Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 70/2018 от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель:                                                                                     

               ООО СХФ «Верлиока»

_______________________

354213, г. Сочи,

ул. Череповецкая, 11

 

     Ответчик:

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар»

______________________________

350000, г. Краснодар,

ул. Ленина, 40/1

 

 

Лицо, содействующее

рассмотрению дела:

ФБУ «Краснодарский ЦСМ»

_____________________

350040, г. Краснодар,

ул. Айвазовского, 104А  

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2018 г.                                        г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 13.06.2018 г.

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 70/2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее  – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля в ТЭК и связи;

члены комиссии:

Войченко Е.Г. – заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи,

Цуканов – Лубяницкий Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;

рассмотрев дело № 70/2018 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (350000, г. Краснодар, ул. Ленина, 40/1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании представителя ООО СХФ «Верлиока» - «…»(доверенность «…»), представителя ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» «…» (доверенность от «..») «..» (б/д); представителя ФБУ Краснодарский ЦСМ «..» (доверенность «…»),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение  ООО СХФ «Верлиока» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», связанные с прекращением поставки газа на объект – котельная теплиц, расположенная по адресу: г. Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, в нарушении требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245.  

По результатам рассмотрения обращения ООО СХФ «Верлиока»  в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО СХФ «Верлиока» путем необоснованного прекращения поставки газа на объект – котельная теплиц, расположенная по адресу: г. Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, в нарушении требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245. 

Приказом от 01.03.2018 № 57 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» Краснодарским УФАС России в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» возбуждено дело № 70/2018 по признакам нарушения  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 05.03.2018 о назначении дела № 70/2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению определена дата рассмотрения дела.

Комиссией 07.05.2018 в рамках дела было принято заключение об обстоятельствах дела № 70/2018 и определением об отложении рассмотрения дела № 70/2018 от 07.05.2018 дело отложено на 05.06.2018г.

В свою очередь представленные ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и ФБУ «Краснодарский ЦСМ» возражения на Заключение Комиссии Краснодарского УФАС России по делу № 70/2018 рассмотрены в рамках дела и выводы сделанные в Заключение, оставлены в силе. 

 

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 70/2018 доказательства, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

 

29.09.2017 между ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и ООО СХФ «Верлиока» заключен договор поставки природного газа № 25-4-12713/18  для отопления тепличного комплекса с 1 января по 31 декабря 2018 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее – Правила № 162).

В соответствии с п. 21 Правил № 162 поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности – по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.

Монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства средств измерений (п. 24 Правил № 162).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений.

Согласно п. 2.9 Правил учета газа № 32168 от 30.04.2014 измерение объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерения.

С 01.01.2016 введен в действие ГОСТ Р8.899-2015, который устанавливает требования по проведению и оформлению результатов аттестации методики измерений, регламентированной в ГОСТ 8.586.5-2005 и реализованной с применением измерительных комплексов на базе стандартных – сужающих устройств по ГОСТ 8.586.5-2005.

Сферой деятельности ГОСТ Р8.899-2015 является проведение Аттестации методики измерения перед вводом Измерительного комплекса в эксплуатацию и после реконструкции. Аттестацию после реконструкции проводят в части, затрагивающей изменяемые компоненты Измерительного комплекса. 

Под реконструкцией измерительного комплекса понимается изменение количественных и/или качественных параметров Измерительного комплекса, оказывающих влияние на результаты и/или метрологические характеристики измерения расхода и количества среды. 

В соответствии с актом от 15.11.2017 № 395/1 на Объекте ООО СХФ «Верлиока» установлено сужающее устройство, данный акт составлен и подписан представителем Поставщика газа, Заявителем и представителем Газораспределительной организации АО «Сочигоргаз».

В дальнейшем акт от 15.11.2017 № 395/1 об установке сужающего устройства  и акт измерений внутреннего диаметра измерительного трубопровода от 07.05.2003 направлен в адрес ФБУ «Краснодарский ЦСМ» для прохождения Аттестации методики измерений в соответствии с ГОСТ 8.899-2015.

При этом согласно Акту проверки узла учета газа (УУГ) на базе сужающего устройства (СУ) от 17.11.2017, составленным и подписанным с участием Поставщика газа и Заявителя,  узел учета газа, установленный на Объекте ООО СХФ «Верлиока» принят в эксплуатацию, учет расхода газа  производить по ГиперФлоу – Пм.

Также 17.11.2017 на Объект ООО СХФ «Верлиока» осуществлен пуск газа на установленное газовое оборудование на Объекте

В свою очередь, с момента пуска – 17.11.2017 газа на Объект Заявителя расчет за поставленный газ с указанного периода начал производится по мощности работающего газоиспользующего оборудования, установленного на Объекте, а именно допущенного АО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и АО «Сочигоргаз».

В связи с чем, по состоянию на конец января 2018 у ООО «СХФ «Верлиока» сформировалась задолженность в размере 13478396, 89 руб.

Ввиду возникновения задолженности в размере 13478396, 89 руб, в соответствии с п. 8 Правил ограничения № 1245, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» направило в адрес ООО СХФ «Верлиока» уведомление от 19.01.2018 № 19.33-05/85, в котором указано , что при непогащении задолженности в срок до 15.02.2018 отбор газа на объекты газопотребления должен быть полностью ограничен Потребителем самостоятельно в срок до 10-00 15.02.2018. В случае уклонения Потребителя от совершения действий по самостоятельному полному прекращению отбора газа в указанный срок, работы по полному принудительному ограничению подачи (поставки) и отбора газа будут производиться Поставщиком, посредством проведения мероприятий технического характера, начиная с 10-00 15.02.2018.

Согласно акту от 15.02.2018, составленным и подписанным между Поставщиком газа, Заявителем и АО «Сочигоргаз», 15.02.2018 в 10-30 произведено полное прекращение поставки газа на Объект. До настоящего времени поставка газа на Объект не возобновлена.

Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - потребители) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (далее – Правил № 1245).

Согласно пп. «е» п. 2 Правил № 1245 основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются, в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа (п. 8 Правил № 1245).

Исследовав представленные в рамках дела № 70/2018 материалы, Комиссия приходит к выводу, что у ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» отсутствовали основания для прекращения 15.02.2018 поставки газа на Объект Заявителя ввиду следующего.

Расчет по мощности работающего газоиспользующего оборудования, установленного на Объекте ООО СХФ «Верлиока», произведен необоснованно, так  как согласно Акту проверки узла учета газа (УУГ) на базе сужающего устройства (СУ) от 17.11.2017, составленному и подписанному с участием Поставщика газа и Заявителя, узел учета газа, установленный на Объекте ООО СХФ «Верлиока», принят в эксплуатацию, учет расхода газа  производить по ГиперФлоу – Пм.

Основанием для отказа в расчете по установленному узлу учету  расхода газа  ГиперФлоу – Пм, ввиду отсутствия аттестации методики установленного газового оборудования, произведенной юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик (методов) измерений, в данном деле ФБУ «Краснодарский ЦСМ» (Заявитель выбрал самостоятельно), у Поставщика газа с ноября 2017 года по март 2018 года включительно не имелось.

Заключение о несоответствии методики измерений установленным метрологическим требованиям ФБУ «Краснодарский ЦСМ» было сделано лишь 29.03.2018.

В свою очередь, Заявитель неоднократно принимал попытки по проведению ФБУ «Краснодарский ЦСМ» провести аттестацию Узла учета газа на базе сужающего устройства Гиперфлоу-3Пм (письма от 27.01.2017 3 023, от 14.02.2017 № 044, от 30.03.2017 № 084, от 14.09.2017 № 272, от 01.11.2017 № 294).

Также из письменных пояснений, представленных ФБУ «Краснодарский ЦСМ», следует, что с 01.10.2016 согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.11.2015№ 1813-ст, введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 8.899-2015 ГСИ «Изменение расхода количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Аттестация методик измерений».

С момента введения в действие ГОСТ  Р 8.899-2015 работы по аттестации узлов учета газа ФБУ «Краснодарский ЦСМ» не проводились, так как велись консультации с разработчиком ПО по порядку его применения и оформления пакета документов для дальнейшей регистрации методики измерений в Федеральном информационном фонде. Между ООО СХФ «Верлиока» и ФБУ «Краснодарский ЦСМ» был заключен договор от 14.11.2017 № 01-2304/МИ на проведение аттестации узла учета газа.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар»,  злоупотребив своим доминирующим положением, необоснованно прекратило поставку газа на Объект 15.02.2018, без учета длительного срока действия ГОСТ Р 8.899-2015 и  неприменения к Заявителю с момента начала его действия, а также непринятие к сведению действий Заявителя по урегулированию взаимоотношений с ФБУ «Крансодасркий ЦСМ» с начала 2017 года по проведению аттестации методики измерений установленного ИК на Объекте.

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» является поставщиком газа по договорам конечным потребителям в МО г. Сочи.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» занимает доминирующее положение на рынке поставки газа конечным потребителям, в границах  МО г. Сочи, с долей 100%.

Согласно требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании вышеизложенного, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», ущемляющих интересы ООО СХФ «Верлиока», установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном прекращении 15.02.2018 поставки газа на Объект – котельная теплиц, расположенная по адресу г. Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, в нарушении требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245. 

В свою очередь, представленные ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и ФБУ «Краснодарский ЦСМ» доводы и обстоятельства в возражениях на Заключение Комиссии Краснодарского УФАС России по делу № 70/2018 были рассмотрены в рамках дела № 70/2018, которым была дана надлежащая оценка и не влекут изменение принятого Решения.

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО СХФ «Верлиока» путем необоснованном прекращении 15.02.2018 поставки газа на Объект – котельная теплиц, расположенная по адресу г. Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, в нарушении требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245. 
  2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 01.10.2018 г., путем принятия мер по возобновлению поставки газа на Объекте ООО СХФ «Верлиока».
  3. Передать материалы дела № 70/2018 по факту нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

           

Председатель комиссии                                                        И.В. Иващенко

 

        

Члены комиссии                                                                    Е.Г. Войченко

                                                                                              Г.В. Цуканов-Лубяницкий

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны