Решение б/н Решение по жалобе № 06/05-18.1-2018 от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 06/05-18.1-2018

 

«05» февраля  2018 г.                                                                                      г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя комиссии:

 

 

Членов комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

при ведении  аудиозаписи заседания Комиссии,

 

при участии:

- <…> - представителя АО «Производственное объединение Водоканал» г. Прокопьевска (доверенность № 153  от <…> г.),

- <…> - представителя АО «Производственное объединение Водоканал» г. Прокопьевска (доверенность № 152  от <…> г.),

- <…> - представителя ООО «Водо-Учёт» (доверенность № 6 от <…> г.),

 

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водо-Учёт» и материалы жалобы  № 06/05-18.1-2018,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

25.01.2018 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба общества с ограниченной ответственностью «Водо-Учёт» (далее – ООО «Водо-Учёт», Заявитель) (вх. № 325 э) на действия заказчика – акционерного общества «Производственное объединение Водоканал» г. Прокопьевск (далее – АО «ПО Водоканал», Заказчик) при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на поставку коагулянта (полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC®20) для нужд АО «ПО Водоканал» г. Прокопьевска. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 20.12.2017 г. под № 31705912155 (далее – Закупка).

По мнению заявителя, Заказчик осуществил закупку с нарушением требований  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке заказчика, а именно, был нарушен принцип информационной открытости закупки, в закупочной документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, отсутствует значимость критериев оценки, произведен неправомерный расчет показателя по критерию «цена товара», а также с нарушением требований Положения о закупках Заказчика.                

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 26.01.2018 г. № 05/850 рассмотрение жалобы № 06/05-18.1-2018 было назначено на 05.02.2018 года в 14 часов 30 минут. Данное уведомление было направлено посредством  электронной почты в адреса: АО «ПО Водоканал» и ООО «Водо-Учёт».

30.01.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России от заказчика - АО «ПО Водоканал» поступили запрошенные документы и сведения по жалобе ООО «Водо-Учёт», касающиеся проведения данного конкурса (вх. № 527).

05.02.2018 г. от  АО «ПО Водоканал» в адрес Кемеровского УФАС России поступил отзыв на жалобу ООО «Водо-Учёт».

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 06/05-18.1-2018 05.02.2018 г. представитель заявителя поддержал доводы, ранее изложенные в  жалобе, и отметил, что вместо четырех протоколов, которые должны быть составлены в ходе данной закупки, фактически были составлены и опубликованы в Единой информационной системе только два протокола. В составленных протоколах не в полном объеме отражена информация, являющаяся обязательной для включения в данные протоколы, как указано в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ПО Водоканал».

Также, представитель Заявителя обратил внимание на отсутствие в Документации Заказчика порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и проведении оценки заявок только по двум из четырех критериев оценки определенных Документацией Заказчика по рассматриваемой закупке.

Представители АО «ПО Водоканал» на заседании Комиссии указали, что при проведении данной закупки заказчик строго руководствовался требованиями Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ПО Водоканал», а доводы ООО «Водо-Учёт» указанные в жалобе являются необоснованными.

Также, представители АО «ПО Водоканал» пояснили, что в процессе проведения конкурса ООО «Водо-Учёт» не обращался к заказчику с просьбой о разъяснении критериев оценки заявок, условий конкурса и его результатов. При проведении данного конкурса Заказчик объединил несколько протоколов в один протокол, что не запрещено законодательством.

Кроме того, представители заказчика отметили, что поскольку два критерия оценки заявок, а именно, сроки поставки товара и сроки предоставления гарантии качества являлись идентичными у обоих участников, то для подведения итогов были выбраны остальные два критерия и прежде всего цена товара.  Договор по результатам рассматриваемой закупки с победителем не заключен.

 

Подробно доводы Заказчика закупки изложены в отзыве на жалобу ООО «Водо-Учёт» (вх. №  667  от  05.02.2018).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 06/05-18.1-2018 и заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Проведение открытого конкурса на право заключения договора на поставку коагулянта (полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC®20), назначено в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг заказчика на 2018 год,   размещенным на Официальном сайте, что подтверждается скриншотом с данного сайта.

Приказом генерального директора АО «ПО Водоканал» от 29.12.2014 г. № 2224 «О комиссии по проведению конкурентных способов закупки Т.М.Ц.» создана и утверждена Центральная конкурсная комиссия для осуществления закупочной деятельности по размещению заказов и проведению процедур закупок для нужд вышеуказанного хозяйствующего субъекта (далее – Закупочная комиссия) в составе 5 человек.

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг  для нужд АО «ПО Водоканал», утвержденным решением Совета директоров АО «ПО Водоканал» (протокол от 21.12.2016 г. № 7/16  (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Порядок и условия осуществления процедуры закупки посредством проведения конкурса регулируются  разделом 5 Положения о закупках.

Документация о закупке путем проведения открытого конкурса и порядок заключения договора по результатам проведения конкурса на поставку коагулянта (полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC®20) для нужд АО «ПО Водоканал» г. Прокопьевска разработана в соответствии с Положением о закупках и утверждена  техническим директором АО «ПО Водоканал» 25.11.2017 г. (далее – Документация).

20.12.2017 г. заказчиком - АО «ПО Водоканал» на Официальном сайте было размещено извещение № 31705912155 о проведении закупки способом открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора  на поставку коагулянта (полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC®20) для нужд АО «ПО Водоканал» г. Прокопьевска.  

В соответствии с извещением, опубликованным на Официальном сайте:

- дата и время начала подачи заявок на участие в конкурсе:  21.12.2017 г.  08:00 (время местное);

- дата и время вскрытия конвертов с заявками – 10.01.2018 г. 14:00 (время местное);

- дата и место рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участников в конкурсе (подведения итогов)  – 10.01.2018 г. в 14:30   (время местное).

Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляла  3 600 000, 00 руб., в том числе НДС.    

В соответствии с протоколом от 10.01.2018 № б/н совещания центральной конкурсной комиссии АО «ПО Водоканал» на момент окончания срока подачи заявок по лоту № 2 были получены 2 (две) заявки, а именно: заявка ООО «Водо-Учёт» (г. Новосибирск) и заявка ООО «Метахим» (г. Москва).

Как следует из вышеуказанного протокола, центральная конкурсная комиссия  приняла следующее решение: провести переторжку в заочной форме. Участникам конкурса предлагается улучшить любые условия, предлагаемые в заявке. Свои предложения в электронной форме направлять до 24:00 21.01.2018 г.

Согласно протоколу совещания центральной конкурсной комиссии АО «ПО Водоканал» от 22.01.2018 г. № б/н  рассмотрены поступившие по лоту № 2 заявки участников конкурса: ООО «Водо-Учёт» и ООО «Метахим». Проведена оценка заявок по критериям и определен победитель.   

Из данного протокола следует, что по итогам оценки заявок, заявка ООО «Водо-Учёт» набрала 60,0%, заявка ООО «Метахим» - 60,5%.

Центральная конкурсная комиссия постановила следующее: в связи с тем, что ООО «Метахим» (г. Москва) в результате переторжки набрало наибольшее количество процентов, осуществить закупку товара у ООО «Метахим» (г. Москва).

По состоянию на 05.02.2018 г. договор на поставку коагулянта (полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC®20) для нужд заказчика между АО «ПО Водоканал» и ООО «Метахим» не заключен.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки.

В пункте 5.15 раздела 5 Положения о закупках установлено следующее: наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие  в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В процессе рассмотрения жалобы № 06/05-18.1-2018  Комиссией установлено, что в протоколах, составленных центральной конкурсной комиссией Заказчика, а именно: в протоколе вскрытия конвертов от 10.01.2018 г. № б/н и в протоколе  оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 22.01.2018 г. № б/н, составленном после процедуры переторжки, отсутствуют условия исполнения  контракта, указанные в заявках и являющиеся критериями оценки заявок, в том числе, цена товара. В вышеназванных протоколах отсутствует как первоначальное предложение участников закупки, так и цена контракта, предложенная участниками после процедуры переторжки. 

Таким образом, отсутствие в протоколах, составленных в ходе проведения данной закупки, информации, обязательной для включения в вышеуказанные протоколы, не отвечает принципу, установленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку необоснованно нарушает информационную открытость закупки, а также нарушает требования пункта 5.15 Положения о закупках.

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, соответственно:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Пунктом 5.24 раздела 5 Положения о закупках определено: оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Согласно пункту 5.25 раздела 5 Положения о закупках для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть, в том числе:

- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

- другие критерии в соответствии с конкурсной документацией.

В пунктах 4.24 и 4.25 Документации, а также в разделе 6 Документации установлены условия оценки и сопоставления заявок, которые являются аналогичными условиям установленным пунктами 5.24 и 5.25 раздела 5 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 9.1 раздела 9 Положения о закупках, после рассмотрения заявок по любому из способов закупки заказчик вправе объявить переторжку.

В пункте 9.2 раздела 9 Положения о закупках, определено, что по выбору заказчика переторжка может быть проведена в следующей форме, в том числе, заочной, при которой участники ещё раз подают заявки (в виде электронных документов). При проведении заочной переторжки заказчик может предложить участникам улучшить любые условия, предлагаемые в заявке.

В ходе рассмотрения жалобы № 06/05-18.1-2018   Комиссией установлено, что в разделе 6 Документации «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» для оценки и сопоставления заявок участников данного конкурса, Заказчиком определены четыре критерия, а именно:

1) цена товара – 0 до 40%;

2)  сроки (периоды) поставки товара – до 20%;

3) срок предоставления гарантии качества товара – 20%;

4) сроки оплаты товара – 20%.

Комиссия выявила, что по критерию «цена товара» в разделе 6 Документации предусмотрено уменьшение от начальной цены предложенной цены участника до: 0-10%; 10-20%; 20-30%; 30-40%, т.е. насколько предложенная цена участника закупки ниже начальной (максимальной) цены договора. 

В процессе рассмотрения жалобы № 06/05-18.1-2018   Комиссией установлено, что при проведении процедуры открытого конкурса Заказчик объявил и провел переторжку в заочной форме.

В ходе переторжки ООО «Метахим» уменьшило предложение участника с 2 618 644,07 руб. до 2 567 796,61 руб. (без НДС), а ООО «Водо-Учёт» уменьшило предложение с 3 017 000,00 руб. до 2 580 000,00 руб. (без НДС). Заказчиком был  произведен расчет на критерию «Цена товара», согласно которому, предложение ООО «Водо-Учёт» (после переторжки) 2 567 796,61 руб. = 100%, предложение ООО «Метахим» - 2 567 796,61 руб. = 99,53%, т.е. предложение ООО «Метахим» по данному критерию лучше предложения ООО «Водо-Учёт» на 0,5%. При этом,  предложению ООО «Водо-Учёт» как худшему из двух предложений участников закупки было поставлено 0 %. 

Следует отметить, что по критерию «сроки оплаты товара» заказчик выставил одинаковое количество процентов (баллов) в отношении обоих участников закупки.

Комиссией выявлено, что по всем из вышеназванных критериев оценки и сопоставления заявок не установлен конкретный и четкий порядок расчета оценочных показателей, порядок сравнения и значимости критериев, в том числе, отсутствует порядок набора участником закупки того или иного количества баллов (процентов).

Анализ Документации заказчика позволил установить, что в Документации по рассматриваемой закупке, включая раздел 6 Документации, отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, отсутствие в Документации по данному открытому конкурсу порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, детального порядка  расчета и оценки выставляемых баллов (процентов) по вышеуказанным критериям, а также проведение центральной конкурсной комиссией АО «ПО Водоканал» оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в Документации о закупке, противоречит требованиям пункта 13 части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 5.24 Положения о закупках.  

На основании анализа представленной Заказчиком информации Комиссия установила, что из четырех критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе определенных в разделе 6 Документации, оценка заявок производилась только по двум критериям, а именно: цена товара и сроки оплаты товара. Факт оценки заявок только по двум вышеназванным критериям подтверждается  протоколом совещания центральной конкурсной комиссии АО «ПО Водоканал» от 22.01.2018 г. № б/н,  в котором отражены результаты оценки заявок по критериям: цена товара, срок оплаты.  Критерий сроки (периоды) поставки товара и критерий срок предоставления гарантии качества товара в данном протоколе отсутствуют.

Таким образом, не применение Заказчиком всех четырех критериев  оценки заявок, при проведении открытого конкурса нарушает требования раздела 6 Документации, пункта 5.25 Положения о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Водо-Учёт» на действия заказчика - АО «ПО Водоканал» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на поставку коагулянта (полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC®20) для нужд АО «ПО Водоканал» г. Прокопьевска, извещение  № 31705912155,  обоснованной.

2. Признать Центральную конкурсную комиссию АО «ПО Водоканал» нарушившей пункт 1 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункты 5.15, 5.24 Положения о закупках.

3. Выдать предписание заказчику АО «ПО Водоканал» об аннулировании открытого одноэтапного конкурса, извещение № 31705912155.

4. Передать должностному лицу материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении  Центральной конкурсной комиссии АО «ПО Водоканал».

 

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны