Предупреждение б/н Предупреждение № 9ф/04-2018 о прекращении действий (бездейс... от 11 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 9ф/04-2018

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

11 апреля 2018 года                                                                                                                         г. Киров

 

В Кировское УФАС России поступило обращение ООО «Альбион – 2002» (далее – Заявитель) от 22.12.2017 №22/12/17, перенаправленное Федеральной антимонопольной службой письмом от 05.03.2018 №АК/14583/18 (вх.№1800к от 13.03.2018), по вопросу незаконных, по мнению заявителя, действий участников торговой сети «Красное & Белое» по реализации табачных изделий с нарушением действующего законодательства РФ, подрывающих основы добросовестной конкуренции.

Как указывает Заявитель, были выявлены торговые точки, принадлежащие торговой сети «Красное & Белое», которые функционируют на расстоянии менее чем 100 метров  от образовательных организаций, что запрещено п.7 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ. Данный факт подрывает основы добросовестной конкуренции и создает необоснованное конкурентное преимущество.

Оценив представленные в антимонопольный орган документы и сведения, Кировским УФАС России установлено следующее. 

На территории Кировской области ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» осуществляет деятельность через торговую сеть «Красное & Белое», в том числе в г. Кирове, г. Вятские Поляны, г. Кирово – Чепецке. В магазинах торговой сети «Красное & Белое» реализуются алкогольные напитки, продовольственные и непродовольственные товары, табачные изделия.

Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Федеральный закон №15-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно положениям подпункта 2 пункта 7 статьи 19 Федерального закона №15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

В ходе рассмотрения обращения Заявителя установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА»  осуществлялась розничная продажа табачной продукции в следующих магазинах торговой сети «Красное & Белое» на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг:

- магазин «Красное & Белое» (<...>) расположен на расстоянии 62 метров от границы территории ЧПОУ «Автошкола «Драйвер» (<...>) – факт реализации табачной продукции подтверждается кассовым чеком от <…>;

- магазин «Красное & Белое» (<...>) расположен на расстоянии 74 метров от границы территории МКДОУ «Детский сад №151» города Кирова (<...>) – факт реализации табачной продукции подтверждается кассовым чеком <…>;

- магазин «Красное & Белое» (<...>) расположен на расстоянии 53 метров от границы территории МКДОУ «Детский сад №119» города Кирова (<...>) – факт реализации табачной продукции подтверждается кассовым чеком <…>;

- магазин «Красное & Белое» (<...>) расположен на расстоянии 72 метров от границы территории МКДОУ «Детский сад №4 «Аленький цветочек» города В.Поляны <...>) – факт реализации табачной продукции подтверждается кассовым чеком <…>;

 - магазин «Красное & Белое» <...>) расположен на расстоянии 66 метров от границы территории МБДОУ «Детский сад №8» города Кирово – Чепецка (<...>) – факт реализации табачных изделий подтверждается кассовым чеком <…>.

Факт принадлежности указанных торговых точек ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» подтверждается правоустанавливающими документами: договором аренды нежилого <…>

В силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к  организациям, осуществляющим образовательную деятельность относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

 Согласно представленным Министерством образования Кировской области документам вышеуказанные образовательные учреждения имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности: ЧПОУ «Автошкола «Драйвер» – лицензия от 27.09.2017 №1199; МКДОУ «Детский сад №119» города Кирова – лицензия от 23.12.2014 №0772; МКДОУ «Детский сад №4 «Аленький цветочек» города В.Поляны – лицензия от 28.02.2017 №1343; МБДОУ «Детский сад №8» города Кирово – Чепецка – лицензия от 04.02.2014 №1490.

Сведения о расстоянии между магазинами и образовательными учреждениями были получены в соответствии с публичными кадастровыми картами муниципальных образований и определялось как кратчайшее расстояние по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с  образовательным учреждением, до входа в магазин «Красное & Белое».

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» в нарушение требований Федерального закона 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» осуществляет реализацию табачной продукции на расстоянии ближе, чем сто метров от образовательных учреждений.

Понятие конкуренции установлено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), в соответствии с которым конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закон «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар.

В соответствии с п. 9 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.25.1), дополнительным - торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.11.2). Организации выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 28.11.2014 № 43АЛ 001287, в том числе по адресам, указанным выше. Фактическое осуществление деятельности на рынке розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями в 2017-2018 годы подтверждается товарными накладными за 2017 – 2018 годы, кассовыми чеками за 2017 год.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Альбион 2002» является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.25.1), дополнительным - торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.11).  Организации выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 19.12.2016 №43РПА0001175, от 13.04.2017 № 43РПА0001175.

Географические границы – Кировская область, исходя из места реализации табачной продукции.

Продуктовые границы – розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями.

Данная информация позволяет делать вывод о том, что ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» и ООО «Альбион 2002» осуществляют свою коммерческую деятельность на одном товарном рынке розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями в географических границах Кировской области и соответственно являются конкурентами.

 Розничная продажа ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» табачной продукции в магазинах, расположенных на территории, где такая реализация запрещена в силу закона, приводит к перераспределению покупательского потока за счет привлечения внимания покупателей к дополнительному ассортименту отдельных видов продукции (табачной), отсутствующей в торговых точках конкурентов. Указанные действия позволяют ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» получать незаконное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку способны оказать влияние на выбор потребителем магазина исходя из перечня предлагаемой к продаже продукции.

Осуществление деятельности по реализации табачной продукции в нарушение требований  Федерального закона 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» может причинить убытки конкуренту – ООО «Альбион 2002» за счет снижения покупательского потока вследствие отсутствия табачной продукции в магазинах, принадлежащих Заявителю (торговая сеть «Бристоль»), расположенных в пределах 100 метров от образовательных учреждений.

Следовательно, поведение ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА», которое выразилось в систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных подпунктом 2 пункта 7 статьи 19  Федерального закона 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» имеет целью получение необоснованных преимуществ перед ООО «Альбион 2002»  при осуществлении предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, в действиях ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку непосредственно такие действия способны оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставили ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» преимущество над конкурентом – ООО «Альбион 2002» и причинили (могут причинить) ему убытки.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Частью 2 указанной статьи Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» (ИНН 5260374864, ОГРН 1135260018222,  юридический адрес:<...>) при осуществлении торговой деятельности в магазинах «Красное & Белое»  на территории Кировской области по адресам:

- <...>,

- <...>,

- <...>,

- <...>,

- <...>,

направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащих законодательству Российской Федерации и выразившихся в систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных подпунктом 2 пункта 7 статьи 19  Федерального закона 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает ООО «ЛАБИРИНТ - ВОЛГА» о необходимости прекращения указанных действий, путем прекращения при осуществлении торговой деятельности в магазинах «Красное & Белое» по адресам:

- <...>,

- <...>,

- <...>,

- <...>,

- <...>,

действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащих законодательству Российской Федерации и выразившихся в систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных подпунктом 2 пункта 7 статьи 19  Федерального закона 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

 

Срок для выполнения настоящего предупреждения – в течение 30 дней с момента его получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

 

 

 

Руководитель управления                                                                                      <…> 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны