Решение б/н РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА №04-36/11-2017 О НАРУШЕНИИ АНТ... от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

АО «ТНС энерго Карелия»

Бульвар Интернационалистов, д.17а, г.Петрозаводск, 185016

 

Ответчик

Администрация Прионежского муниципального района

ул. Правды, д.14, г. Петрозаводск, 185028

 

Заинтересованные лица

Муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал»

ул. Строительная,  д.6а, п.Мелиоративный, Прионежский район, РК, 185509

 

РЕШЕНИЕ

О  ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА №04-36/11-2017   О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                              г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме  21 ноября 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:***

 

 

рассмотрев дело № 04-36/11-2017  по признакам нарушения Администрацией Прионежского муниципального района (ул.Правды, д.14, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185028; ИНН 1020011676, ОГРН 1051002321787) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в передаче муниципального имущества (артезианская скважина с насосной станцией №77615 инв. 170 литер №1) МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» в нарушение порядка, установленного статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным  законом №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в присутствии представителей:

- от АО «ТНС энерго Карелия» - Л*** (доверенность №15 от 09.12.2016);

- от Администрации Прионежского муниципального района – З ** (доверенность №б/н от 10.07.2017), Ш*** (доверенность №б/н от 20.11.2017),

УСТАНОВИЛА:

 

Все лица, привлеченные к участию в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела № 04-36/11-2017 о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления Акционерного общества «ТНС энерго Карелия» (далее - АО «ТНС энерго Карелия», Гарантирующий поставщик), являющегося Гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия (исх.№146-06-9318 от 14.02.2017, вх.№771 от 15.02.2017), в действиях Администрации Прионежского муниципального района  (Администрация) были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации было выдано предупреждение о прекращение действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (предупреждение №6 от 31.03.2017), которое  не было исполнено в установленный срок.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции», в отношении Администрации было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №04-36/11-2017.

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

Администрация является учредителем МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» (далее - МУП «Прионежский водоканал»).

МУП «Прионежский водоканал» согласно пп. «а», «б» п.2.1 Устава, утвержденного постановлением Администрации от 28.11.2014 №2707, создано в целях обеспечения водоснабжения населения на территории Прионежского муниципального района, обеспечения водоотведения и очистки сточных вод на территории Прионежского муниципального района.

Для достижения указанных целей предприятие осуществляет оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Прионежского муниципального района (п.2.2.5 Устава).

В силу части 1 статьи 113 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161 «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее - Закон №161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация.

Согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, МУП «Прионежский водоканал» является хозяйствующим субъектом.

Согласно Распоряжению Администрации от 31.03.2016 №136-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» орган местного самоуправления передал в хозяйственное ведение МУП «Прионежский водоканал» следующий объект водоснабжения:

п/п

Наименование имущества

Адрес

характеристики

имущества

Балансовая стоимость

Амортизация руб.

Остаточная стоимость,

руб.

11

Артезианская скважина с насосной станцией № 77615 инв. 170 литер № 1 в комплекте водоочистных

и водонасосных сооружений с водопроводными сетями

п. Новая Вилга Прионежское шоссе, д. 6, 1991 год ввода в экс. 131 куб. м. кадастровый № 10:20:0030109:4

564873,76

142159,90

422713,86

 

Переданный объект используется муниципальным предприятием для реализации целей создания юридического лица и получения прибыли.

Муниципальное имущество, предназначенное для оказания коммунальных услуг населению по водоснабжению, - имущество, переданное на праве хозяйственного ведения МУП «Прионежский водоканал», не реализовано на торгах.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно акту приема-передачи имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП «Прионежский водоканал», рассматриваемый объект водоснабжения был введен в эксплуатацию значительно раньше, чем за 5 лет до возможной даты опубликования извещения о проведении конкурса (в случае, если бы такой конкурс был организован Администрацией на дату выдачи предупреждения №6 от 31.03.2017).

Следовательно, объект водоснабжения, указанный в приложении к Распоряжению Администрации от 31.03.2016 №136-р, может быть передан только на основании концессионного соглашения.

Из анализа норм законодательства о водоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Указанная позиция также была отражена в Письме ФАС России от 05.10.2015 №АД/53812/15 «О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения».

Таким образом, с 08.05.2013 права владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Кроме того, передача МУП «Прионежский водоканал» муниципального объекта водоснабжения без проведения торгов ставит хозяйствующего субъекта в преимущественное положение на рынке оказания услуг по водоснабжению, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действия Администрации по передаче прав на муниципальный объект коммунальной инфраструктуры (объект водоснабжения) за МУП «Прионежский водоканал» на праве хозяйственного ведения содержали признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, с учетом факта неисполнения органом местного самоуправления предупреждения №6 от 31.03.2017, руководствуясь частью 13 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» Карельским УФАС России был издан приказ №145 от 16.10.2017 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 16.10.2017 рассмотрение дела №04-36/11-2017 назначено на 21.11.2017, состоялось в указанное время.

Письмом исх.№9091/03/1-19 от 27.10.2017 (вх.№5026 от 27.10.2017) Администрацией были представлены письменные пояснения по факту вменяемого нарушения.

Позиция органа местного самоуправления сводилась к тому, что объект - Артезианская скважина с насосной станцией №77615, расположенная в п.Новая Вилга, Пряжинское шоссе, Прионежский район, представляет собой отдельно стоящее инженерное сооружение, технологически не связанное с какими-либо объектами водоснабжения, в том числе с водораспределительными сетями, и таким образом, не является объектом или частью централизованной системы водоснабжения, следовательно, передача прав владения и пользования таким объектом не подпадает под требования Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении».

По мнению Администрации, передача имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Прионежский водоканал» осуществлена в пределах, предоставленных собственнику имущества полномочий по распоряжению имуществом, в силу чего не может быть признана противоречащей закону.

Исследовав имеющиеся материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

На момент выдачи Администрации предупреждения №06 от 31.03.2017 и установления в ее действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» территориальные антимонопольные органы, наряду с положениями действующего законодательства, руководствовались позицией ФАС России, изложенной в письме от 05.10.2015 №АД/53812/15 о недопустимости закрепления права владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями.

Вместе с тем, впоследствии, вышеуказанным правоотношениям дана оценка Верховным судом Российской Федерации. Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 №303-КГ17-4054 по делу №А24-1728/2016 указано, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, ввиду того, что как следует из статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», содержащиеся в ней требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

С учетом изложенного, сами по себе действия, связанные с передачей прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, не могут свидетельствовать о признаках нарушения статей 15, 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанная позиция находит свое отражение в письме ФАС России №ИА/68439/17 от 04.10.2017.

Таким образом, на момент рассмотрения дела №04-36/11-2017 признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации по передаче прав на объект коммунальной инфраструктуры путем закрепления указанного объекта, находящегося в муниципальной собственности, за МУП «Прионежский водоканал» на праве хозяйственного ведения, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи  48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Карельского  УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства №04-36/11-2017, возбужденное в отношении Администрации Прионежского муниципального района,  прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

             

  ____________

 

  ____________ 

                                               

  ____________

 

 

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны