Предупреждение б/н Предупреждение № 19ф/04-2017 о прекращении действий (бездей... от 1 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 19ф/04-2017

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

21 ноября 2017 года                                                                                                           г. Киров

 

В Кировское УФАС России поступило обращение ООО «Областная организация бытового газового обслуживания»  от  24.10.2017 №24/10/2017-1А (вх.№7365к от  24.10.2017) по вопросу незаконных, по мнению заявителя, действий АО «Газпром газораспределение Киров» по распространению недостоверной информации среди жителей г. Кирова о периодичности проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования (1 раз в три года), которая вводит потребителей в заблуждение относительно условий, на которых товар предлагается к продаже.

Как указано в жалобе, АО «Газпром газораспределение Киров» (далее – АО «ГГК», Общество) предлагает собственникам жилых помещений перезаключать и заключать договоры на техническое обслуживание внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования с установленной в них периодичностью один раз в три года, выдавая данный факт за конкурентное преимущество.

Вместе с тем, указанная информация противоречит пп.Б) п.43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее – Правила).

По мнению ООО «Областная организация бытового газового обслуживания» (далее – ООО «Облбытгаз», Заявитель), АО «Газпром газораспределение Киров» путем активных действий на рынке в нарушение требований законодательства Российской Федерации получает необоснованное конкурентное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности в виде привлечения клиентов конкурентов и граждан, которые не определились с выбором специализированной организации, у которых формируется ошибочное мнение об условиях оказания соответствующих услуг, что является актом недобросовестной конкуренции. В подтверждение данного факта Заявителем представлены расторгнутые договоры от собственников жилых помещений.

Исследовав обстоятельства, изложенные в обращении ООО «Облбытгаз», установлено следующее.

Понятие конкуренции установлено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), в соответствии с которым конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закон «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар.

В соответствии с п. 9 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При условии наличия конкурентных отношений не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара  (пункт 4 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Как установлено в ходе рассмотрения заявления АО «Газпром газораспределение Киров» при заключении с собственниками жилых помещений договоров о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования в качестве одного из условий договора установлена периодичность осуществления технического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования (далее  - ВКГО), не реже одного раза в три года. Указанное условие включено в п. 1.3 договора о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования от 19.10.2017, заключенного Обществом с ||<…>., от 20.10.2017, заключенного Обществом с <…>.

Кроме того, на официальном сайте АО «ГГК» http://www.gpgrkirov.ru в разделе «Услуги/ Техническое обслуживание газового оборудования» указано, что техническое обслуживание газовых плит, котлов и водонагревателей (входящих в состав ВКГО), а также внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО), осуществляется с периодичностью не реже 1 раза в три года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования. В разделе сайта «Услуги/ Техническое обслуживание газового оборудования/Порядок заключения договора» имеется ссылка на бланки типовых договоров о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования, в которых содержится пункт 1.3, также устанавливающий периодичность технического обслуживания ВКГО и ВДГО не реже одного раза в три года (акт фиксации сайта от 20.11.2017).

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила).

Согласно положений пункта 6 Правил работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

Пунктом 2 Правил установлены следующие понятия:

«заказчик» - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги);

«исполнитель» - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

«специализированная организация» – организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно информации с сайта Государственной жилищной инспекции по Кировской области http://gjikirov.ru, размещенной в разделе «Информация/Документы/Реестр зарегистрированных уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»,  в реестр зарегистрированных уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на дату 20.11.2017  входят: ООО «Эгида», ООО «Облбытгаз»,  АО «Газпром газораспределение Киров»,  ООО «Вяткагазсервис», ООО «Статус», ООО «ВГК – Сервис», ООО «Регионгазсервис», ООО «Лаборатория неразрущающего контроля «Нефтегазбезопасность», ООО «Русдиагностика». Из данных организаций осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО и ВДГО заявлено у ООО «Облбытгаз», АО «Газпром газораспределение Киров», ООО «Вяткагазсервис», ООО «Статус», ООО «ВГК – Сервис». Указанные организации могут осуществлять деятельность в статусе специализированных, при условии соответствия требованиям, установленным разделом IX Правил, и соответственно, заключать договоры на техническое обслуживание и ремонт ВКГО и ВДГО с потребителями, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме.

            В соответствии с действующими с 20.09.2017г. положениями пп. б) п. 43 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 № 1091) Исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.

Исходя из вышеуказанных норм права, можно сделать вывод о том, что с 20.09.2017 в обязанности специализированной организации, заключившей с заказчиком договор на техническое обслуживание и ремонт ВКГО и (или) ВДГО, входит выполнение указанных работ не реже 1 раза в год.

В нарушение требований пп. б) п. 43 Правил АО «ГГК» условием договора о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования при его заключении с собственниками жилых помещений указывает периодичность выполнения работ не реже 1 раза в 3 года (договоры от 19.10.2017, от 20.10.2017). Указание аналогичного срока на официальном сайте, в том числе в образцах договоров, исключает разовый (случайный) характер нарушения.

Наличие данных обстоятельств  создает неверное впечатление у заказчиков, а также лиц, планирующих заключить договор на техническое обслуживание ВКГО и(или) ВДГО, о возможности выполнения работ по техническому обслуживанию данного оборудования периодичностью 1 раз в 3 года, что может сформировать у потребителей предпочтение выбора той специализированной организации, которая указывает более длительный период между обслуживанием, с целью экономии денежных средств. Отсутствие в договоре ссылки на норму права, устанавливающую периодичность проведения указанных работ, влечет за собой формирование у потребителя мнения о том, что данные условия договора устанавливаются специализированной организацией самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством РФ.  Соответственно, лицо выбирает ту специализированную организацию, которая предложит наиболее выгодные условия, в том числе по периодичности проведения работ.

Указывая в договорах и на официальном сайте недостоверную информацию о возможности проведения работ по техническому обслуживанию  - 1 раз в 3 года, АО «ГГК» вводит потребителей в заблуждение относительно законодательно установленных требований к периодичности технического обслуживания ВКГО и ВДГО – 1 раз в год, то есть относительно условий, на которых товар (работа) предлагается к продаже.

 

Согласно сведениям, внесенным в реестр зарегистрированных уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, размещенный на  сайта Государственной жилищной инспекции по Кировской области http://gjikirov.ru, осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО и ВДГО заявлено у ООО «Облбытгаз», АО «Газпром газораспределение Киров», ООО «Вяткагазсервис», ООО «Статус», ООО «ВГК – Сервис». Соответственно, рынок по техническому обслуживанию внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования на территории города Кирова и Кировской области является конкурентным. Представленные организациями договоры подтверждают фактическое осуществление АО «Газпром газораспределение Киров» (договоры <….>) и ООО «Облбытгаз» (договоры от <….>) хозяйственной деятельности на рынке по техническому обслуживанию внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования на территории города Кирова и Кировской области в 2017 году.

Указывая в качестве условия договора о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования, а также распространяя на своем  официальном сайте http://www.gpgrkirov.ru, в том числе в бланках типовых договоров о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования недостоверную информацию относительно возможного периода проведения работ по техническому обслуживанию ВКГО и ВДГО, Общество создает ложное впечатление у третьих лиц (потенциальных заказчиков выполнения соответствующих работ) о правомерности действий по техническому обслуживанию ВКГО и(или) ВДГО с периодичностью 1 раз в 3 года и их соответствии действующему законодательству, что является введением потребителя в заблуждение  и способно оказать влияние на выбор потребителем специализированной организации.

При выборе организации, выполняющей определенные работы, потребители склонны ориентироваться на привлекательность условий договора, в том числе экономических. В договорах, заключаемых Обществом, присутствует такое условие как более редкая периодичность выполнения соответствующих работ, по сравнению с периодичностью, предлагаемой иными специализированными организациями в соответствии с требованиями пп. б) п. 43 Правил. Соответственно, потребителю экономически более целесообразно заключить договор с той организацией, оплата работ которой будет производиться реже.

Вышеуказанные действия АО «Газпром газораспределение Киров» приводят (могут привести) к перераспределению спроса на товарном рынке по техническому обслуживанию внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования путем оттока потребителей от деятельности других специализированных организаций. Данный факт подтверждается наличием в материалах заявлений физических лиц от 19.10.2017, от 20.10.2017 в адрес ООО «Облбытгаз» о расторжении договора на техническое обслуживание ВКГО. Основанием расторжения в заявлениях указано заключение договора с АО «Газпром газораспределение Киров» по причине иного периода проведения технического обслуживания – 1 раз в 3 года.

Соответственно, указывая в договорах и на официальном сайте не соответствующую действительности информацию об условиях, на которых товар (работы) предлагается к продаже, АО «ГГК» получает необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Киров» усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку непосредственно такие действия способны оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно могут предоставить (предоставили) АО «Газпром газораспределение Киров» преимущество над конкурентом ООО «Облбытгаз» и причинили или могут причинить ему убытки.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Частью 2 указанной статьи Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях АО «Газпром газораспределение Киров» (ИНН 4346006589, ОГРН 1024301312881), выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам (в том числе ООО «Облбытгаз») путем указания в качестве условия договора о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования, а также распространения на своем  официальном сайте http://www.gpgrkirov.ru, в том числе в бланках типовых договоров о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования, недостоверной информации о возможности выполнения работ по техническому обслуживанию внутриквартирного и(или) внутридомового газового оборудования периодичностью 1 раз в 3 года, которая вводит потребителей в заблуждение относительно условий, на которых товар (работа) предлагается к продаже, что привело (могло привести) к созданию необоснованных преимуществ для данного хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования, а также привело (могло привести) к причинению убытков конкуренту – ООО «Облбытгаз», признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  предупреждает  о необходимости в тридцатидневный срок с момента получения настоящего предупреждения прекратить указанные действия, а также устранить последствия нарушения путем:

1) направления в адрес лиц, заключивших после 20.09.2017 года с АО «Газпром газораспределение Киров» договоры о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного и (или) внутридомового газового оборудования, условием которых является выполнение работ по техническому обслуживанию ВКГО и (или) ВДГО периодичностью не реже 1 раза в 3 года, дополнительных соглашений об установлении сроков выполнения работ по техническому обслуживанию ВКГО и (или) ВДГО в соответствии с требованиями пп. б) п. 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» - не реже 1 раза в год;

2) размещения на своем официальном сайте http://www.gpgrkirov.ru, в том числе в бланках типовых договоров о техническом обслуживании, ремонте и аварийно – диспетчерском обеспечении внутриквартирного и (или) внутридомового газового оборудования,  информации о требованиях пп. б) п. 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» - обязанности у специализированной организации, заключившей договор по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществлять техническое обслуживание такого оборудования не реже 1 раза в год.

 

 

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

 

 

 

Заместитель руководителя управления-

начальник отдела контроля закупок                                                                    <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны