Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/05-2018 от 11 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе: ****

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «Альтернатива» на действия Организатора торгов – Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия  (извещение от 25.12.2017 №76  сайт http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2017/12/1226_22.html) (вх.№340 от 26.01.2018, исх.№б/н от 26.01.2018), в присутствии представителей:

 

- от ООО «Альтернатива» - ***;

- от Организатора торгов -  ***,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 11  статьи 18.1  ФЗ «О защите конкуренции»,  уведомление о поступлении жалобы,  месте и времени её рассмотрения (№04-45/05-2018/273  от 29.01.2018)  направлено Заявителю и  Организатору торгов по почте. Рассмотрение жалобы назначено на 05.02.2018 в 11:00, состоялось в указанное время.

Доводы жалобы ООО «Альтернатива» сводятся к следующему.

Приказом Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия  №76 был объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия; этим же приказом утверждена конкурсная документация, извещение о проведении конкурса, перечень лотов и шкала оценки критериев (Приложения №1-4 к приказу).

По мнению Заявителя, конкурсная документация и сформированные организатором торгов лоты ограничивают конкуренцию; порядок подсчета баллов по одному их критериев определен ненадлежащим образом.

В частности, ООО «Альтернатива» указывает на неясность принципа начисления баллов по 4-му критерию - «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» (начисление балла за самое старое транспортное средство из числа заявляемых на маршрут, по каждому транспортному средству, в среднем по всем транспортным средствам, либо иным образом).

Также Заявитель акцентирует внимание на том, что Перечень лотов содержит как одинарные, так и объединенные маршруты. Лоты №№6,10,13,30,31,32 объединяют в себе несколько маршрутов, принцип их формирования неясен, отличается от формирования остальных 33-х лотов (один лот – один маршрут, либо один лот – два маршрута, в одном из которых добавлена дополнительная остановка по маршруту следования). Отсутствует экономическое обоснование объединения маршрутов.

Буквальное толкование содержащихся в конкурсной документации требований к транспортным средствам, по мнению ООО «Альтернатива», свидетельствует о том, что автобусы более высокого класса, чем указанные в конкурсной документации, не могут быть заявлены на определенные лоты; используемая Организатором торгов формулировка требований, предъявляемым к транспортным средствам, ограничивает права потенциальных участников конкурса, обладающих автобусами более высокого класса.

Учитывая данные обстоятельства, ООО «Альтернатива» просит признать жалобу обоснованной, выдать Министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (далее - Министерство) предписание об аннулировании торгов.

На заседании Комиссии представитель ООО «Альтернатива» поддержал доводы, изложенные в жалобе, указал, что Общество подало заявку на участие в конкурсе по лоту №6.

Письмом исх.№763/11.3-09/МДХТиС-и от 01.02.2018 (вх.№440 от 01.02.2018) Организатор торгов представил возражения на жалобу, считает жалобу необоснованной.

На заседании Комиссии представители Министерства указали, что при разработке конкурсной документации уполномоченный орган строго руководствовался положениями действующего законодательства; документация составлена таким образом, что принять участие в конкурсе может любой хозяйствующий субъект, имеющий даже одно транспортное средство малой вместимости. На участие в конкурсе поступило 42 заявки, среди которых заявка ООО «Альтернатива» (подана на лот №6), все заявки приняты к рассмотрению, что свидетельствует о соблюдении принципов открытости, прозрачности, добросовестной конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Информационное сообщение о проведении конкурса размещено 25.12.2017 на официальном интернет-портале органов власти Республики Карелия (http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2017/12/1226_22.html).

Организатор открытого конкурса - Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (185030, г. Петрозаводск, ул. М.Мерецкова, 8а).

Предмет открытого конкурса - право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия.

Дата начала/окончания действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок: 01.03.2018-28.02.2023.

Период приема заявок: с 27.12.2017 по 31.01.2018.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 02.02.2018  в 14:30.

Дата рассмотрения заявок и подведения итогов открытого конкурса: 07.02.2018.

Согласно Протоколу заседания комиссии (повестка – вскрытие конвертов, поступивших с заявками на участие в конкурсе) от 02.02.2018 на участие в конкурсе  поступило 42 заявки от следующих хозяйствующих субъектов: ООО «Авторанта+», ООО «Рапид», ООО «АТП» (г.Лахденпохья), ИП Дубинин В.В., ООО «Альтернатива», ИП «Агафонов В.В., ООО «АТП» (г.Олонец), ООО «Экспресс-транссервис», ИП Воронцов А.В., ИП Коршунов М.В., ИП Виноградов В.В., ИП Воробьев А.А.,  ИП Тимонен А.А., ООО «Петротранспорт», ООО «ТК Автопассаж», ГУП РК «Карелавтотранс», ГУП РК «Карелавтотранссервис», ООО фирма «Перекресток», ИП Белкин А.В., УУДПТ Белкин А.В., ИП Барсуков А.В. (21 хозяйствующий субъект). Все поступившие заявки приняты к рассмотрению.

Изучив доводы представителей Заявителя и Организатора торгов, а также представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися.

 В соответствии с Положением о Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (утверждено Постановлением Правительства РК от 23.10.2017 №370-П, далее - Положение), Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере дорожного хозяйства, транспорта и связи.

Полномочия Министерства определены в пункте 9 Положения. Подпункт 11 пункта 9 определяет, что Министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, включая легковое такси, в том числе: ведет реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок; проводит открытые конкурсы на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок; оформляет, переоформляет, выдает свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего межмуниципального маршрута регулярных перевозок.

Требования к участникам конкурса установлены разделом II конкурсной документации: к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров;

2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Карелия, утвержденном приказом Государственного комитета РК по транспорту от 30.12.2015 №208.

Претендент не может заявлять на выполнение перевозок по лоту(-ам) автобусы, заявленные по другому(-им) лоту(-ам).

Срок приобретения транспортных средств (в случае отсутствия у претендента на праве собственности или на ином законном основании) не позднее 22.02.2018;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или ИП и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).

Проведение рассматриваемого открытого конкурса осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ), нормативными правовыми актами Республики Карелия.

Так, в соответствии с требованиями части 4 статьи 24 Закона № 220-ФЗ,  статьи 5 Закона Республики Карелия от 07.06.2017 № 2126 - ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Карелия», приказом Министерства № 66 от 19.12.2017 была утверждена Шкала оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (приказ № 66).

Согласно пункту 4 части 3 статьи 24 Закона №220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по 4 критериям:

1) количество ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Приложением №4 к обжалуемой конкурсной документации является шкала оценки критериев, при этом формулировка критериев, указанных Организатором торгов, полностью совпадает с критериями, установленными в  пункте 4 части 3 статьи 24 Закона №220-ФЗ.

Оспариваемый ООО «Альтернатива» критерий содержит следующие количественные показатели и количество присваиваемых баллов:

Критерий

Количественный показатель

Количество баллов

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок <****>.

До 5 лет (включительно)

 

От 5 лет до 7 лет (включительно)

 

От 7 лет до 10 лет (включительно)

 

старше 10 лет

+7

 

+5

 

+2

 

0

 

К данному критерию имеется примечание **** - начисляется за максимальный срок эксплуатации транспортных средств с момента выпуска (изготовления) из числа заявляемых на маршрут. Подтверждается письменным обязательством претендента об обновлении подвижного состава.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона №220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет. В дальнейшем предусмотрено продление действия указанных свидетельства и карт данного маршрута на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается.

По смыслу данного критерия оценивается не срок эксплуатации конкретных транспортных средств, заявленных претендентом на конкурс, а максимальный срок эксплуатации транспортных средств, которые претендент планирует использовать в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Оценка претендента по данному критерию осуществляется на основании принятого участником открытого конкурса обязательства в отношении конкретного лота открытого конкурса (приложение № 3 к конкурсной документации). При этом заявляемые претендентом транспортные средства лишь подтверждают соблюдение претендентом принятых на себя обязательств на дату начала действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (на 01.03.2018).

Таким образом, если претендент планирует к использованию в рамках одного лота хотя бы одно транспортное средство с наибольшим сроком эксплуатации, то автоматически получает более низший количественный показатель, установленный приказом №66 по данному критерию.

Приложением к извещению является Перечень лотов межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Карелия. В указанный Перечень входит 36 лотов, отдельные маршруты объединены в один лот.

Согласно пояснениям Организатора торгов, объединение указанных лотов произведено по принципу экономической целесообразности осуществления перевозок (в лоты объединены маршруты с «высоким» и «низким» пассажиропотоком, либо маршруты, позволяющие максимально задействовать транспортные средства в рамках одного лота). Также указанное совмещение направлено на использования автобусов одного и того же класса по одному направлению, обеспечение доступности транспортных услуг для населения в отдаленных районах.

Закон № 220-ФЗ не содержит норм, обязывающих организатора торгов при формировании извещения о проведении открытого конкурса/конкурсной документации обосновывать экономическую целесообразность объединения двух и более маршрутов регулярных перевозок в один лот. При этом, из заявленных на открытый конкурс 36 лотов - 10 лотов (лоты №№ 6, 9, 10, 13, 17, 26, 28, 30, 31, 32) имеют совмещение по двум и более маршрутам, остальные 26 сформированы по принципу 1 лот=1 маршрут.

По мнению Комиссии Карельского УФАС России, наличие 36 лотов, среди которых имеются как одинарные маршруты (в большинстве), так и объединенные, позволяет любому претенденту на участие в конкурсе выбрать наиболее экономически привлекательный для него маршрут.

Сформированные вышеуказанным способом лоты дают возможность любому хозяйствующему субъекту, соответствующему установленным конкурсной документацией требованиям и владеющему на каком-либо праве одним транспортным средством (малого, среднего или большого класса), либо имеющим намерение приобрести транспортное средство в сроки, установленные конкурсной документацией, участвовать в проведении открытого конкурса.

В Перечне лотов содержатся конкретные виды и классы транспортных средств, необходимых для перевозки по маршруту.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона №220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Частью 2 статьей 25 Закона №220-ФЗ установлено, что ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, установившим данные маршруты. Таким уполномоченным органом является Организатор обжалуемых торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о видах транспортных средств и классов транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также максимальное количество транспортных средств каждого класса.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, приказом Государственного комитета Республики Карелия по транспорту от 30.12.2015 № 208 утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Карелия (далее - Реестр маршрутов). Реестр маршрутов размещен на официальной странице Министерства Официального интернет-портала Республики Карелия - http://gov.karelia.rii.

При формировании Перечня лотов Министерство основывалось на данных о видах транспортных средств и классах транспортных средств, указанных в Реестре маршрутов.

В материалы жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении доступа к участию в торгах. Напротив, ООО «Альтернатива», наряду с иными хозяйствующими субъектами, подало заявку на участие в конкурсе, что свидетельствует о наличии конкуренции.  При этом отсутствие жалоб в антимонопольный орган на положения конкурсной документации (от 20 хозяйствующих субъектов, принявших участие в рассматриваемых торгах (без учета ООО «Альтернатива»)) подтверждает, что шкала оценки по всем критериям, принцип формирования лотов были определены надлежащим образом (понятны для участников).

Установленные Организатором торгов критерии (шкала оценки) относятся в равной степени ко всем участникам торгов и не влияют на допуск к участию в конкурсе, а лишь позволяют выявить наилучшего участника конкурса в зависимости от количества присуждаемых ему баллов. Наличие 36 лотов позволяет любому участнику конкурса выбрать наиболее рентабельный, привлекательный для него маршрут.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Карельского УФАС России,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Альтернатива» на действия Организатора торгов – Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия  (извещение от 25.12.2017 №76  сайт http://www.gov.karelia.ru/ )  необоснованной.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

             _______________

 

 

 

Члены Комиссии

             

        _______________

 

 

 

______________             

 

 

   

 

 

 

             

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны