Решение №16.04.2015 г. 08/3595 Решение по делу № 121/З-2015 от 20 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  «15» апреля  2015 года                                                                                г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 Председателя комиссии:    Кухарской Н.Е.-  руководителя
                                                                             Кемеровского УФАС России;

 

Членов Комиссии:                 Лыжина Д.А. –  начальника отдела контроля в сфере

                                                                                  закупок;

                                                                                                                                 

                                            Сивороновой Т.В.– ведущего специалиста-эксперта

                                                                              отдела контроля в сфере закупок;

 

                                                Щегловой Е.Р. -   ведущего специалиста-эксперта

                                                                               отдела контроля в сфере  закупок;

при участии:

<…> (по доверенности), <…> (директора) - представителей  МБУ «Управление капитального строительства города Белово» ;

- представитель ООО «ЭвитаЛюкс», надлежащим образом уведомленый, явку представителей к назначенному времени  не обеспечил.

Рассмотрев  дело № 121/З-2015, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком - Управлением капитального строительства г. Белово  законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме №.0339300296615000011 Строительство парка Победы по адресу: Кемеровская область, г. Белово, 3 микрарайон, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

13.04.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «ЭвитаЛюкс» (вх. № 1379э от 13.04.2015г.), на действия заказчика – Управления капитального строительства г. Белово при проведении аукциона в электронной форме № 0339300296615000011 Строительство парка Победы по адресу: Кемеровская область, г. Белово, 3 микрарайон.

По  мнению Общества с ограниченной ответственностью «ЭвитаЛюкс», извещение о проведении аукциона в электронной форме  содержит информацию  о коде ОКПД данной закупки 45.21.12.140, который, в свою очередь,  входят в группировку 45 "Работы строительные" ОКПД.

В нарушение  требований частей  2 и 3  статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ и положений Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»при начальной максимальной цене контракта превышает 10 000 000 руб. предоставления дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

 

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

На  официальном сайте http://zakupki.gov.ru/  24.03.2015 г. заказчиком – Управлением капитального строительства г. Белово было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме  №.0339300296615000011 Строительство парка Победы по адресу: Кемеровская область, г. Белово, 3 микрарайон и аукционная документация.

Протоколом рассмотрения единственной заявки от 13.04.2015 г. заявка Государственного предприятия Кемеровской области "ГлавУКС» признана соответствующей требованиям аукционной документации.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки,  в том числе  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

 

Извещение о проведении аукциона в электронной форме  содержит информацию  о коде ОКПД данной закупки 45.23.12.140 «Работы общестроительные по устройству дорожных покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок» и входящую в группировку 45 "Работы строительные" ОКПД.

Согласно требованиям частей  2 и 3  статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ и положений Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» при начальной максимальной цене контракта превышающей 10 000 000 руб. необходимо предъявление  дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) у участника закупки должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

Начальная максимальная цена контракта по данному аукциону составляет  сумму 14 931 689,82  руб.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 ФЗ № -44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 2 статьи 59 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года N 2019-р.

В указанный Перечень включен, в том числе, код 45 "Работы строительные (кроме кода 45.12)" со сноской <6>: За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей. С соблюдением указанных правовых норм заказчиком был выбран способ  данной закупки в виде аукциона в электронной форме.

Согласно требованиям частей      2 и 3  статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что работы, являющиеся предметом данной закупки, согласно ОКПД относятся к коду 45.23.12.140 «Работы общестроительные по устройству дорожных покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок», который  входят в группировку 45 "Работы строительные" ОКПД.

Пунктом 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее Перечень) при начальной максимальной цене контракта превышает 10 000 000 руб. предоставления дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

Из буквального толкования положений пункта 2 Перечня следует, что Заказчик обязан предъявить дополнительные  требования к участникам закупки  к наличию опыта работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе.

Кроме этого, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Принимая во внимание размер начальной максимальной цены контракта, а также финансовые риски, которые может понести Заказчик при ненадлежащем исполнении участником закупки контракта, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также при наличии документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», являются дополнительной гарантией исполнимости заключаемых контрактов, могут быть подтверждены исключительно копиями документов о ранее исполненном (исполненных) контрактом (контрактами), договором (договорах) и актом (актами) выполненных работ; копией акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или копией акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе

Следовательно, данными положения закона  Заказчику предоставляются дополнительные гарантии надлежащего и своевременного исполнения контракта.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью  6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Поскольку работы, являющиеся предметом контракта, отнесены к работам из указанного Перечня, необходимость предъявления  дополнительных требований  предусмотрена указанными выше правовыми актами, Комиссией Кемеровского УФАС России устанавливаются нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 31,  пункта 3 части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

 

В результате проведения внеплановой проверки порядка проведения данного аукциона, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводам о допущенных нарушениях требований законодательства в  положениях пунктов 10.1, 14 Информационной карты аукционной документации.

Указанными положениями информационной карты устанавливается требование к участнику закупки  о необходимости предоставления в составе второй части заявки копии документов, в том числе свидетельств СРО в виде допуска до работ по пунктам:

3.1. Механизированная разработка грунта,

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций,

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений,

16.1. Укладка трубопроводов водопроводных,

16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей, 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода,

20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно,

 20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ,

25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек,

25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами,

25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог,

п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 33.3. Жилищно-гражданское строительство,

33.7. Объекты водоснабжения и канализации.

Таким образом, предусматривается возможность участвовать в настоящей закупке участнику закупки при наличии копии действующего свидетельства, на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Одновременно предусматривается наличие допусков СРО на выполнение конкретного вида (видов) работ по пунктам 16.1, 16.2, 16.4, 20.2, 25.1., 25.4, 25.8 Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Требование наличия у такого участника допуска СРО до работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и одновременное требование о наличии допуска до видов работ по пунктам 16.1, 16.2, 16.4, 20.2, 25.1., 25.4, 25.8 перечня является излишним, поскольку согласно частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривается, что  в случае, если работы  по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Согласно письму ФАС России  от 23.05.2011 г. № ИА/19714 с соблюдением части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов (аналогичные положения содержатся в части 6 статьи  31 ФЗ № 44-ФЗ).

Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.

Следовательно,  условием допуска к участию в данной закупке  должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Лицо, обладающее допуском СРО на организацию строительства по пунктам 33.3, 33.7 Перечня, вправе привлечь для выполнения работ субподрядчиков, которые имеют право выполнения конкретного вида работ, либо выполнить работы лично, если он обладает соответствующими видами допусков.

Частью 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что заказчики не вправе устанавливать  требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. В нарушение указанного законодательного запрета в документации  установлено неправомерное требование к участнику закупки о наличии  одновременно допусков СРО по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и допусков СРО  на выполнение конкретных видов работ.

 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального  Закона  № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу  ООО «ЭвитаЛюкс» на действия заказчика – Управления капитального строительства г. Белово при проведении аукциона в электронной форме  №.0339300296615000011 Строительство парка Победы по адресу: Кемеровская область, г. Белово, 3 микрарайон  обоснованной.

 2. Признать заказчика – Управление капитального строительства г. Белово нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 31, части 6 статьи 31 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

 3. Выдать предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации  в сфере закупок:

           4. Передать материалы дела 121/3-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью  4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:

Кухарская Н.Е.  

 

Члены Комиссии:     

 

Лыжин Д.А.

 

 

Сиворонова Т.В.

 

 

Щеглова Е.Р.

Связанные организации

Связанные организации не указаны