Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 2523/2017 о нарушении законодательс... от 22 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 2523/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 сентября 2017 года                                                                                г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «ВертикальМС» (далее – Заявитель) на действия управления ЖКХ администрации МО город Геленджик (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО г. Геленджик (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Капитальный ремонт ул. Санаторная от ул. Ейской до ул. Рыбацкой в городе-курорте Геленджик» (извещение № 0118300003717000473) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «ВертикальМС» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 2 «Щебень из природного камня для строительных работ», 5 «Бетон тяжелый», 8 «Люки чугунные с решеткой для дождеприемного колодца ЛР»); 2) не указаны параметры размеров товара (позиция 1 «Кирпич керамический»); 3) установлены характеристики товара, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиции 5 «Бетон тяжелый», 3 «Бруски обрезные хвойных пород»).

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт ул. Санаторная от ул. Ейской до ул. Рыбацкой в городе-курорте Геленджик» (извещение № 0118300003717000473). Заказчик – управление ЖКХ администрации МО город Геленджик.

Начальная (максимальная) цена контракта – 50 109 700,00 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заказчиком в Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации установлены следующие технические и функциональные  параметры товара, в частности:

№ п.п

Наименование товара (материала)

Товарный знак *(при наличии)

Технические и функциональные  параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или ) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала)

2

Щебень из природного камня для строительных работ

 

ГОСТ 8267-93

Марка

600

Фракция, мм

св. 20 до 40 мм

Согласно п. 4.2.1 раздела 4 «Технические требования» ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями № 1-4)» щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.

Таким образом, в соответствии с положениями государственного стандарта фракция является технической характеристикой данного товара, следовательно, установление требований по данному параметру не противоречит нормам ст. 33 Закона о контрактной системе. 

Заказчиком в Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации установлены следующие технические и функциональные  параметры товара, в частности:

№ п.п

Наименование товара (материала)

Товарный знак *(при наличии)

Технические и функциональные  параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или ) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала)

5

Бетон тяжелый

 

ГОСТ 26633-2015

Крупность заполнителя, мм

20

В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» бетон тяжелый: бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях.

Согласно п. 4.7.8 ГОСТ 26633-2015 наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.

Таким образом, данный показатель устанавливается в технических документах.

Заказчиком в Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации установлены следующие технические и функциональные  параметры товара, в частности:

№ п.п

Наименование товара (материала)

Товарный знак *(при наличии)

Технические и функциональные  параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или ) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала)

8

Люки чугунные с решеткой для дождеприемного колодца ЛР

 

ГОСТ 3634-99

Полное открытие люка не менее, мм

550

Глубина установки крышки в корпусе не менее, мм

35

 

 

Согласно ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия (с Поправкой)» полное открытие люка - диаметр круга, который может быть вписан в проем корпуса люка или дождеприемника.

В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 3634-99 типы, основные параметры и размеры люков, их место установки указаны в таблице 1 и в приложении А.

Тип люка выбирают в зависимости от места установки.

Таблица 1

Тип (обозначение
по EN 124)

Наименование

Нагрузка номи-
нальная, кН

Полное открытие D,
не менее, мм

Глубина установки крышки в корпусе h, не менее, мм

ЛМ* (А15)

Легкий малогабаритный люк

15

450

20

Л (А15)

Легкий люк

 

550

 

С (В125)

Средний люк

125

550

25

Т (С250)

Тяжелый люк

250

550

35

На основании п. 4.5 ГОСТ 3634-99 условное обозначение люка или дождеприемника должно состоять из слова "Люк" или "Дождеприемник", его типа, исполнения или нескольких исполнений, габаритных размеров лаза в сантиметрах и обозначения настоящего стандарта.

Дополнительно в условное обозначение люка вводится обозначение инженерных сетей, для которых предназначен люк: В - водопровод; Г - пожарный гидрант; К - бытовая и производственная канализация; Д - дождевая канализация, ТС - тепловая сеть, ГС - газовая сеть, ГКС - городская кабельная сеть (в том числе ГТС - по согласованию с заказчиком).

Примеры условных обозначений:

легкого люка для сети водопровода с квадратной крышкой и размером лаза 60х60 см

Люк Л(А15)-В. 8-60х60 ГОСТ 3634-99

Таким образом, установленные Заказчиком параметры не указываются заводами-изготовителями.

 

Таким образом, условное обозначение данного товара не содержит такие показатели как полное открытие люка, глубина установки крышки в корпусе.

Установленное Заказчиком требование к товару затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации установлены следующие технические и функциональные  параметры товара, в частности:

№ п.п

Наименование товара (материала)

Товарный знак *(при наличии)

Технические и функциональные  параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или ) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала)

1

Кирпич керамический одинарный

 

ГОСТ 530-2012

Размер, мм

250х120х65

Согласно п. 3.2 ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» кирпич нормального формата (одинарный): Изделие в форме прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250х120х65 мм.

В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 530-2012 условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия в соответствии с таблицами 2 и 3; букв р - для рядовых, л - для лицевых, кл -для клинкерных, пг - для камней с пазогребневой системой, ш - для шлифованных камней; обозначения размера кирпича - в соответствии с таблицей 2, номинальных размеров камня - в соответствии с таблицей 3, рабочего размера камня с пазогребневой системой - в соответствии с таблицей 3, обозначений: по - для полнотелого кирпича, пу - для пустотелого кирпича, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта.

Примеры условных обозначений:

Кирпич рядовой (лицевой), полнотелый, размерами 250х120х65 мм, формата 1НФ, марки по прочности М200, класса средней плотности 2,0, марки по морозостойкости F50:

КР-р-по (КР-л-по) 250х120х65/1НФ/200/2,0/50/ГОСТ 530-2012.

Таким образом, установленный Заказчиком показатель «Размер» по позиции 1 «Кирпич керамический одинарный» не противоречит требованиям государственного стандарта и нормам ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации установлены следующие технические и функциональные  параметры товара, в частности:

№ п.п

Наименование товара (материала)

Товарный знак *(при наличии)

Технические и функциональные  параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или ) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала)

3

Бруски обрезные хвойных пород

 

ГОСТ 8486-86

Длина,м

От 4 до 6,5

Ширина,мм

От 75 до 150

Толщина,мм

От 40 до 75

Сорт

3

Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено при указании в документации показателя, сопровождающегося термином «от», указанное заказчиком значение является минимальным, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель более/выше заявленного заказчиком значения. При указании в документации показателя, сопровождающегося термином «до», указанное заказчиком значение является максимальным, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком.

Согласно п. 1.1 ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.

Термины и определения - по ГОСТ 18288.

Согласно п. 20 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» брусок пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.

Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участником закупки может быть предложено по показателю «Толщина» значение 40 мм, «Ширина» - 150 мм, что будет соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям государственного стандарта.

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, установленные Заказчиком требования к товару по позиции 3 «Бруски обрезные хвойных пород» противоречат положениям государственного стандарта, что является нарушением п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации установлены следующие технические и функциональные  параметры товара, в частности:

№ п.п

Наименование товара (материала)

Товарный знак *(при наличии)

Технические и функциональные  параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или ) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала)

5

Бетон тяжелый

 

ГОСТ 26633-2015

Крупность заполнителя, мм

20

Согласно п. 4.7.8 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с п. 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 - Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона

Наибольшая крупность заполнителя, мм

Содержание фракций в крупном заполнителе, %

От 5 до 10 мм

Св.10 до 20 мм

Св. 20 до 40 мм

Св. 40 до 80 мм

Св. 80 до 120 мм

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, установленное по позиции 5 «Бетон тяжелый» наименование параметра «Крупность заполнителя, мм» не соответствует положениям государственного стандарта.

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ВертикальМС» обоснованной в части установления параметров товаров, не соответствующих требованиям ГОСТ (позиции 3 «Бруски обрезные хвойных пород», 5 «Бетон тяжелый»); установления требований к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиция 8 «Люки чугунные с решеткой для дождеприемного колодца ЛР»).

2. Признать в действиях Заказчика – управления ЖКХ администрации МО город Геленджик, Уполномоченного органа – администрации МО г. Геленджик нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – управлению ЖКХ администрации МО город Геленджик, Уполномоченному органу – администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе № 836 от 18.09.2017 г. по делу № ЭА-2524/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны