенных 4 месяцев; в нарушении пункта 19 Правил технологического присоединения, в части обязания заявительницы выполнить мероприятия по технологическому присоединению за пределами границ принадлежащего ей земельного участка;  в нарушение подпунктов «д», «е» пункта 7 Правил технологического присоединения в части не осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы, в связи с выявленными недостатками, указанными в акте осмотра; в нарушение пункта 90 Правил технологического присоединения в части установления в пункте 6 договора срока для проведения проверки, продолжительность которого превышает 10 дней.

Вышеуказанные действия сетевой организации в части указания в договоре срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, срока для проведения проверки, не соответствующих настоящим Правилам, в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями, а также навязыванию заявительнице требований, не предусмотренных Правилами, привели к нарушению прав потерпевшей на своевременное технологическое присоединение принадлежащего ей энергопринимающего устройства с целью энергоснабжения индивидуального жилого дома в районе ул. Короленко, д. 3, кадастровый номер участка: 10:01:0140105:25.         

 На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 9.15, 23.48, 28.2, 29.9, 29.10.26.11, 28.7 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «ОРЭС-Петрозаводск» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать АО «ОРЭС-Петрозаводск» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело № 03-17/86-2017)

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В силу статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны