Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«04» мая 2018 г.                                                                                                                    г. Киров

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела № 14/05-18 о нарушении антимонопольного законодательства – «….»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Кировское УФАС России поступило обращение Региональной службы по тарифам Кировской области по вопросу наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области при распоряжении муниципальным имуществом, предназначенным для оказания жилищно-коммунальных услуг по водоотведению.

В ходе рассмотрения обращения Кировским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Администрацией Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области (Арендодатель) на основании договора аренды муниципального имущества от 28.02.2014 № 4 (далее – Договор аренды) осуществлена передача ООО ЖКХ «Юбилейный» (Арендатор) во временное владение и пользование муниципального имущества, предназначенного для оказания жилищно-коммунальных услуг по водоотведению, а именно   - канализационные сети (7 км,  год ввода в эксплуатацию 1963), расположенного по адресу: Кировская область, Оричевский район, п. Юбилейный.

Указанный Договор аренды заключен по результатам проведения конкурентных процедур, что подтверждается протоколом № 1 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 28.02.2014, размещенным в извещении о проведении торгов № 030214/2933774/01 от 03 февраля 2014 года на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационной телекоммуникационной сети «Интернет»

 В соответствии с п.105 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 (ред. от 03.05.2017)      "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса"(далее – Приказ) (вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества) (далее – Правила), в извещении о проведении аукциона должны быть указаны сведения, том числе о сроке действия договора.

Как установлено в документации о проведении аукциона, а также в соответствии с п.1.3 Договора аренды, срок действия договора составляет 11 месяцев и действует до 27 января 2015 года.

Однако дополнительным соглашением от 19.01.2015г. к Договору аренды установлено, что договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора в тридцатидневный срок.

В силу п.п. 16 п.114 Правил при заключении и исполнении договора не допускается изменение по соглашению сторон и в одностороннем порядке условий договора, указанных в аукционной документации.

В соответствии с положениями главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),  публикация аукционной документации представляет собой оферту для заключения договора.

Пунктом 1 ст. 438 ГК РФ предусмотрено, что акцепт оферты должен быть полным и безоговорочным.

В силу ст. 443 ГК РФ, ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом  от акцепта и то же время новой офертой.

Следовательно, если после победы в аукционе, стороны пришли к соглашению о заключении договора аренды на иных условиях, чем указанных в аукционной документации, то данный договор считается заключенным в общем порядке.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ                     «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются: системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

На основании п.6. ч.5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений в закон о концессионных соглашениях) со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, т.е. с 1 января 2014 года, и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч.3 и 4 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В соответствии ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.

При этом, согласно ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Таким образом, дополнительное соглашение от 19.01.2015г. к Договору аренды было заключено в нарушение действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, включая необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Действия администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области по передаче указанных объектов водоотведения по Договору аренды без проведения торгов могут лишить иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование и владение на законных основаниях, путем участия в торгах на право заключения концессионного соглашения, препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам, путем создания преимущественных условий для отдельного хозяйствующего субъекта, тем самым приводят или могут привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения в территориальных границах Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области и содержат признаки нарушения пп. 2, 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные и муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статьи 19, 20 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области, передавая ООО ЖКХ «Юбилейный»  по Договору аренды объекты водоотведения, без проведения процедуры торгов, с заявлением о предоставлении преференции в Кировское УФАС России не обращалась, чем нарушила порядок предоставления муниципальной преференции, предусмотренный ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время Договор аренды считается недействительным, ввиду истечения установленного срока действия.

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

На основании ст. 39.1  Закона о защите конкуренции Кировским УФАС России выдано предупреждение № 93 от 03.11.2017 администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области о необходимости прекращения в срок до 08.12.2017 г. действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

Принять меры по возврату в казну муниципального образования Лугоболотное сельское поселение Оричевского района Кировской области муниципального имущества объектов водоотведения, переданных ООО ЖКХ «Юбилейный» на основании договора аренды муниципального имущества  от 28.02.2014 г. № 4.

По ходатайству администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области  срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 09.01.2018 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 7008/05 от 11.12.2017г.).

Информацию об исполнении предупреждения было предложено предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до  12.01.2018 г.

По ходатайству администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 14.02.2018 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 174/05 от 15.01.2018г.).

Информацию об исполнении предупреждения было предложено предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до  19.02.2018 г.

По ходатайству администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 22.03.2018 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 1073/05 от 22.02.2018г.).

Информацию об исполнении предупреждения было предложено предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до  26.03.2018 г.

По ходатайству администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 23.04.2018 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 1776/05 от 29.03.2018г.).

Информацию об исполнении предупреждения было предложено предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до   26.04.2018 г.

Администрация Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области письмом исх. № 207 от 23.04.2018 сообщила о том, что в настоящее время проводится  работа по заключению концессионного соглашения, актуализация информации об объектах которого занимает большое количество времени и требует дополнительных финансовых затрат и привлечения более квалифицированных кадров в вопросах распоряжения имуществом. Таким образом, предупреждение № 93 от 03.11.2017г. (исх.№ 6544/05 от 17.11.2017г.) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, администрацией Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области не было исполнено в установленный срок.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Кировского УФАС России от 03.05.2018 №____ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области пп. 2, 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

  1. Назначить дело № 14/05-18 к рассмотрению на 06 июня 2018 г. в 10 часов 30 минут по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, 55, вход со двора, каб. 5.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 14/05-18 в качестве ответчика: администрацию Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области (612097, Кировская область, Оричевский район, п. Юбилейный, д. 28).
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 14/05-18 в качестве заявителя: Региональную службу по тарифам Кировской области (610020, г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23).
  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 14/05-18 в качестве заинтересованного лица: ООО ЖКХ «Юбилейный» (ИНН 4324007412; 612097, Кировская область, Оричевский район, п. Юбилейный, д. 32).
  5. Ответчику по делу администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области представить в Кировское УФАС России не позднее чем за три дня до рассмотрения дела, следующие сведения:

-пояснения по делу о нарушении антимонопольного законодательства (пп. 2, 7 ч. 1 ст. 15  Закона о защите конкуренции);

-иные документы, которые, по Вашему мнению, будут способствовать рассмотрению дела.

6. Заинтересованному лицу ООО ЖКХ «Юбилейный»  не позднее чем за три дня до рассмотрения дела, представить в Кировское УФАС России следующие сведения:

-письменно высказать свою позицию по возбужденному делу;

-иные документы, которые, по их мнению, будут способствовать рассмотрению дела.

 

Явка администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области, в действиях которой содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, или её представителя по доверенности для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», обязательна. В случае невозможности явки заявить ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны