Решение №03-01/6650 Решение по делу № Р 32-05/12 в отношении ИП <...>, ИП <...> от 8 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

31 июля 2012 года

(изготовление  решения  в полном  объеме)

20 июля 2012 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

03-01/6650                        

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе: <…>, рассмотрев материалы дела № Р 32-05/12, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...>и (далее – ИП <...>и А.В.) и индивидуального предпринимателя <...>ой (далее – ИП <...>а Е.Ю.), по факту распространения рекламы, размещенной на странице 28  газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 5 (178) от 04.02.2012, следующего содержания: «ОРМАТЕК Здорово спать! Ортопедические матрасы кровати, подушки  ул. Карла Маркса, 213, тел. 46-91-90, www.ormatek.com имеются противопоказания, необходима консультация специалиста», с признаками нарушения требований п. 5 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя ИП <...>и <…>, действующей на основании доверенности от 29.10.2009;

- представителя ИП <...>ой Е.Ю. <...>а, действующего на основании доверенности от 12.07.2012,

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 1670005899077 от 20.06.2012;

- ООО «Город 11», надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 1670005899060 от 20.07.2012,

УСТАНОВИЛА:

В  Управление Федеральной  антимонопольной службы  по Республике Коми  поступило обращение гражданина от  20.03.2012  (вх.  №  1333 от 21.03.2012) о распространении рекламы, размещённой на странице 28  газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 5 (178) от 04.02.2012, следующего содержания:  «ОРМАТЕК Здорово спать! Ортопедические матрасы кровати, подушки  ул. Карла Маркса, 213, тел. 46-91-90, www.ormatek.com имеются противопоказания, необходима консультация специалиста» (далее – рассматриваемая реклама)  с признаками нарушения требований п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

По вышеуказанному факту 28.05.2012 возбуждено рекламное дело № Р 32-05/12 (далее – рекламное дело).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения её на странице 28  газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 5 (178) от 04.02.2012;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: ортопедическим матрасам, кроватям, подушкам, формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещённая на странице 28 газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 5 (178) от 04.02.2012, является рекламой.

Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1.3. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 735, регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для:

- профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием;

- воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых может поддерживаться такими средствами.

В соответствии с Национальным Стандартом Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52882-2007», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 560-ст, к средствам, применяемым при предоставлении социально-медицинских услуг относятся, в том числе, матрацы и подушки противопролежневые, профилактические, ортопедические.

К Инструкции «О порядке гигиенической оценки медицинских изделий для целей их регистрации в Российской Федерации», утвержденной Минздравом РФ 14.01.2000, прилагается Перечень «Медицинских изделий, подлежащих гигиенической оценке для целей регистрации», в который включены, в том числе:

- подушки и матрацы ортопедические, в т.ч. в вакуумной упаковке.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2006 № 323 «Об утверждения Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» к полномочиям Росздравнадзора РФ относится, в том числе регистрация изделий медицинского назначения, сведения о регистрации которых находятся на официальном сайте Росздравнадзора РФ (www. roszdravnadzor.ru).

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в базе регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения отечественного и зарубежного производства, выданных  Росздравнадзором РФ, размещено регистрационное удостоверение № ФСР 2012/13092, дата регистрации: 10.02.2012, выданное организации-заявителю и организации-изготовителю - ООО «ГМГ» бессрочно на изделие медицинского назначения: Матрасы ортопедические «Орматек» по ТУ 9396-004-86395870-2011.

Таким образом, матрасы ортопедические относятся к изделиям медицинского назначения и подлежат обязательной государственной регистрации.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» 04.02.2012.

Регистрационное удостоверение № ФСР 2012/13092 выдано ООО «ГМГ» на  матрасы ортопедические «ОРМАТЕК» 10.02.2012.

Согласно письменной информации Управления Росздравнадзора по Республике Коми, представленной в материалы рекламного дела письмом № 01-03/61 от 24.04.2012, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 № 735 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения», документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение. Соответственно действие регистрационного удостоверения начинается с даты его оформления, которая указана в самом документе. Сведения о наличии регистрационных удостоверений на изделие медицинского назначения – матрасы ортопедические «ОРМАТЕК», выданных до 10.02.2012, отсутствуют.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.

Таким образом, действие регистрационного удостоверения на ортопедические матрасы «ОРМАТЕК» начинается 10.02.2012; рассматриваемая реклама размещена 04.02.2012. При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных  п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 5 ст. 7 Закона о рекламе, несёт и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11 – 0046 от 01.10.2009, копия которого имеется в материалах рекламного дела, примерная тематика (или специализация) газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» – рекламное издание; реклама более 40 %; территория распространения - Республика Коми; учредитель – ООО «Город 11» (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б).

Письмом  б/н (вх. № 3246 от 13.06.2012), представленным в материалы рекламного дела, ООО «Город 11» пояснило, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>и А.В., поскольку на основании договора купли-продажи печатных площадей (полос) № 1 от 01.10.2009, копия которого имеется в материалах рекламного дела, она является покупателем печатных площадей газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар».

Согласно п. 3.2 указанного договора, ответственность за содержание и оформление материала, размещённого на проданных площадях газеты  «PRO ГОРОД Сыктывкар», несёт ИП <...>и А.В.

Согласно информации, представленной ИП <...>и А.В. в материалы рекламного дела, а также пояснениям данным в ходе рассмотрения рекламного дела № Р 26-04/12 представителем ИП <...>и А.В.  <...>ой (далее –<...>а Е.А.), рекламодателем рассматриваемой рекламы является  ИП <...>а Е.Ю., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ИП <...>и А.В. Между ИП <...>и А.В. и ИП <...>ой Е.Ю. был заключен договор № 576 от 20.12.2010 на размещение рекламных (рекламно – информационных) материалов, согласно которому Исполнитель – ИП <...>и А.В. обязуется по заданию Заказчика – <...>ой Е.Ю. возмездно оказать услуги по размещению рекламных и/или информационных материалов в средстве массовой информации – газете «PRO ГОРОД Сыктывкар», распространяемой на территории Республики Коми. Впоследствии ИП <...>ой Е.Ю. была представлена необходимая для размещения информация, которая ИП <...>и А.В. была приведена в готовую для распространения форму и направлена ИП <...>ой Е.Ю. на утверждение по электронной почте; после устного согласования реклама была направлена в печать.

Согласно письменным пояснениям ИП <...>ой Е.Ю., представленным в материалы рекламного дела письмом от 17.07.2012 (вх. № 3993 от 17.07.2012), рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>и А.В., рекламодателем – ИП <...>а Е.Ю.; между ИП <...>и А.В. (Исполнитель) и <...>ой Е.Ю. (Заказчик) 20.12.2010 был заключен договор на размещение рекламы в СМИ. В январе 2012 года ИП <...>а Е.Ю. обратилась к представителю ИП <...>и А.В. с намерением разместить рекламу в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар», после чего передала образец рекламы менеджеру газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» для размещения. В окончательном виде ИП <...>а Е.Ю. увидела рекламу уже после выхода газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» в свет и оплатила проделанную работу, что подтверждается имеющейся в материалах рекламного дела копией приходно – кассового ордера № 229 от 13.02.2012; получателем денежных средств является ИП <...>и А.В.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>а Е.Ю., рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>и А.В.

В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ИП <...>и А.В. <...>а Е.А. вину в нарушении п. 5 ст. 7 Закона о рекламе признала, пояснила, что нарушение требований рекламного законодательства произошло по причине ненадлежащего исполнения ИП <...>и А.В. своих публично – правовых обязанностей.

Согласно письменным пояснениям ИП <...>ой Е.Ю., представленным в материалы рекламного дела, рассматриваемая реклама вышла в тот период, когда изготовитель ортопедических матрасов ожидал получения удостоверения в Росздравнадзоре РФ. В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ИП <...>ой Е.Ю. <...> А.А. вышеуказанный довод поддержал и пояснил, что при распространении рассматриваемой рекламы были убеждены, что не нарушают требований рекламного законодательства, поскольку считали, что факт подачи соответствующей заявки на регистрацию изделия в качестве медицинского является основанием для возможности распространения рекламы этого медицинского изделия.

Указанный довод рекламодателя Комиссией отклоняется, поскольку п. 5 ст. 7 Закона о рекламе запрещает распространение рекламы товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.

Согласно разъяснениям ФАС России, размещённым на официальном сайте службы, моментом государственной регистрации признаётся внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр либо таким моментом считается день выдачи свидетельства или удостоверения о регистрации. При отсутствии государственной регистрации товары не допускаются к ввозу, изготовлению и реализации на территории Российской Федерации и соответственно не могут рекламироваться.

Размещение рекламы в отсутствие необходимой регистрации, только при наличии факта подачи заявки на регистрацию изделия в качестве медицинского противоречит требованиям п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

 Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела № Р 32-05/12 установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло как по вине рекламодателя – ИП <...>ой Е.Ю., так и по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ИП <...>и А.В.

ИП <...>а Е.Ю. на стадии заказа (согласования) рекламы, а ИП <...>и А.В. -  на стадии производства и размещения рекламы не осуществили надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям п. 5. ст. 7 Закона о рекламе, следствием чего и стало несоответствие  рекламы установленным требованиям.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ИП <...>и А.В. и ИП <...>ой Е.Ю. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.

Таким образом, ИП <...>и А.В. и ИП <...>ой Е.Ю. нарушены требования п. 5. ст. 7 Закона о рекламе.

Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 32-05/12 установлено, что территория распространения рассматриваемой рекламы – г. Сыктывкар.

Период распространения рассматриваемой рекламы: 04.02.2012.

В ходе рассмотрения рекламного дела Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения ненадлежащей рекламы не имеет места, что подтверждается имеющейся в материалах рекламного дела копией регистрационного удостоверения на ортопедические матрасы «Орматек», выданного 10.02.2012.                 

В  связи с добровольным устранением лицом совершённого нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...>и А.В. и ИП <...>ой Е.Ю. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.  

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33,                ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «ОРМАТЕК Здорово спать! Ортопедические матрасы кровати, подушки  ул. Карла Маркса, 213, тел. 46-91-90, www.ormatek.com имеются противопоказания, необходима консультация специалиста», размещённую на странице 28 газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 5 (178) от 04.02.2012 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространении ненадлежащей рекламы ИП <...>и А.В. и ИП <...>ой Е.Ю. не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>и А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>ой Е.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2012 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны