Решение №05/13751 по делу от 29 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5

Резолютивная часть решения оглашена «17» декабря 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

 

<…>;

 

<…>,

при ведении протокола с использованием аудиозаписи,

при участии:

<…> – представителя государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Областной клинический центр охраны здоровья шахтёров» (далее – ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров») по доверенности;

<…> – представителя ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» по доверенности;

<…> – директора ООО «Медицинский стиль», а также представителя ООО производственно-коммерческого предприятия «Коммунальные услуги» (далее – ООО ПКП «Коммунальные услуги») по доверенности;

<…> – представителя ООО ПКП «Коммунальные услуги» по доверенности,

рассмотрев дело № 35/А-17-2018, возбужденное по признакам нарушения ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» (652509, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Микрорайон № 7, д.9) и группой лиц, состоящей из ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» (местонахождения обоих участников группы лиц: 652509, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Лесной городок, д.52/2) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

рассмотрев дело № 35/А-17-2018, возбужденное по признакам нарушения ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» (652509, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Микрорайон № 7, д.9) и группой лиц, состоящей из ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» (местонахождения обоих участников группы лиц: 652509, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Лесной городок, д.52/2) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 135-ФЗ),

установила:

31.07.2018 г. приказом Кемеровского УФАС России № 120 возбуждено дело № 35/А-17-2018 по признакам нарушения ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и группой лиц, состоящей из ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» (совместно именуемые – Ответчики), пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в заключении устного соглашения с целью участия и победы ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» в электронных аукционах, проводимых ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» для собственных нужд для закупок одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, котельно-печного топлива (угля каменного марок ДР и ГР), работ по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования, реализация которого могла привести, а также привела к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги».

Определением от 03.08.2018 г. рассмотрение дела № 35/А-17-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 29.08.2018 г. на 14 часов 00 минут.

21.08.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России от ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» поступили пояснения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 35/А-17-2018 исх. 1431 от 21.08.2018 (вх.№ 5284 от 21.08.2018), согласно которым:

по контракту с ООО Строительные технологии» под № 0339100000716000064-0007927-03 необходимость в обслуживании оборудования отсутствовала, в связи с его исправным состоянием;

формирование начальной (максимальной) цены (НМЦ) закупок проводилось в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) и методических рекомендаций, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567;

ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» применялся единообразный подход к участникам торгов, торги проводились конкурентными способами, в связи с чем признаки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ отсутствуют.

22.08.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России от ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» поступили письменные пояснения исх. № 60 от 15.08.2018 и исх. № 14 от 06.08.2018 соответственно, согласно которым:

ООО «Медицинский стиль» указало, что принимало участие в закупках на электронных площадках «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП), ОТС.ru группа электронных площадок. В случае признания победителем торгов по закупкам контракты с ООО «Медицинский стиль» заключались на общих основаниях. Переговоры между ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО «Медицинский стиль» не велись ни на каком уровне, антиконкурентные соглашения не заключались;

ООО ПКП «Коммунальные услуги» указало, что целью его деятельности является извлечение прибыли. Никаких распоряжений, указаний по вопросам производственно-хозяйственной деятельности ООО ПКП «Коммунальные услуги» от руководства  и лично главного врача ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» не получало, переговоры также не велись.

29.08.2018 г. на рассмотрении дела № 35/А-17-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, присутствующие представители Ответчиков, поддержали доводы, изложенные в представленных ранее пояснениях, а также указали следующее:

представители ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров»:

согласно акту Кемеровского УФАС России от 20.05.2018 г., по результатам проверки деятельности ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», проведённой по требованию прокуратуры г. Ленинска-Кузнецкого, в действиях закупочной комиссии ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» при проведении закупок с участием ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» не обнаружено признаков нарушения требований ФЗ № 44-ФЗ;

главный врач ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» уже привлечён к административной ответственности за заключение по результатам закупок договоров с ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги»;

возможно ООО ПКП «Коммунальные услуги» воспользовались подключением к сети «Интернет» через WiFi ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров». Кроме того, у ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» один интернет-провайдер –  ПАО «Ростиелеком», в связи с данными обстоятельствами возможно на электронной площадке отобразился один IP-адрес у ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» при проведении закупок;

при наличии одного участника в закупках из числа Ответчиков, ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» направляло в Кемеровское УФАС России материалы для согласования заключения контрактов по результатам закупок и всегда заключение таких контрактов согласовывалось и никаких нарушений со стороны заказчика, в том числе конфликта интересов, не выявлялись;

помимо ООО «Медицинский стиль», по перечисленным предметам закупок, победителями были также иные хозяйствующие субъекты;

за определение НМЦ отвечает отдел закупок, состоящий из двух сотрудников. Формирование НМЦ по конкретной закупке осуществляется любым из сотрудников данного отдела;

представители ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги»:

ООО ПКП «Коммунальные услуги» заключало договоры не только с  ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», но и с другими заказчиками;

действиям, которые послужили основанием возбуждения рассматриваемого дела, ранее уже дана надлежащая правовая оценка и квалификация, а также назначено предусмотренное законодательством РФ наказание. Привлечение дважды за одно правонарушение запрещено законодательством РФ;

ООО «Медицинский стиль» является производителем товаров, являвшимися предметом закупок, по результатам которых заключались контракты с ООО «Медицинский стиль», в связи с чем договорные отношения имеются не только с ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», но и с иными медицинскими учреждениями, в том числе и за пределами Кемеровской области;

при предоставлении коммерческих предложений ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» для формирования НМЦ закупок  ООО «Медицинский стиль» предоставляло сведения, которые подавало всем своим контрагентам, 99% из которых – это государственные учреждения и госконтракты;

при предоставлении коммерческих предложений для формирования НМЦ  ООО «Медицинский стиль» закладывает в предоставляемые цены на товары риски, связанные с возможным снижением в дальнейшем цены на торгах.

В результате рассмотрения 29.08.2018 г. дела № 35/А-17-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией была установлена необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем, определением от 29.08.2018 рассмотрение дела № 35/А-17-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 08.11.2018 г. на 15 часов 00 минут.

20.09.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России от ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» поступили пояснения по настоящему делу исх. 1698 от 20.09.2018, с приложенными материалами, согласно которым заказчик не обязан хранить и предоставлять контрольным органам запросы к потенциальным поставщикам о предоставлении коммерческих предложений.

Хозяйствующие субъекты, которым направлялись запросы, для формирования НМЦ, выбирались в соответствии с п.37 Методических рекомендаций, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации), а именно:

  • запросы направлялись не менее пяти поставщикам;
  • осуществлялся поиск ценовой информации в реестре заключенных контрактов;
  • осуществлялся сбор и анализ общедоступной ценовой информации.

Сведения о привлекаемых ООО ПКП «Коммунальные услуги» хозяйствующих субъектах и физических лицах для исполнения заключенных контрактов у ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» отсутствуют.

Необходимость привлечения сторонних организаций для обслуживания оборудования и техники (в том числе медицинской) обусловлена срочным ремонтом и заменой деталей, приобретение которых невозможно без проведения торгов конкурентными способами с учётом социально значимой функции ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», в том числе неотложной медицинской помощи населению.

20.09.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили объяснения  ООО «Медицинский стиль» с приложенными материалами, согласно которым, по запросам ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» о предоставлении коммерческих предложений ООО «Медицинский стиль» направляло ценовые предложения на основании утверждённого прайс-листа в организации на произведённую продукцию собственного производства. Цена товара включала стоимость фактических затрат на производство, рентабельность, доставку, погрузочно-разгрузочные работы, расходы на хранение товара, а также риски, связанные со снижением цены аукциона на торгах, НДС.

20.09.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России от ООО ПКП «Коммунальные услуги» поступило сопроводительное письмо с приложенными материалами, касающимися: поступления от ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» запросов коммерческих предложений для формирования НМЦ закупок и предоставления сведений по ним; привлечения ООО ПКП «Коммунальные услуги» сторонних организаций для исполнения контрактов заключенных с  ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» по результатам закупок. А также представлены копии лицензий ООО ПКП «Коммунальные услуги»; копии договоров аренды нежилого помещения от 01.06.2015 г., 01.05.2016 г., 01.04.2017 г.; трудовые договоры по должности инженер электроник.

Определением от 02.11.2018 г. срок рассмотрения дела № 35/А-17-2018 о нарушении антимонопольного законодательства продлён до 30.04.2019 г.

08.11.2018 г  на рассмотрении настоящего дела представители Ответчиков полностью поддержали данные ранее пояснения и доводы, представитель ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» также указал, что сторонние организации привлекаются для ремонта оборудования в связи: с высокой срочностью выполнения работ по ремонту и заменой деталей оборудования; требованиями организаций, оказывающих данные услуги, о 100 % предоплате, тогда как ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» имеет возможность работать лишь по предоплате не выше 30 %; круглосуточным режимом обслуживания оборудования.

По результатам рассмотрения дела № 35/А-17-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, в связи с чем определением от 08.11.2018 г. рассмотрение дела было отложено на 17.12.2018 г. на            14 часов 00 минут.

17.12.2018 г. ООО ПКП «Коммунальные услуги», а также ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» представили возражения на заключение об обстоятельствах настоящего дела, согласно которым:

ООО ПКП «Коммунальные услуги» – не согласно с выводами Комиссии, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие согласованные действия Ответчиков, направленные на ограничение конкуренции. При наличии одного участника в закупках ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» направляло в антимонопольную службу обращения для согласования заключения контрактов, по результатам рассмотрения которых принимались положительные решения и какие-либо нарушения не были выявлены. Кроме того, Кемеровским УФАС России ранее проведена проверка по обстоятельствам, идентичным рассматриваемым в настоящем деле, и по их результатам Главный врач ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» уже привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), следовательно, рассмотрение настоящего дела является повторным;

ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» – 1. по результатам рассмотрения комиссией Кемеровского УФАС России жалоб на закупки ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» в порядке Главы 6 ФЗ № 44-ФЗ, в которых принимали участие ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» не устанавливалось признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2. Главный врач ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» привлечен к административной ответственности за заключение договоров с ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», в действиях закупочной комиссии ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» не было выявлено нарушений, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения;

3. невозможно установить однозначную привязку клиента к IP-адресам;

4. формирование НМЦ закупок проводилось ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, на основании трех и более коммерческих предложений.

При рассмотрении 17.12.2018 г. настоящего дела представители ответчиков полностью поддержали данные при рассмотрении дела доводы и пояснения 

Изучив материалы дела № 35/А-17-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия установила следующее:

По результатам рассмотрения обращения прокуратуры города Ленинска-Кузнецкого от 16.04.2018 № 7-1-2018 приказом Кемеровского УФАС России № 120 от 31.07.2018 возбуждено дело № 35/А-17-2018 по признакам нарушения Ответчиками пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в заключении устного соглашения с целью участия и победы ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» в электронных аукционах, проводимых ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» для собственных нужд для закупок одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, котельно-печного топлива (угля каменного марок ДР и ГР), работ по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования, реализация которого могла привести, а также привела к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги».

Установлено, что закупки в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ, путем проведения торгов в электронной форме, ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» осуществляло посредством электронной площадки «Сбербанк-АСТ».

Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки «Сбербанк-АСТ», а также материалам настоящего дела, ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» с 22.07.2014 г. по 06.03.2018 г. в качестве заказчика было проведено 43 закупки в форме электронных аукционов, в части проведения торгов в рамках данных закупок, участие в которых принимали ООО «Медицинский стиль» ИНН 4223005578 и ООО ПКП «Коммунальные услуги» ИНН 4212125908. Из указанных аукционов 14 были проведены на поставку одноразового операционного белья; 4 на поставку салфеток марлевых медицинских; 5 на поставку перевязочного материала; 4 на поставку комплектов медицинских разовых нестерильных; 5 на поставку котельно-печного топлива (угля каменного марок ДР и ГР); 11 на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования, один из которых (с реестровым номером в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) 0339100000716000210 на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники с источниками ионизирующего излучения  на 2017 год) был отменен. Описание данных закупок содержится в приложении № 1 к настоящему решению.

Установлено, что в аукционах на поставку: одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных принимало участие и было победителем ООО «Медицинский стиль» (за исключением одного аукциона с реестровым номером в ЕИС 0339100000718000022 на поставку комплектов медицинских разовых нестерильных для нужд заказчика на 2018 год). В аукционах на поставку котельно-печного топлива, а также на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования принимало участие и было победителем ООО ПКП «Коммунальные услуги» (за исключением двух аукционов с реестровыми номерами в ЕИС 0339100000717000133 и 0339100000716000064 на выполнение работ: по текущему ремонту эндоскопического оборудования; по техническому обслуживанию технологического оборудования на 2016 год, соответственно).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также выпискам из ЕГРЮЛ, подаваемыми на участие в аукционах ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», участниками ООО «Медицинский стиль», в период проведения указанных выше аукционов, являлись, в том числе: <…>, владеющая 25,2 % доли в уставном капитале, <…>, владеющая 25,4 % доли в уставном капитале, <…> владеющая 25,2 % доли в уставном капитале. Вместе с тем главным врачом ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» является, а также являлся в указанный период, <…>, а указанные выше участники ООО «Медицинский стиль» являются ему родными дочерями.

Кроме того, единственным участником ООО ПКП «Коммунальные услуги» является ООО «Медицинский стиль».

В рамках рассмотрения настоящего дела и в соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ № 135-ФЗ был проведен анализ состояния конкуренции, по результатам которого составлен отчет в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. В результате проведения указанного анализа установлено следующее:

  1. временной интервал исследования определен периодом: с даты опубликования первого извещения – 22.07.2014 г., до даты проведения исследования – 05.11.2018 г.
  2. предмет торгов: поставка одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, котельно-печного топлива (угля каменного марок Др и Гр), а также на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования для нужд ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров».
  3. состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах определен в Приложении № 1 к аналитическому отчету. Вместе с тем, участниками всех рассматриваемых аукционов были ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» имеющие конфликт интересов с заказчиком рассматриваемых торгов.

Согласно части 2 статьи 69 ФЗ № 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

ООО ПКП «Коммунальные услуги», ООО «Медицинский стиль» в своих заявках на участие в закупках, заказчиком которых было ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, декларировали отсутствие с заказчиком конфликта интересов.

Согласно требованиям части 9 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В силу части 6.1 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Таким образом, у ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ООО «Медицинский стиль» с заказчиком закупок – ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» имел место конфликт интересов, в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Установлено, что контракты по вышеперечисленным закупкам заключались от ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» в лице главного врача <…>; от ООО «Медицинский стиль» в лице директора <…>; от ООО ПКП «Коммунальные услуги» в лице генерального директора <…>.

Согласно пунктам 6.1.1, 6.1.2 Положения о единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФГЛПУ «НКЦ ОЗШ» (ранее ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» являлось федеральным государственным бюджетным лечебно-профилактическим учреждением «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров»), утвержденного директором 06.10.2006 г. (далее – Положение о единой комиссии), единая комиссия обязана проверять соответствие участников размещения заказа предъявляемым к ним требованиям, установленным законодательством РФ и конкурсной документацией, запросом котировок; не допускать участника размещения заказа к участию в конкурсе или запросе котировок в случаях, установленных законодательством РФ о размещении заказов.

В соответствии с пунктом 6.3.1 Положения о единой комиссии члены единой комиссии обязаны знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства РФ и Положения о единой комиссии.

Пунктами 6.1.1, 6.1.2 Положения о единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ГАУЗ КО ОКЦОЗШ, утвержденного Главным врачом ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» 01.07.2016 г. (далее – Положение о единой комиссии 2), единая комиссия обязана осуществлять проверку соответствия участников закупки предъявляемым к ним требованиям, установленным законодательством РФ, закупочной документацией, Положением о закупке товаров, работ, услуг, в том числе:

  • проверять соответствие участников закупок требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
  • проверять правомочность участника закупки заключать контракт;

отказывать в допуске участникам закупки в случаях, установленных законодательством РФ, закупочной документацией, Положением о закупке товаров, работ и услуг.

В силу пункта 6.3.1 Положения о единой комиссии 2 члены единой комиссии обязаны знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства РФ и Положения о единой комиссии 2.

Все члены единой комиссии ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» прошли необходимую подготовку и соответствовали требованиям предъявляемым ФЗ № 44-ФЗ к членам закупочной комиссии заказчика, т.е. имели соответствующую квалификацию, что подтверждается пояснениями ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», а также копиями представленных документов.

В связи с вышеизложенным, единой комиссией заказчика допускались к участию в указанных выше закупках, а также заказчиком заключались контракты по результатам данных закупок с ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ООО «Медицинский стиль» при наличии конфликта интересов у данных участников закупок по отношению к заказчику, в нарушение требований части 9 статьи 31 и части 6.1 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно пояснениям <…>, являвшейся председателем единой комиссии ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» до 29.06.2017 г., всем членам единой комиссии при рассмотрении заявок ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ООО «Медицинский стиль» было известно о наличии у данных участников конфликта интересов с заказчиком и предоставлении данными участниками недостоверных сведений в заявках на участие в закупках относительно его отсутствия. О конфликте интересов у данных участников с заказчиком было известно также и Главному врачу ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» <…>, поскольку <…> ему неоднократно об этом в устной форме докладывала с момента введения пункта 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с пояснениями <…> о том, что участниками ООО «Медицинский стиль» являются его дочери, а также о том, что единственным участником ООО ПКП «Коммунальные услуги» является ООО «Медицинский стиль» он знал, однако о том, что в ФЗ № 44-ФЗ имеются требования об отсутствии у участников закупок конфликта интересов по отношению к заказчику узнал только при прокурорской проверке в марте 2018 г.

В соответствии с материалами, представленными оператором электронной площадки «Сбербанк-АСТ», ООО ПКП «Коммунальные услуги» подавало заявки на участие в указанных аукционах, делало ценовые предложения на торгах, заключало контракты по результатам закупок с IP-адреса 87.103.215.106. С данного IP-адреса также заключались контракты заказчиком – ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров». Согласно сведениям представленным интернет-провайдером ПАО «Ростелеком» IP-адрес 87.103.215.106 предоставлен ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров». Описание закупок, в части сведений об IP-адресах их участников и заказчика, содержатся в приложении № 2 к настоящему решению.

Согласно материалам дела, при формировании НМЦ закупок, в которых принимало участие ООО «Медицинский стиль», а также закупок на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования, в которых принимало участие ООО ПКП «Коммунальные услуги», заказчик – ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», использовал метод сопоставимых рыночных цен путем запроса коммерческих предложений. При этом одно их трех коммерческих предложений заказчик получал соответственно от ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги». Таким образом, ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» принимали участие в формировании НМЦ закупок, в которых в последующем являлись участниками и победителями. Кроме того, согласно сведениям, представленным ООО «Медицинский стиль», данный участник торгов закладывал в предоставляемые в коммерческих предложениях, для формирования НМЦ, суммы, риски, связанные с возможным снижением в дальнейшем цены на торгах, т.е. предоставлял изначально завышенную цену. Использование ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» завышенных НМЦ при проведении закупок на поставку одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, подтверждается также, очень большим снижением НМЦ на торгах при проведении подавляющего большинства данных закупок.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО ПКП «Коммунальные услуги», ООО «Медицинский стиль» и ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» содержатся признаки наличия соглашения, заключенного с целью участия и победы ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ООО «Медицинский стиль» в электронных аукционах, проводимых ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» для собственных нужд для закупок одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, котельно-печного топлива (угля каменного марок Др и Гр), работ (услуг) по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования. Данные выводы подтверждаются следующими фактами:

  1. наличие продолжающейся противоправной и идентичной модели поведения единой комиссии и Главного врача ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» при проведении ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» электронных аукционов, выразившейся в том, что несмотря на необходимость, в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ и Положения о единой комиссии, отказывать ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ООО «Медицинский стиль» в допуске к участию в электронных аукционах, а также не допускать заключения контрактов по результатам закупок, в связи с наличием конфликта интересов у данных участников с заказчиком, данные участники допускались единой комиссией  ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» к участию в электронных аукционах на протяжении длительного периода времени, как минимум с 19.08.2014 г. (дата подведения итогов электронного аукциона с реестровым номером в ЕИС 0339100000714000219 на поставку котельно-печного топлива (угля каменного марки Др)) по 06.03.2018 г. (дата подведения итогов электронного аукциона с реестровым номером в ЕИС 0339100000718000022 на поставку комплектов медицинских разовых нестерильных для нужд ГАУЗ КО ОКЦОЗШ на 2018 год), а также с ними заключались контракты по результатам закупок в указанный период. Вместе с тем, с учетом пояснений Анненковой Т.А., являвшейся председателем единой комиссии ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» до 29.06.2017 г., и пояснений Главного врача ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», а также учитывая: что все члены единой комиссии заказчика имели необходимую квалификацию для проведения закупок в качестве данных должностных лиц заказчика; наличие прямых требований нормативных актов ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», обязывающих членов закупочной комиссии проверять соответствие участников закупок требованиям законодательства РФ, т.е. члены единой комиссии заказчика, в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, обязаны были знать об указанном конфликте интересов и не допускать данных участников к участию в закупках; тот факт, что ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ООО «Медицинский стиль» к заявкам на участие в закупках прикладывались выписки из ЕГРЮЛ, Комиссия приходит к выводу, что все члены единой комиссии и Главный врач ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» знали о наличии указанного конфликта интересов;
  2. наличие тесных и устойчивых связей между ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», обусловленных родственными отношениями между Главным врачом ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и участниками ООО «Медицинский стиль», владеющими в совокупности 75,8 % доли в уставном капитале данного хозяйствующего субъекта, являющегося при этом единственным участником ООО ПКП «Коммунальные услуги»;
  3. использование инфраструктуры заказчика – ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», участником электронных аукционов – ООО ПКП «Коммунальные услуги», что подтверждается фактом подачи заявок на участие в аукционах, подачи ценовых предложений на торгах, заключений контрактов по результатам закупок с IP-адреса 87.103.215.106, владельцем которого является  ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров»;
  4. формирование НМЦ закупок с помощью ООО «Медицинский стиль» и  ООО ПКП «Коммунальные услуги», в которых в последующем данные хозяйствующие субъекты являлись участниками и, в подавляющем большинстве случаев, победителями;
  5. предоставление ООО «Медицинский стиль» коммерческих предложений ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», для формирования НМЦ закупок, с завышенной стоимостью товаров, с целью снижения негативных последствий при проведении торгов от понижения цены контракта на торгах.

Вышеописанная система взаимоотношений Ответчиков обеспечивала предоставление преимущественных условий для ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», поскольку данные участники не должны были допускаться к участию в закупках и с ними не должны были заключаться контракты ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» по результатам закупок, в связи с несоответствием данных лиц требованиям ФЗ № 44-ФЗ, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении равенства участников закупки и баланса интересов участников закупки и заказчика при проведении закупок и, следовательно, об ограничении конкуренции.

При таких обстоятельствах действия Ответчиков, выразившиеся в заключении и реализации устного соглашения, с целью участия и победы ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» в электронных аукционах, проводимых ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» для собственных нужд для закупок одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, котельно-печного топлива (угля каменного марок ДР и ГР), работ по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования, которое могло привести, а также привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» при проведении указанных закупок, вступают в противоречие с требованиями пункта 1 частью 1  статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются:

  • анализом документов (информации), представленных прокуратурой города Ленинска-Кузнецкого, оператором электронной площадки «Сбербанк-АСТ», ПАО «Ростелеком» и др.;
  • прямыми и косвенными доказательствами, полученными в ходе рассмотрения обращения прокуратуры города Ленинска-Кузнецкого от 16.04.2018 № 7-1-2018;
  • документами (информацией), представленными по запросам и определениям Кемеровского УФАС России при рассмотрении настоящего дела;
  • результатами проведения анализа состояния конкуренции.

Комиссия считает доводы Ответчиков несостоятельными в связи со следующим:

        1. Довод ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» о том, что применялся единообразный подход к участникам торгов не соответствует действительности, поскольку при наличии оснований для отказа ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» в допуске к участию в закупках, данные хозяйствующие субъекты к торгам допускались и с ними заключались договоры по результатам закупок в течении достаточно продолжительного времени.
        2. Ссылки Ответчиков на иные ненормативные акты Кемеровского УФАС России, согласно которым в действиях ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» не было выявлено нарушений не имеют значения, поскольку не опровергают выводов сделанных Комиссией по настоящему делу.
        3. Ссылка на тот факт, что Главный врач ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» уже привлечен к административной ответственности за заключение по результатам закупок договоров с ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» не имеет значения, поскольку данное должностное лицо было привлечено за нарушения требований ФЗ № 44-ФЗ при проведении закупок, в то время как в настоящем деле вменяется в вину нарушение требований ФЗ № 135-ФЗ, а нарушения ФЗ № 44-ФЗ, за которые Главный врач ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» уже привлечен к административной ответственности используются в настоящем деле в качестве доказательств наличия антиконкурентного соглашения.
        4. Обоснование о наличии одного IP-адреса у ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» возможным подключением к сети «Интернет» через WiFi заказчика, а также наличием у данных хозяйствующих субъектов одного интернет-провайдера – ПАО «Ростиелеком», несостоятельно, поскольку в соответствии с представленными материалами,  ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» находятся в одном помещении, при этом ООО ПКП «Коммунальные услуги» арендует у ООО «Медицинский стиль» помещение. Договор на предоставление услуг связи имеется только у ООО «Медицинский стиль». Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» IP-адреса данных участников при участии в торгах не совпадали. Совпадения есть только у ООО ПКП «Коммунальные услуги» и ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», причем по всем торгам, в которых заказчиком было ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и принимало участие ООО ПКП «Коммунальные услуги». Кроме того, согласно пояснениям ПАО «Ростиелеком», ООО «Медицинский стиль», в рамках предоставляемых услуг Кемеровским филиалом ПАО «Ростиелеком», не имеет возможности выйти в сеть «Интернет» со своего адреса местонахождения с использованием статического IP-адреса 87.103.215.106, предоставляемого ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров».
        5. Довод о том, что при наличии одного участника в закупках из числа Ответчиков, ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» направляло в Кемеровское УФАС России материалы для согласования заключения контрактов по результатам закупок и всегда заключение таких контрактов согласовывалось и никаких нарушений со стороны заказчика, в том числе конфликта интересов, не выявлялись, не имеет значения, поскольку не опровергает выводов Комиссии по настоящему делу. Данный факт подтверждает лишь то обстоятельство, что на момент рассмотрения сотрудниками Кемеровского УФАС России указанной информации нарушения не были выявлены.
        6. Довод о том, что помимо ООО «Медицинский стиль», по перечисленным предметам закупок, победителями были также иные хозяйствующие субъекты не имеет значения, поскольку не опровергает выводов Комиссии по настоящему делу. Кроме того, согласно сведениям, представленным  ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» из 39 закупок, проведенных данным заказчиком в период с 01.06.2015 г. по 01.03.2018 г., предметом которых были: поставка одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, котельно-печного топлива; выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования, контракты по результатам 36 таких закупок (т.е. подавляющее большинство из проведенных закупок) были заключены с ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги».
        7. Довод о том, что ООО ПКП «Коммунальные услуги» заключало договоры не только с ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», но и с другими заказчиками, не имеет значения, поскольку не опровергает выводов Комиссии по настоящему делу. В рамках рассмотрения настоящего дела имеют значение закупки и контракты, которые проводились и заключались именно ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», поскольку ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» допускались к участию в таких закупках, с ними подписывались контракты по результатам таких закупок, в отсутствие законных оснований.
        8. Комиссия считает, что собранные по делу доказательства однозначно свидетельствуют о наличии между Ответчиками устного соглашения.
        9. Один IP-адрес у ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» свидетельствует об использовании данными лицами инфраструктуры ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», поскольку владелец данного IP-адреса указал, что данный адрес является статическим и выделен исключительно ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», следовательно возможность использования данного IP-адреса иным лицом, в случае нахождения данного лица за пределами местонахождения ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», исключено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ФЗ № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Статьей 6 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ необходимо применять с учетом закрепленных в части 1 статьи 1, статьи 6, части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует ограничениям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ. Из системного толкования перечисленных норм, следует, что наличие конфликта интересов заказчика с участниками закупки может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преимуществ одному из участников, а значит к ограничению конкуренции, что является препятствием для достижения целей при проведении закупок, установленных перечисленными нормами ФЗ № 44-ФЗ (данный подход о наличии в действиях заказчика и участников ограничения конкуренции, согласуется с мнением Президиума Верховного Суда РФ, отраженном в пунктах 3, 4 Обзора судебной практики, утвержденном 28.09.2016 г.).

Реализация соглашения ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО «Медицинский стиль», ООО ПКП «Коммунальные услуги» привела к ограничению конкуренции, выразившемуся в нарушении порядка определения победителя торгов, в которых ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» были признаны победителями торгов либо являлись единственными участниками, поскольку по указанным выше основаниям не должны были быть допущены к участию в данных торгах.

Кроме того, реализация соглашения ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО «Медицинский стиль», ООО ПКП «Коммунальные услуги» привела к созданию преимущественных условий участия ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» в закупках, проводимых ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», а также  нарушению равенства участников закупки, поскольку данные участники допускались к участию в указанных закупках и заключали контракты по результатам их проведения, при наличии конфликта интересов с заказчиком и наличия оснований для отказа в допуске к участию в данных закупках.

В силу пункта 7 статьи 4 ФЗ № 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 ФЗ № 135-ФЗ под признаками ограничения конкуренции понимаются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе, тем более между заказчиком и участниками, нарушают запреты антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 18 статьи 4 ФЗ № 135-ФЗ соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Сведения о наличии письменного соглашения между ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и группой лиц, состоящей из ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги» отсутствуют. Вместе с тем из совокупности имеющихся материалов следует, что между данными лицами заключено соглашение в устной форме. Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено. О наличии устного соглашения свидетельствует, в том числе, модель поведения перечисленных хозяйствующих субъектов и заказчика и его должностных лиц при проведении закупок, описная выше.

В отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о существовании между указанными выше хозяйствующими субъектами устного соглашения, сделан с учетом совокупности всех имеющихся в деле доказательств, а именно:

  1. наличием продолжающейся противоправной и идентичной модели поведения единой комиссии и Главного врача ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» при проведении электронных аукционов, проводимых ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» в которых участвовали ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», выразившейся в том, что несмотря на необходимость, в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ, отказывать указанным хозяйствующим субъектам в допуске к участию в электронных аукционах, а также не допускать заключения с ними контрактов по результатам закупок, в связи с наличием конфликта интересов у данных участников с заказчиком, указанные участники допускались единой комиссией ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» к участию в электронных аукционах на протяжении длительного периода времени, как минимум с 19.08.2014 г. по 06.03.2018 г., а также Главным врачом заказчика с ними заключались контракты по результатам закупок, проведенных в указанный период;
  2. наличие тесных и устойчивых связей между ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», обусловленных родственными отношениями между Главным врачом ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» и участниками ООО «Медицинский стиль», владеющими в совокупности 75,8 % доли в уставном капитале данного хозяйствующего субъекта, являющегося при этом единственным участником ООО ПКП «Коммунальные услуги»;
  3. использование инфраструктуры заказчика – ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», участником электронных аукционов – ООО ПКП «Коммунальные услуги», что подтверждается фактом подачи заявок на участие в аукционах, подачи ценовых предложений на торгах, заключений контрактов по результатам закупок с IP-адреса 87.103.215.106, владельцем которого является ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров»;
  4. формирование НМЦ закупок с помощью ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», в которых в последующем данные хозяйствующие субъекты являлся участниками и, в подавляющем большинстве случаев, победителями;
  5. предоставление ООО «Медицинский стиль» коммерческих предложений ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», для формирования НМЦ закупок, с завышенной стоимостью товаров, с целью снижения негативных последствий при проведении торгов от понижения цены контракта на торгах.

В связи с вышеизложенным Комиссия приходит к выводу о заключении ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» с группой лиц, состоящей из ООО «Медицинский стиль» и ООО ПКП «Коммунальные услуги», устного соглашения, реализация которого могла привести, а также привела к ограничению конкуренции и предоставлению преимуществ ООО «Медицинский стиль»  и ООО ПКП «Коммунальные услуги» при проведении ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» закупок одноразового операционного белья, салфеток марлевых медицинских, перевязочного материала, комплектов медицинских разовых нестерильных, котельно-печного топлива (угля каменного марок ДР и ГР), работ по техническому обслуживанию медицинской техники и технологического оборудования, а также участии в данном соглашении и его реализации указанными хозяйствующими субъектами, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ.

Поскольку по результатам проведения, рассмотренных в рамках настоящего дела, закупок заключены договоры, Комиссия считает, что основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров» ИНН 4212007870, ООО «Медицинский стиль» ИНН 4223005578, ООО ПКП «Коммунальные услуги» ИНН 4212125908 нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области для решения вопроса о возбуждения административного производства.

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны