Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/2598/24 решение от 26 апреля 2024 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 14.02.2024)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024)


 

Решение

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-356/2024

26 апреля 2024 года                                                                                                         г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе индивидуального предпринимателя <...> (далее - индивидуальный предприниматель) от 16.04.2024 (вх. от 17.04.2024 № 3859-ЭП/24), содержащей доводы о возможном нарушении заказчиком - администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми (далее - администрация МР «Усть-Цилемский») требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки у единственного подрядчика посредством заключения муниципального контракта от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми посредством электронной почты поступила жалоба индивидуального предпринимателя от 16.04.2024 (вх. от 17.04.2024 № 3859-ЭП/24), содержащая доводы о возможном нарушении заказчиком - АМР «Усть-Цилемский» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного подрядчика посредством заключения муниципального контракта от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ.

Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля регламентирован в статье 105 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Таким образом, подача жалоб на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в целях их рассмотрения в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, предусмотрена исключительно на закупки, проводимые конкурентными способами, а также закупки, осуществляемые в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Муниципальный контракт от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ, правомерность заключения которого обжалована заявителем, заключен по результатам закупки у единственного подрядчика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (согласно сведениям преамбулы указанного контракта).

Таким образом, жалоба не соответствует требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, в Коми УФАС России принято решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу в порядке, установленном в главе 6 Закона о контрактной системе, о чем заявитель уведомлен письмом от 17.04.2024 № ОД/2356/24.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в жалобе признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки закупки.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Индивидуальным предпринимателем письмом от 24.04.2024 (вх. от 25.04.2024 № 4225-ЭП/24) в материалы внеплановой проверки представлены дополнительные письменные пояснения.

Администрацией МР «Усть-Цилемский» письмом от 25.04.2024 № 02-29/2239 (вх. от 25.04.2024 № 4278-ЭП/24) в материалы внеплановой проверки представлены дополнительные письменные пояснения и копии документов.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

В силу части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частями 17 и 17.1 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

Учитывая изложенное, положениями ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность заключения контракта со вторым участником закупки, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, не принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заказчиком - администрацией МР «Усть-Цилемский» по результатам закупки способом электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: Правый берег р.Печора - д.Мыза - с.Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1,1 км», извещение № 0307300047223000056, с индивидуальным предпринимателем (единственным участником закупки, признанным её победителем) 20.11.2023 заключен контракт № 03073000472230000560001 (реестровый номер контракта 3112000529923000041), по цене контракта 519 187, 50 руб.

Контракт от 20.11.2023 № 03073000472230000560001 расторгнут 03.02.2024 в связи с решением заказчика от 22.01.2024 № 08-28/290 об одностороннем отказе от исполнения контракта, при этом работы по контракту выполнены подрядчиком и оплачены заказчиком на сумму 311 512,50 руб.

Комиссией Коми УФАС России 13.02.2024 рассмотрено обращение администрации МР «УстьЦилемкий» от 06.02.2024 № 010730001030000005 (вх. от 07.02.2024 № 1243/23) о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 20.11.2023 № 03073000472230000560001.

По результатам рассмотрения обращения принято решение от 13.02.2024 № ОД/926/24 об отказе администрации МР «Усть-Цилемский» во включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 20.11.2023 № 03073000472230000560001.

Таким образом, заключение контракта в рассматриваемом случае на основании части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе законодательством не предусмотрено.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

По пунктам 3, 16 статьи 3 Закона о контрактной системе:

-закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

-совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ заключен по результата закупки у единственного подрядчика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Поскольку муниципальный контракт от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ заключен по результатам закупки у единственного подрядчика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, констатировать нарушение заказчиком требований части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе не представляется возможным.

Предметом муниципального контракта от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ является выполнение работ по оборудованию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: правый берег р. Печора - д. Мымза - с. Уег, общей протяженностью 12 км., в том числе ледовая переправа через р. Печора протяженностью 1, 1 кв. (пункт 1.1); цена контракта составляет 600 000,00 руб. (пункт 3.1); срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 11.03.2024 (пункт 4.1).

Согласно письменной информации администрации МР «Усть-Цилемский» от 25.04.2024 № 02-29/2239 (вх. от 25.04.2024 № 4278-ЭП/24) совокупный годовой объем закупок администрации МР «Усть-Цилемский» на 2024 год составляет 103 494 326,44 рублей, при этом совокупный годовой объем закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет 9 068 064,80 руб., что не превышает десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более чем пятьдесят миллионов рублей.

Согласно представленного администрацией МР «Усть-Цилемский» от 25.04.2024 № 02-29/2239 (вх. от 25.04.2024 № 4278-ЭП/24) письменного перечня контрактов, заключенных по результатам закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в 2024 году заказчиком заключены контракты на суммы, не превышающие 600 000,00 руб., при этом годовой объем закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на дату заключения муниципального контракта от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ не превышен (составил 3 435 250,44 руб.).

Действие заказчика - администрации МР «Усть-Цилемский» при осуществлении закупки у единственного подрядчика посредством заключения муниципального контракта от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не противоречит пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. Жалоба содержит, наряду с прочим, указание на возможные нарушения заказчиком - администрацией МР «Усть-Цилемский» требований Закона о контрактной системе, в том числе, при определении цены контракта от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ, заключенного с единственным подрядчиком.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, наряду с прочим, контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 Стандартов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании муниципального района «УстьЦилемский», утвержденных постановлением администрации МО муниципального района «Усть-Цилемский» от 07.08.2017 № 08/734 «Об утверждении стандартов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании муниципального района «Усть-Цилемский», внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется финансовым управлением администрации муниципального района «Усть-Цилемский».

По подпункту 3.33 пункта 3 Положения о финансовом управлении администрации муниципального района «Усть-Цилемский», утвержденном постановлением администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 07.12.2021 № 12/1230, в соответствии с возложенными на него задачами финансовое управление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» осуществляет функции, в том числе осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль.

На основании вышеизложенного, Коми УФАС России направило копию жалобы письмом от 17.04.2024 № ОД/2352/24 в Финансовое управление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» по подведомственности для рассмотрения доводов, отнесенных к компетенции финансового управления администрации муниципального района «Усть-Цилемский», о чем заявитель уведомлен письмом от 17.04.2024 № ОД/2352/24.

3. Индивидуальный предприниматель в письменных пояснениях к жалобе от 24.04.2024 (вх. от 25.04.2024 № 4225-ЭП/24) указал на возможные нарушения заказчиком законодательства о противодействии коррупции.

Коми УФАС России письмом от 26.04.2024 № ОД/2585/24 направило копию письма индивидуального предпринимателя от 24.04.2024 (вх. от 25.04.2024 № 4225-ЭП/24) в прокуратуру Усть-Цилемского района для рассмотрения по подведомственности в части доводов, касающихся нарушений законодательства о противодействии коррупции.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА

По результатам внеплановой проверки в части доводов, касающихся требований Закона о контрактной системе, рассмотрение которых отнесено к компетенции Коми УФАС России, в оспариваемых действиях заказчика - администрации муниципального района «Усть-Цилемский» нарушения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного подрядчика посредством заключения муниципального контракта от 08.02.2024 № 6-РТ/ПТ, не подтверждены.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

   

 

 

 

2024-2954

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны