Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 2480/2017 о нарушении законодательст... от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 2480/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

15 сентября 2017 года                                                                                  г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «Юла» (далее – Заявитель) на действия МБОУ ООШ № 14 с. Новоурупского МО Успенский район (далее – Заказчик) при проведении МКУ «Управление по закупкам администрации МО Успенский район» (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Капитальный и текущий ремонт, материально-техническое обеспечение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 14 села Новоурупского муниципального образования Успенский район» (извещение № 0318300553717000115) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Юла» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе: 1) установлены характеристики товаров, используемых при выполнении работ, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиции 10, 16, 37 «Доски», 11, 20, 36 «Бруски», 31 «Болты и гайки»); 2) установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 10, 26 «Доски», 36 «Бруски»).

Уполномоченным органом представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – МКУ «Управление по закупкам администрации МО Успенский район» проводился электронный аукцион: «Капитальный и текущий ремонт, материально-техническое обеспечение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 14 села Новоурупского муниципального образования Успенский район» (извещение № 0318300553717000115). Заказчик – МБОУ ООШ № 14 с. Новоурупского МО Успенский район.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 688 469,08 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Приложении к разделу 2 Описание объекта закупки «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:

 

№ п/п

Наименование товара (материала)

Наименование показателя

Значения показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей

Максимальное значение параметра

Минимальное значение параметра

Значение предлагаемое участником

10

Доски

Толщина, мм

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

Не менее 44 и более

 

В соответствии с п. 21 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» доска это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено следующее: терминам «не более», «не менее», «минимальное значение», «максимальное значение», «≤», «≥», «от», «до», «не уже», «не шире», «не выше», «не ниже», «как минимум», символ «-», «…» подразумевают, что значение(-ния), указанное(-ные) заказчиком, включено в предел допустимых значений, термин «более», «менее», «свыше», «превышать», «выше», «ниже», «лучше», «хуже», «<», «>», «шире», «уже» значит, что характеристика, указываемая участником, должна быть более (менее) указанной Заказчиком.

Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участником закупки может быть предложено по показателю «Толщина» значение 125 мм, что будет противоречить требованиям государственного стандарта.

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, установленные Заказчиком требования к товару по позиции 10 «Доски» противоречат положениям государственного стандарта, что является нарушением п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В Приложении к разделу 2 Описание объекта закупки «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:

№ п/п

Наименование товара (материала)

Наименование показателя

Значения показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей

Максимальное значение параметра

Минимальное значение параметра

Значение предлагаемое участником

11

Бруски

Толщина, мм

40, 75

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

Ширина, мм

75, 100, 125-150

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

16

Доски

Толщина, мм

19-22

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

20

Бруски

 

Толщина

40 мм или 75 мм

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

Ширина, мм

75; 100/125-150

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

36

Бруски

Толщина, мм

100

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

Ширина, мм

75; 100; 125, 150

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

37

Доски

Доски толщиной

32-40 мм

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

31

Болты и гайки

Диаметр резьбы болта

20...24 мм.

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

Длина резьбы болта

Заказчиком значение не установлено

≤ 64,5 мм

Заказчиком значение не установлено

 

Высота гайки

18...21,5 мм

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

 

Размер под ключ гайки

Заказчиком значение не установлено

Заказчиком значение не установлено

не менее 30 мм

 

Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено следующее: терминам «не более», «не менее», «минимальное значение», «максимальное значение», «≤», «≥», «от», «до», «не уже», «не шире», «не выше», «не ниже», «как минимум», символ «-», «…» подразумевают, что значение(-ния), указанное(-ные) заказчиком, включено в предел допустимых значений.

Согласно п. 2 ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями № 1, 2)» номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.

Номинальные размеры толщины и ширины

мм

                   

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участником закупки по позиции 11 «Бруски» по показателю «Ширина» может быть предложено значение 126 мм, по позиции 16 «Доски» по показателю «Толщина» -значение 20 мм, что будет противоречить требованиям государственного стандарта.

Аналогичные характеристики установлены Заказчиком по позициям 20 «Бруски», 37 «Доски», противоречащие требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 20 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.

Согласно п. 16 ГОСТ 18288-87 брус это пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.

Таким образом, требования, установленные Заказчиком по позиции 36 «Бруски» не соответствуют положениям государственного стандарта.

В соответствии с п. 2 ГОСТ 7805-70 «Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры (с Изменениями № 2-6)» конструкция и размеры болтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1, 2.

Таблица 1

мм

Номинальный диаметр резьбы ГОСТ 7805-70 Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры (с Изменениями N 2-6)

(14)

16

(18)

20

(22)

24

(27)

30

36

42

48

Примечания:

1. Размеры болтов, заключенные в скобки, применять не рекомендуется.

2. Допускается изготавливать болты с размерами, указанными в приложении 2.

Согласно п. 2 ГОСТ 7798-70 «Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры (с Изменениями № 2-6)» конструкция и размеры болтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1, 2.

Таблица 1

мм

Номинальный диаметр резьбы, ГОСТ 7798-70 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры (с Изменениями N 2-6)

16

(18)

20

(22)

24

(27)

30

36

42

48

Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участником закупки по позиции 31 «Болты и гайки» по показателю «Диаметр резьбы болта» может быть предложено значение 23 мм, что будет противоречить требованиям государственного стандарта. Следовательно, Заказчиком допущены нарушения п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В Приложении к разделу 2 Описание объекта закупки «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:

№ п/п

Наименование товара (материала)

Наименование показателя

Значения показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей

Максимальное значение параметра

Минимальное значение параметра

Значение предлагаемое участником

10

Доски

Предельные отклонения от номинальных размеров не более норм установленных ГОСТ

Заказчиком значение не установлено

должны быть -по длине, мм, не более + 50 и -25; -по толщине, не более, мм, ± 2,0; -по ширине, мм, не более ±3,0

Заказчиком значение не установлено

 

26

Доски

Предельные отклонения от номинальных размеров не более норм установленных ГОСТ

Заказчиком значение не установлено

должны быть –по длине, мм, не более +50 и -25; -по толщине, не более, мм, ±2,0; -по ширине, мм, не более ±3,0

Заказчиком значение не установлено

 

36

Бруски

Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов

Заказчиком значение не установлено

должны быть -по длине, мм, не более +50 и -25;-по толщине, не более, мм, ±2,0; -по ширине, мм, не более ±3,0.

Заказчиком значение не установлено

 

Согласно п. 1.2 ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, с Поправкой)» номинальные размеры пиломатериалов и предельные отклонения от номинальных размеров - по ГОСТ 24454.

В соответствии с п. 7 ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями № 1, 2)» предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов устанавливают, мм:

по толщине:

       

 

 

при размерах до 32 мм включ.

±1,0;

 

 

 

от 40 до 100 мм включ.

±2,0;

 
 

более 100 мм

±3,0;

 

по ширине для обрезных пиломатериалов:

       

 

 

при размерах до 100 мм включ.

±2,0;

 

 

 

более 100 мм

±3,0.

 

Соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.

Согласно п. 1.3 ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, с Поправкой)» условное обозначение должно состоять из наименования пиломатериалов (доска, брусок, брус), цифры, обозначающей сорт, наименования породы древесины (хв. - хвойные или отдельные породы - сосна, ель, лиственница, кедр, пихта), цифрового обозначения поперечного сечения (для необрезного пиломатериала - толщины) и обозначения настоящего стандарта.

Примеры условного обозначения:

Доска - 2 - сосна - 32х100 - ГОСТ 8486-86
Доска - 2 хв. - 32 - ГОСТ 8486-86

Таким образом, условное обозначение доски не содержит показатель предельного отклонения, в связи с чем, данные характеристики возможно установить только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.

Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Юла» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – МБОУ ООШ № 14 с. Новоурупского МО Успенский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – МБОУ ООШ № 14 с. Новоурупского МО Успенский район, Уполномоченному органу – МКУ «Управление по закупкам администрации МО Успенский район» (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны