Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 3414/2017 о нарушении законодательс... от 24 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 3414/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 октября 2017 года                                                                                     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «СтройГид» (далее – Заявитель) на действия администрации Славянского городского поселения Славянского района (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО Славянский район (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Реализация мероприятий подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» в Славянском городском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» (извещение № 0318300225017000396) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «СтройГид» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе: 1) требования к товарам размещены в плохо копируемом формате pdf; 2) в описании объекта закупки установлены характеристики товара, определение которых возможно только после приобретения партии товара (позиции 1 «Бетонная смесь (бетон)», 8, 9 «Смеси асфальтобетонные для плотного асфальтобетона», 12 «Щебень»)

Представителями Уполномоченного органа и Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы, с которыми представители Уполномоченного органа не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: «Реализация мероприятий подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» в Славянском городском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» (извещение № 0318300225017000396). Заказчик - администрация Славянского городского поселения Славянского района.

Начальная (максимальная) цена контракта – 22 800 000,00 рублей.

Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf,xls, xlsx, rar,zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.

В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;

просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила).

Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 № Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.

Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»).

Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.

Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления — текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.

Приложение № 1 к описанию объекта закупки «Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ» аукционной документации размещено в формате (.pdf), позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки, что соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Приложении № 1 к описанию объекта закупки «Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ» аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:

№ п.п.

Наименование товара

Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ

1

Бетонная смесь (бетон)

Требования к параметрам бетонной смеси при заказе на изготовление: 

Наименование показателей

Значение показателей

Тип бетонной смеси

БСТ

Марка по осадке конуса

П1-П4

Марка по жесткости

Ж1-Ж4

Требуется соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010)

В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия» бетонные смеси характеризуют следующими технологическими показателями качества, в том числе: удобоукладываемость.

Согласно п. 4.2 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ 7473-2010 условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.

Примеры условных обозначений:

бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:

БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;

Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B, Bt, Btb, Btt) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям.

Согласно п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.

Таблица 2 - Марки по осадке конуса

   

Марка

Осадка конуса, см

П1

1-4

П2

5-9

П3

10-15

П4

16-20

П5

Более 20

Таблица 3 - Марки по жесткости

   

Марка

Жесткость, с

Ж1

5-10

Ж2

11-20

Ж3

21-30

Ж4

31-50

Ж5

Более 50

Согласно п. 5.1.5 ГОСТ 7473-2010 удобоукладываемость бетонной смеси может быть задана маркой и дополнительно конкретным значением показателя удобоукладываемости в соответствии с таблицами 1-4.

Таким образом, требования Заказчика, установленные к марке по осадке конуса, к марке по жесткости бетонной смеси не являются требованиями к показателям товаров, значения которых определяются по результатам испытаний.

В Приложении № 1 к описанию объекта закупки «Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ» аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:

№ п.п.

Наименование товара

Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ

8

Смеси асфальтобетонные для плотного асфальтобетона

… Требуется, чтобы зерновой состав был прерывистым или непрерывным… Требуется соответствие асфальтобетонной смеси государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 9128-2013).

9

Смеси асфальтобетонные для плотного асфальтобетона

… Требуется, чтобы зерновой состав был прерывистым или непрерывным… Требуется соответствие асфальтобетонной смеси государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 9128-2013).

В соответствии с п. 4.1.8 ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать установленным в таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований и в таблице 3 - для верхних слоев покрытий.

Таблица 2

В процентах по массе

                         

Вид и тип смесей и асфаль-
тобетонов

Размер зерен, мм, не более

40

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

Плотные типов:

Непрерывные зерновые составы

А

90-100

66-90

56-70

48-62

40-50

28-38

20-28

14-20

10-16

6-12

4-10

Б

90-100

76-90

68-80

60-72

50-60

38-48

28-37

20-28

14-22

10-16

6-12

 

Прерывистые зерновые составы

А

90-100

66-90

56-70

48-62

40-50

28-50

20-50

14-50

10-28

6-16

4-10

Б

90-100

76-90

68-80

60-72

50-60

38-60

28-60

20-60

14-34

10-20

6-12

Пористые

90-100

75-100
(90-100)

64-100

52-88

40-60

28-60

16-60

10-60

8-37

5-20

2-8

Высоко-
пористые щебеночные

90-100

55-75
(90-100)

35-64

22-52

15-40

10-28

5-16

3-10

2-8

1-5

1-4

Высоко-
пористые песчаные

-

-

-

-

70-100

64-100

41-100

25-85

17-72

10-45

4-10

Примечания
1 В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части асфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня.
2 При приемо-сдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с показателями, выделенными полужирным шрифтом.

Таблица 3

В процентах по массе

                     

Вид и тип смесей и асфальтобетонов

Размер зерен, мм, не более

 

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

Горячие:

                   

- высокоплотные

90-100

70-100
(90-100)

56-100
(90-100)

30-50

24-50

18-50

13-50

12-50

11-28

10-16

- плотные
типов:

Непрерывные зерновые составы

А

90-100

75-100
(90-100)

62-100
(90-100)

40-50

28-38

20-28

14-20

10-16

6-12

4-10

Б

90-100

80-100

70-100

50-60

38-48

28-37

20-28

14-22

10-16

6-12

В

90-100

85-100

75-100

60-70

48-60

37-50

28-40

20-30

13-20

8-14

Г

-

-

100

70-100

56-82

42-65

30-50

20-36

15-25

8-16

Д

-

-

100

70-100

60-93

42-85

30-75

20-55

15-33

10-16

 

Прерывистые зерновые составы

А

90-100

75-100

62-100

40-50

28-50

20-50

14-50

10-28

6-16

4-10

Б

90-100

80-100

70-100

50-60

38-60

28-60

20-60

14-34

10-20

6-12

Холодные:

                   

типов:

                   

Бх

90-100

85-100

70-100

50-60

33-46

21-38

15-30

10-22

9-16

8-12

Вх

90-100

85-100

75-100

60-70

48-60

38-50

30-40

23-32

17-24

12-17

Гх и Дх

-

-

100

70-100

62-82

40-68

25-55

18-43

14-30

12-20

Примечания

1 В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части асфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня.
2 При приемо-сдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с показателями, выделенными полужирным шрифтом.

Из пояснений представителей Уполномоченного органа следует, что согласно п. 3.4 Пособия по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06.88) состав асфальтобетонной смеси подбирают по заданию, составленному на основании проекта автомобильной дороги.

В соответствии с п. 41 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий, утвержденного Союздорнии Министерства транспорта СССР 18.10.1978 г., при подборе состава асфальтобетона любого вида, типа и марки следует руководствоваться следующим: а) одним из важных факторов, обеспечивающих требуемое качество асфальтобетона, является зерновой состав его минеральной части.

Таким образом, характеристика зернового состава является одним из основных показателей качества асфальтобетонной смеси.

Представителями Уполномоченного органа представлены паспорта качества на данный товар, а также коммерческие предложения, в которых указан зерновой состав.

На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком характеристики по позициям 8, 9 «Смеси асфальтобетонные для плотного асфальтобетона» не требуют приобретения товара и проведения соответствующих испытаний на стадии формирования заявки.

В Приложении № 1 к описанию объекта закупки «Требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ» аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товара, в частности:

№ п.п.

Наименование товара

Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ

12

Щебень

Иные характеристики должны быть следующими:

наименование показателя

минимальное значение

максимальное значение

В зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы группа щебеня должна быть

2

5

Требуется соответствие щебня государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 8267-93)

Согласно п. 4.3.2 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями № 1-4)» форму зерен щебня и гравия характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.

Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2.

Таблица 2

Группа щебня

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе

1

 

До 10 включ.

2

 

Св. 10 до 15 включ.

3

 

" 15 " 25 "

4

 

Св. 25 до 35 включ.

5

 

" 35 " 50 "

Примечание - По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего св. 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой формы.

Согласно п. 5.12 ГОСТ 8267-93 результаты приемочного контроля и периодических испытаний приводят в документе о качестве, в котором указывают, в том числе: содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.

Из пояснений представителей Уполномоченного органа и Заказчика следует, что группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы является одной из основных качественных характеристик щебня, что указывается в строительных справочниках, а именно: лещадность – одна из самых важных характеристик качества щебня, при строительстве железных и автомобильных дорог применяют щебень повышенной лещадности, так как он обладает лучшми дренирующими свойствами.

 Представителями Уполномоченного органа и Заказчика представлены сертификаты на данный товар, в которых указана группа щебня.

          Таким образом, установленное Заказчиком описание объекта закупки не противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СтройГид» необоснованной.

2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318300225017000396).

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны