Решение №03.07.2013 09/5244 Решение по делу № 35/А-14-2013 в отношении ЗАО «МАКС» от 7 марта 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена «19» июня  2013 г.                              г. Кемерово

Решение изготовлено в полном объеме « 03 »  июля  2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

Клостер Е.А. -

заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

 

Каминской Е.Б. -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

Лисиной А.С.-

начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Ломакиной М.Б. -

специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

 

при участии:

 -<…> – представителя Открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» по доверенности (далее по тексту – ОАО «АльфаСтрахование») (от 01.01.2013г., №0916/13);

-<…> – директора Кемеровского филиала Закрытого акционерного общества «МАКС» (далее – ЗАО «МАКС»), представитель ЗАО «МАКС»  по доверенности (от 01.01.2013г., № 14(А));

-<…> - представителя ЗАО «МАКС» по доверенности (от 26.04.2013г., № 929(А));

-<…> – начальника юридического отдела Муниципального бюджетного учреждения «Кемавто» (далее - МБУ «Кемавто») по доверенности (от 15.01.2013г., б/н);

-<…> – представителя  МБУ «Кемавто» по доверенности (от 11.06.2013г., б/н),

 

рассмотрев дело  № 35/А-14-2013, возбужденное по признакам нарушения ЗАО «МАКС» (<…>)  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее по тексту -  ФЗ «О защите конкуренции»),

 

                                     УСТАНОВИЛА:

 

18.12.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление ОАО «АльфаСтрахование» на действия ЗАО «МАКС» по необоснованному занижению цены контракта при участии в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее по тексту – ОСАГО), заказчиком которого выступало МБУ «Кемавто».

Из  заявления  следует, что ЗАО «МАКС» при участии в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств указало цену контракта -   338 586 рублей 30 копеек, что не соответствует цене контракта, установленной в пункте 4.8 Извещения о проведении запроса котировок – 338 586 рублей 50 копеек. По мнению заявителя, ЗАО «МАКС»  при расчете предлагаемой цены на оказание услуг по ОСАГО умышленно занизило цену контракта, в результате чего было признано победителем  запроса котировок.

Приказом Кемеровского УФАС России от 29.03.2013 № 97 было возбуждено дело № 35/А-14-2013 по признакам нарушения ЗАО «МАКС» части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 02.04.2013г. рассмотрение дела № 35/А-14-2013 было назначено на  30.04.2013г. на  16 часов 00 минут. Копии определения и приказа были направлены в адрес ЗАО «МАКС» и заявителя заказными письмами с уведомлением о вручении.

26.04.2013г. в адрес Кемеровского УФАС России были представлены письменные пояснения ЗАО «МАКС» (исх. № А-20-08/4851 от 26.04.2013г.), из которых следует, что при определении цены контракта (338 586 рублей 50 копеек) заказчиком МБУ «Кемавто» применен метод округления числа в большую сторону, что является неверным.

На заседании комиссии, состоявшемся 30.04.2013г., представителем ЗАО «МАКС» было заявлено устное ходатайство о необходимости привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о существенных условиях муниципального контракта (требованиях к качеству товара, расчет цены муниципального контракта), заключаемого по результатам  запроса котировок на оказание услуг по ОСАГО от 12.12.2012г. № 0139300032512002204, муниципального заказчика МБУ «Кемавто».

Рассмотрев заявленное ходатайство, Кемеровское УФАС России приняло решение об его удовлетворении, о чем было вынесено соответствующее определение. Копия определения была направлена в адрес МБУ «Кемавто» заказным письмом с уведомлением о вручении.

Определением от 30.04.2013г. рассмотрение дела № 35/А-14-2013 было отложено на 11.06.2013г. на 11 часов 00 минут. Копия определения об отложении дела была направлена в адрес ЗАО «МАКС», заявителя заказными письмами с уведомлением о вручении.

11.06.2013г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство  ОАО «АльфаСтрахование» о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, Кемеровское УФАС России приняло решение об его удовлетворении.

11.06.2013г. состоялось заседание Комиссии, представитель ЗАО «МАКС» в подтверждение своей позиции представил «Стандарт IEEE754», который разработан ассоциацией IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) и используется для представления действительных чисел (чисел с плавающей точки) в двоичном коде.

В связи с получением запрашиваемой информации не в полном объеме, Комиссия Кемеровского УФАС России по делу № 35/А-14-2013 объявила перерыв до 13 часов 00 минут 19.06.2013г.  

19.06.2013г. состоялось заседание Комиссии, в ходе рассмотрения представитель ОАО «АльфаСтрахование»  требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Представители МБУ «Кемавто» поддержали, представленные в адрес Кемеровского УФАС России письменные пояснения.  

Представитель ЗАО «МАКС» пояснил, что  не согласен с вменяемым правонарушением, поскольку отсутствие закрепления на законодательном уровне методов округления означает установленную возможность участников договорных отношений в пределах минимума, который возможен при округлении, регулировать свои взаимоотношения на основе обычаев делового оборота.

Изучив материалы дела № 35/А-14-2013, заслушав пояснения представителей ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «МАКС» и МБУ «Кемавто», участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

 29.11.2012г. Управлением муниципального заказа администрации города Кемерово на официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено, извещение о проведении запросов котировок № 0139300032512002204 (заказчик МБУ «Кемавто»). Предметом контракта являлось оказание услуг по ОСАГО в соответствии с тарифами и условиями, установленными законодательством РФ. Ценой контракта являлась страховая премия, которая состоит из суммы страховых премий по каждому объекту страхования. В цену контракта включены транспортные расходы, налоги, таможенные пошлины, страхование и другие обязательные платежи. Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта в размере 338 586 рублей 50 копеек, формирование цены контракта осуществлялось на основании данных, представленных страховыми компаниями (ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ОАО «Государственная страховая Компания «ЮГОРИЯ»).

Согласно Протоколу  рассмотрения и оценки котировочных заявок от 12.12.2012 № 2204 комиссия рассмотрела поступившие котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировочных цен, и выбрала победителя - ЗАО «МАКС», предложившего цену муниципального  контракта ниже остальных участников, а именно - 338 586 рублей 30 копеек. Второй номер  в проведении запроса котировочных цен был присвоен ОАО «АльфаСтрахование».

 20.12.2012г. между Заказчиком - МБУ «Кемавто» и ЗАО «МАКС» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств.

 Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – ФЗ «Об ОСАГО») страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

 Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

 Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в  соответствии с требованием  ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО».

 Согласно п.6 ст.9 ФЗ «Об ОСАГО» страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщик не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ № 739).

Таким образом, страховая премия по вышеуказанным котировкам  должна была быть определена участниками конкурса в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО» и страховыми тарифами по ОСАГО владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 739.

В процессе рассмотрения дела Кемеровским УФАС России были направлены запросы в адрес филиала г. Кемерово ОАО «Страховая группа МСК», Кемеровского филиала ОАО «Государственная страховая Компания «ЮГОРИЯ», Кемеровского филиала ОАО «СОГАЗ» с целью узнать, является ли цена контракта 338 586,30 руб. (наименьшая среди других участников котировок), предложенная участниками ЗАО «МАКС» при проведении запроса котировок № 0139300032512002204 на ОСАГО и позволившая стать победителем котировок, преимуществом при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования. Также компании должны были разъяснить какой метод округления необходимо использовать при расчете цены муниципального контракта, представленной в котировочной заявке при проведении запроса котировок № 0139300032512002204 от 12.12.2012г.

Из ответа Кемеровского филиала ОАО «СОГАЗ» (исх. № СГФ 45-318 от 10.06.2013г.) следует, что цена победителя ЗАО «МАКС» сформирована с применением математического округления в меньшую сторону до второго знака после запятой. Подобная методика противоречит сложившейся в Российской Федерации деловой практике, прописанной в пункте 3 Письма Министерства финансов Российской Федерации от 04.12.1997 № 24-11/05. ОАО «СОГАЗ» в своей котировочной заявке использовала метод математического округления в сторону увеличения до двух знаков после запятой.

Из ответа филиала г. Кемерово ОАО «Страховая группа МСК» (б/н, б/д) следует, что в соответствии статьей 9 Федерального закона РФ об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002г. страховая премия по договорам страхования рассчитывается как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов согласно единому калькулятору, страховщики не вправе применять иные ставки и (или) коэффициенты, за исключением тех, что установлены страховыми тарифами.

Ответ от Кемеровского филиала ОАО «Государственная страховая Компания «ЮГОРИЯ» в адрес Кемеровского УФАС России в указанный срок не поступил, запрос был направлен повторно.

Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств Заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна была быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств Заказчика является нарушением постановления Правительства РФ № 739.

Согласно пункту  9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14 ФЗ  «О защите конкуренции».

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия  Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 35/А-14-2013 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что при расчете страховой премии    ЗАО «МАКС» в нарушение постановления Правительства N 739 занизило суммы страховых премий путем округления в меньшую сторону, что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которое может причинить убытки другим конкурентам. Вопреки арифметическому правилу округления чисел ЗАО «МАКС» уменьшило сумму страховой премии с 338 586 рублей 50 копеек  до 338 586 рублей 30 копеек с целью получения преимущества при участии в запросе котировок №  0139300032512002204, что  повлияло на решение конкурсной комиссии при выборе победителя котировок - ЗАО «МАКС», как участника конкурса, предложившего наименьшую цену муниципального контракта.

Таким образом, неправильность округления заключалась в том, что по 20 транспортным средствам страховая премия должна была округляться по правилам математики, что и было сделано другими участниками конкурса.     ЗАО «МАКС» суммы, получившиеся в результате умножения коэффициентов, округляло в меньшую сторону.

Следовательно, действия ЗАО «МАКС», являются недобросовестной конкуренцией, и являются нарушением части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Предписание ЗАО «МАКС» выдавать нецелесообразно, в связи с окончанием проведения запроса котировок № 0139300032512002204 и исполнением  государственного контракта.

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия ЗАО «МАКС» нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», что привело к уменьшению цены контракта и получению преимуществ перед другими субъектами страховой деятельности.

2. Предписание ЗАО «МАКС» не выдавать, в связи с окончанием проведения запроса котировок №  0139300032512002204 и исполнением государственного контракта.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                      Е.А. Клостер

 

Члены Комиссии:                                                                                  Е.Б. Каминская

                                                                                                                А.С. Лисина

                                                                                                                М.Б.Ломакина

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны